Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок [ ], использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения….
Звуки разделены на:
- Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
- Согласные звуки русского языка выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.
Согласные разделяют на:
- глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата,
- твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.
Буквы, обозначающие согласные звуки
Почему важна постановка и автоматизация звука Ш?
Нельзя затягивать с постановкой или коррекцией звука «Ш». До 3-х лет дети еще могут произносить звуки не совсем четко (в пределах нормы), но если эта проблема продолжается, то необходимо заняться артикуляционной гимнастикой, научить ребенка правильно дышать во время произношения звуков.
Причиной неправильного произношения может быть: короткая уздечка, с ребенком взрослые «сюсюкали» в детстве (он слышал, как близкие выговаривали звуки, запомнил это и перенял).
Если махнуть рукой на постановку «Ш», ребенок и дальше будет заменять проблемный звук другими, его речь (как устную, так и письменную) не будет понимать учитель, от чего успеваемость ученика снизится, а сверстники будут смеяться над ним. Все это приведет к психологической травме, комплексам, ребенок может замкнуться в себе.
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | [б] | [б’] | [в] | [в’] | [г] | [г’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [ж] |
Гл. | [п] | [п’] | [ф] | [ф’] | [к] | [к’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [ш] |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Подготовка артикуляционного аппарата
Для того, чтобы начать работу над постановкой звука, необходимо тренировать мышцы ротовой полости с помощью речевой гимнастики, которые обязательно следует выполнять перед зеркалом.
Возможные артикуляционные упражнения:
- «чашечка» или «ковш»: язык в широком положении поднять к верхним зубам, и подержать несколько секунд;
- «лопаточка»: язык в том же положении положить на нижнюю губу, и подержать несколько секунд;
- вытянуть вперед губы в виде трубочки и улыбнуться (зафиксировать 5 секунд);
- дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
- вытягивать язык в форме иголочки;
- делать языком «часики» (водить языком из стороны в сторону), «качелька» (язык вытягивается вперед и нужно его спинку поднимать/опускать);
- «белить рот»: рот закрыть, вводить языком по небу, словно его белим;
- «цокать»;
- копировать движения языка кошки, когда она лакает молоко.
Глухие
Тихие, прокричать их довольно сложно. Голосовые связки не препятствуют движению воздуха из легких, а звучание образуется за счет изменения формы губ и положения языка.
Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.
Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.
Это интересно! Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа
Техника постановки звука Ш
Поставить звук «Ш» можно разными способами:
- подражая;
- с помощью артикуляционной гимнастики;
- задействуя другие звуки;
- механически.
На начальных этапах ребенок не только смотрит на взрослого и повторяет правильное произношение, но и смотрит в зеркало на себя, анализирует, что он делает не так. Логопед или родитель внимательно смотрят за тем, как малыш произносит звук «Ш» и корректно делает замечания.
Регулярная артикуляционная гимнастика помогает развивать речевой аппарат, благодаря чему ребенок верно произносит звуки.
При постановке «Ш» можно задействовать другие звуки:
- просто ставится звук «Ш» от «Т». Малыш повторяет непрерывно «Т», округляет и вдвигает вперед губы, улыбается, направляет воздух по желобку;
- когда ребенок верно произносит «Р» необходимо «порычать» шепотом, постепенно убрать напор выдыхаемого воздуха, пока не будет больше вибрации (появится легкое шипение);
- от звука «С», нужно долго свистеть, слегка приподнять край языка к верхним резцам и выпустить воздух (будет слышаться звук «Ш»).
Механические приспособления (зонд, шпатель) помогают зафиксировать нужное расположение языка, которые лучше использовать логопеду, ведь не все родители имеют навык управления ими.
Логопед с помощью приборов ставит звук «Ш» от гласных «А», «Э», «Ы», приподнимая язык ребенка к верхнему небу, от согласных «С», «Р». Когда будет слышаться четко «Ш» инструмент убирают и малыш самостоятельно «шипит».
Звонкие
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
Зв. | [б’] | [б] | [в’] | [в] | [г’] | [г] | [д’] | [д] | [ж] | [з’] | [з] | [й] | [л] | [м] | [н] | [р] |
Гл. | [п’] | [п] | [ф’] | [ф] | [к’] | [к] | [т’] | [т] | [ш] | [с’] | [с] | [х] | [ц] | [ч] | [щ] |
Автоматизация звука Ш в слогах
После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях) закрепляется звукопроизношение «Ш» в слогах (повторяется по 3 раза): -ша, -шо, -шу, -ши, -ше, -аш, -ош, -уш, -иш, -еш, ёш, -яш, -юш.
Упражнения постепенно усложняются другими согласными:
ШК ШТ ШВ ШЛ | А |
У | |
О | |
Ы | |
И |
Непарные согласные
Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.
Непарные согласные разделяются на:
- соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол,
- шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Алфавит русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!
Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!
Непарные согласные
Автоматизация Ш в начале слова
Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.
Глухие и звонкие согласные
В фонетике русского языка глухие согласные составляют со звонкими согласными пары, совпадающие по остальным признакам, кроме звонкости/глухости.
Всегда глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] являются непарными. У них нет парных звонких согласных в русском языке.
Автоматизация Ш в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Алеша с Наташей весело шагают.
- Миша хочет купить большой шарик.
- Даша вешает шарф на новую вешалку.
- Саша едет на черной лошадке.
- Мишутке шьют новую шубу.
- На шубе есть швы.
- Одень сегодня серую шубу и шапку.
- Яша, помой шею и уши.
- У машины поставили новые черные шины.
- Наташенька, дай башенку.
- Катюша, одевай галоши, чтобы не промокли ножки [ш].
- Настюша пошила на швейной машинке для куклы 2 шапки, 2 шарфа и одну шубу.
- У малыша есть карандаш.
- Мышь шуршит бумажкой [ш].
- Малыш сорвал ландыши.
- Наш шалаш очень хорош.
- Катюша сшила рубашку, но поспешила.
- Маша с Сашей шли за Глашей.
- Мои книжки [ш] стоят в шкафу.
- Там зеленая лягушка сидит на дорожке [ш].
- Мы с Пашей играем в шахматы.
- Кошка бегает за мышкой.
- Мишка набил себе шишку на макушке.
- Наша кошка любит играться катушкой.
- Я нашел в бабушкиной шкатулке разные катушки.
- Валюша любит лепешки и ватрушки.
- Швея сошьет на машинке парашют для игрушки.
Неправильное произношение звуков
1) произношения: межзубное, щёчное, боковое
2) «нижнее» произношение звуков «Ш», «Ж» ( щель образуется между передней частью спинки языка и с твёрдым нёбом, напоминает звук «Щ«)
3) заднеязычное (щель образуется сближением задней части спинки языка и с твёрдым нёбом)
4) замены на другие шипящие или свистящие звуки
Игры на постановку и автоматизацию
Если проводить занятия в форме игры, малыш не будет уставать и терять интерес. Взрослый, задействуя образы, помогает ребенку быстрее понять, как правильно произносится звук «Ш».
Можно придумать историю: мы изображаем ужей или мышек, и нам тихонько нужно приползти к еде, чтобы нас не съели кошки.
Когда необходимо отработать произношение звука, можно показывать картинки. Ребенок смотрит на изображение и называет предметы. После задачу можно усложнить: показать картинку, а малыш должен описать, что он видит, какие действия и кто делает.
Упражнение «Закончить слово»:
- ША: Да… (Даша), ка… (каша), Ма… (Маша), Ми… (Миша).
- ШУ: пи… (пишу), ма… (машу), но… (ношу), ко… (кошу).
- ШИ: мы… (мыши), малы… (малыши), гало… (галоши), кры… (крыши).
Упражнение «Нас много»:
- мышь – мыши;
- малыш – малыши;
- шалаш – шалаши;
- камыш – камыши.
Упражнение «Назови ласково»:
- Маша (Машенька);
- Даша (Дашенька);
- Паша (Пашенька);
- Миша (Мишенька);
- Саша (Сашенька).
Упражнение «Продолжить предложение» (образец «Я пишу, и Миша пишет):
- Я ношу, и … .
- Я пишу, и … .
- Я тушу, и … .
- Я пашу, и … .
Упражнение «Продолжить ряд слов однокоренными»:
- Шум (шумный, шуметь).
- Шут (шутка, шутить).
- Шаг (шагом, шагать).
Упражнение «Поставить слова в форму множественного числа» (образец «Один малыш – два малыша – много малышей»):
- камыш;
- шалаш;
- галоша;
- мышь;
- кошка;
- мышка;
- мошка.
Упражнение «Поставить слова в прошедшую форму» (образец: Шуметь – шумел – пошумел):
- шутить (шутил – пошутил);
- шипеть (шипел – пошумел);
- шуршить (шуршал – пошуршал);
- шептать (шептал – пошептал).
Упражнение «Кто что делает?»:
- Камыш (шумит).
- Мышь (шуршит).
- Уж (шипит).
- Шалун (шалит).
Похожие записи:
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
- Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….
Как помочь своему ребенку правильно произносить звук [Ш]. Рекомендации для родителей
Елена Степанова
Как помочь своему ребенку правильно произносить звук [Ш]. Рекомендации для родителей
Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», «хыхка». Это разные варианты неправильного произнесения звука Ш.
Для того, чтобы правильно произнести звук Ш, язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих.
Звуки речи усваиваются ребенком в определенной последовательности. Причем первыми ребенок начинает произносить не те звуки, которые он чаще слышит, а те, которые ему легче произнести. Подъем кончика языка вверх становится возможным для ребенка в возрасте около трех лет. Поэтому шипящие звуки появляются в речи в 3-4 года.
Прежде чем пытаться самостоятельно научить шипеть своего ребенка, рекомендуется пройти логопедическое обследование у специалиста. Возможно, укороченная подъязычная уздечка не позволяет языку подниматься вверх. Тонус мышц языка может быть причиной бокового произношения. С такими особенностями органов артикуляции может справиться только специалист.
Если органы артикуляции вашего малыша в порядке, предлагается следующий план действий. Последовательность работы строго определена! Не стоит спешить переходить от одного пункта к следующему.
1. Артикуляционная гимнастика.
Самая важная и длительная работа. Рекомендуется очень тщательно и основательно подойти именно к этому этапу работы, т. к. от качества выполнения этого периода будет зависеть дальнейшая работа.
Прежде всего необходимо подготовить органы артикуляции к правильному произношению. В этом вам поможет специально подобранный комплекс артикуляционной гимнастики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений малыш должен научиться делать язык широким, поднимать его вверх, выдувать воздух посередине языка, удерживая при этом вытянутыми губы. Все упражнения следует выполнять без принуждения, в игровой форме, весело и интересно. Дети учатся только по подражанию. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, сами перед зеркалом разучите все необходимые упражнения. Упражнения разучиваются постепенно, добавляя новые. Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, используя любые режимные моменты (умываемся, чистим зубы, одеваемся, гуляем, играем). Важно добиться четкого и правильного выполнения. Маленький ребенок достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому лучше выполнять упражнения по 2-3, но чаще в течение дня. Главное, поддерживать интерес и не переутомлять малыша. Гимнастику можно выполнять под музыку, либо сопровождая упражнения стихотворными текстами. После того, как упражнения будут с легкостью выполнятся, можно приступать ко второму шагу.
2. Вызыванию звука Ш.
Обращаем ваше внимание на соблюдение «тайны» звука. Не говорите какой звук вы собираетесь вызывать. Мы не будем учиться говорить звук Ш, мы будем учиться шипеть как змея.
Предлагаю вам несколько способов вызывания звука Ш.
1. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя руку. Она будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…. При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если малыш затрудняется вытянуть губы, помогите ему — нажмите большим и средним пальцами на его щеки в районе коренных зубов, язык изнутри плотнее прижмется к коренным зубам, а губы выступят вперед «рупором». Обучаем змею разговаривать — используем карточки с символами или буквами гласных звуков (ШШШ — ША, ШШШ — ШЭ, ШШШ — ШО, ШШШ -ШУ).
2. Просим ребенка сделать из языка «чашечку». Прислоняем «край чашечки» — широкий кончик языка, к остриям верхних зубов. В чашечке очень горячий чай, надо подуть на край чашечки, чтобы остудить чай. Выдох надо ощущать на подставленной ко рту ладони. Будет слышен неясный свистящий звук. Теперь чашечку нужно аккуратно занести в рот, так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» скользит от остриев верхних зубов по внутренней стороне резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время не перестаем дуть «на край чашечки». Свистящий звук перейдет в шипящий. Когда услышите звук Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». В дальнейшем пусть ребенок сразу приставляет «край чашечки» к альвеолам и «шипит». «Шипение ложится» на ладонь, оно «горячее». Округляем и вытягиваем губы — выйдет полноценный Ш. Учим змею разговаривать слогами.
3. Если у ребенка есть правильный звук С, просим его «посвистеть как комар». Губы находятся в улыбке, видны верхние и нижние резцы. Не прерывая свиста, язык ребенка перемещается от внутренней поверхности нижних резцов к внутренней поверхности верхних резцов, и дальше к альвеолам. Комар должен ползти, непрерывно ощупывая дорогу хоботком, чтобы не сбиться с пути, ведь во рту темно. Комар должен превратиться в другое существо, предлагаем вместе выяснить, в кого он превратится. Сначала послышится нечеткий шипящий звук. Когда язык достигнет альвеол, получится почти полноценный звук Ш. Комар превратился в змею и шипит. Остается только округлить и вытянуть вперед губы (самостоятельно или с помощью пальцев). Обучаем змею разговаривать.
4. Ребенок приставляет широкий кончик языка к внешней поверхности альвеол и длительно тянет звук Т. За ним идет шипящий звук. Пусть ребенок этим звуком целится себе в ладонь. Пока ребенок тянет звук Т и следующий за ним шипящий, рот приоткрытю. Просим поставить верхние резцы на нижние. Возникнет почти полноценный Ш. Шипение должно ложиться на ладонь широкой горячей струей. Затем нужно сразу шипеть как змея без опорного звука Т. Губы находятся в широкой улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Пока ребенок «шипит», большим и средним пальцами нажмите на его щеки, тем самым выдвигая губы вперед «рупором». Звук Ш станет совсем точным. В дальнейшем ребенок научится сам выговаривать звук без вспомогательных средств. Обучаем «змею» разговаривать.
5. Если ваш ребенок правильно произносит звук Р, т. е., широкий язык находится за верхними зубами и вибрирует только кончик языка, можно использовать Р для вызывания звука Ш. Губы находятся в широкой улыбке, видны верхние и нижние резцы, ребенок тянет звук Р. Просим произнести этот же звук, но шепотом, чтобы язык прекратил свою вибрацию. Послышится звук Ш. Говорим ребенку, что так «шипит» змея. Округляем губы. Закрепляем звук в слогах.
Научившись произносить изолированный звук Ш, вспоминаем и ищем, что и кто еще умеет шипеть. Шипит проколотая шина, рассерженная кошка и гусь, шелестят листья деревьев на ветру, осенние опавшие листья под ногами, скребется мышь под полом.
3. Автоматизация звука в слогах и словах.
При автоматизации звука в словах следует исключать те слова, в которых встречаются звуки, которые не выговаривает ваш малыш. Т. е. если ребенок не говорит звук Р, мы не предлагаем ему слово ШАРИК.
= прямые слоги (ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, ШУ)
= в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ, ЭШЕ, ИШИ, УШУ)
= обратные слоги (АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ИШ, УШ)
4. Автоматизации звука в предложениях, стихах и связной речи.
Данная работа осуществляется постепенно, по принципу: от простого к сложному.
5. Дифференциация звуков.
Данный этап работы необходим, если изначально ваш малыш заменял звук Ш на какой-то другой (как правило, это звук С — «сапка», «масина»).
Для автоматизации и дифференциации звуков вам помогут логопедические тетради
Список рекомендуемой литературы:
1. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. : Т. Дмитриева, 2015. — 160 с.
2. Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.
3. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М. : Гном, 2015.- 32 с.
4. Азова Е. А., Чернова О. О. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ш, Ж. М. : ТЦ Сфера, 2010.- 32 с.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков. М. : Гном, 2007.- 36 с.