Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий (по А.Р. Лурия)


Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма. К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации.

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров.

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий. Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется. Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Афазия и ее формы

Речь — это использование языка в целях общения. Сложная структура языка требует разных сложных речевых умений: умения говорить и различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила грамматики, читать, писать и т.д. Инсульт или травма мозга лишает больных этого. Нарушения речи, состоящие в потере способности выражать свои мысли словами, проявляются главным образом в виде афазии и иногда дизартрии. Они могут различаться у разных больных как по степени выраженности речевого расстройства, так и по форме его проявления. Так, одни больные с афазией теряют речь полностью, становятся «безречевыми», в речи других много искажений, третьи испытывают лишь легкие затруднения в разговоре. Некоторые из них перестают даже понимать речь других людей. Таким образом, существуют разные формы афазии.

Главным проявлением афазии в большинстве случаев является то, что при ней грубо нарушена устная речь. При этом в одних случаях больным трудно произносить отдельные звуки речи, т.е. совершать необходимые для этого движения языком, губами и другими органами артикуляции, в других случаях они произносят отдельные звуки, но не могут подобрать нужные слова, в третьих — не могут объединить слова в связные предложения.

Большинству больных не удается ни прочитать, ни написать звуки и слова, которые они не могут произносить или произносят с ошибками. Артикуляция и буква связаны между собой. Это наглядно демонстрирует тот факт, что ребенок учится писать, усиленно проговаривая то, что хочет получить на листе бумаги. Если до заболевания способность писать была развита очень высоко, то артикуляция может и не играть решающей роли. Однако чтобы это преимущество было использовано, необходима также сохранность автоматизмов письма, т.е. чтобы рука писала как бы сама. У больных же с афазией, как уже говорилось, часто именно пишущая рука (правая) бывает парализованной или паретичной. Это не дает им возможности писать за счет упроченного навыка руки. Некоторое исключение в степени зависимости письма от состояния речи составляют левши, но «чистых» левшей вообще немного, и поэтому способность писать при афазии сохраняется редко. Обычно это удивляет окружающих. Видя, что больной не может сказать, ему дают карандаш и просят изложить письменно то, что он хотел бы сказать устно. Вот тут и обнаруживается, что больной так же (если не более) беспомощен в письме, как и в устной речи. В том-то и состоит суть постигшей больного трагедии, что речевое общение становится невозможным практически никаким доступным прежде способом — ни устным, ни письменным.

Некоторые больные, как уже упоминалось, не только не говорят и не пишут, но и не понимают многое из того, что слышат от окружающих, хотя, как известно, понимать всегда легче, чем говорить. Не в состоянии они и прочитать адресованное им сообщение (по той же причине, что и не могут писать). Вы, вероятно, испытывали это на себе, если вам приходилось общаться на иностранном языке, который знаете не очень хорошо. Когда говорят другие, почти все понятно: а сказать самому трудно. Так бывает и при определенных формах афазии.

Таким образом, афазия — это не просто потеря способности говорить, выражать свои мысли устно, но и невозможность писать, читать, понимать речь. Афазия принимает различные формы в зависимости от локализации очага поражения и, кроме того, по-разному проявляется у разных больных. Это связано с тем, что язык, которым мы пользуемся, имеет сложную структуру, а именно состоит из звуков, слов, разнообразных грамматических средств. Каждая из этих частей языка осуществляется определенной, своей собственной зоной мозга, т.е. имеет разную локализацию в нем: звуки речи в одних участках мозговой коры, слова — в других, грамматические средства — в третьих. Кроме того, за то, чтобы звук речи, слово или предложение были услышаны, отвечают одни участки мозга, за то, чтобы они были сказаны, другие, а за то, чтобы были написаны или прочитаны, — третьи. На рис. 2 и 3 обозначены границы так называемой речевой области мозга, т.е. тех участков коры, которые имеют прямое отношение к осуществлению речевой функции.


Многие из известных в настоящее время форм афазии были описаны еще в прошлом веке знаменитыми неврологами разных стран, например, Брока, Вернике. На базе этих описаний и собственных фундаментальных исследований выдающимся отечественным ученым А.Р. Лурия создана наиболее распространенная не только в нашей стране, но и за рубежом классификация афазий. В ней показано, что при локализации очага поражения в одной зоне мозга непосредственно из-за гибели нервных клеток, т.е. первично, теряются одни речевые навыки, а при его локализации в другой зоне — другие. Остальные стороны речи страдают вторично, т.е. как следствие первичного дефекта. Таким образом, при одних формах афазии первично страдают звуки речи, а слова вторично, а при других, первично — слова, а вторично, допустим, способность построить предложение и т.д. Рассмотрим это подробнее, исходя из того, какова суть разных элементов языка с точки зрения их лингвистических особенностей и осуществления мозгом.

Моторная афазия Существует еще одна распространенная форма афазии, которая проявляется в том, что больные теряют способность говорить, т.е. не могут произносить звуки речи и слова. Она носит название моторной. Ее называют также афазией Брока — по имени ученого, впервые описавшего ее.

Больные с моторной афазией либо совсем не говорят, либо искажают звуки речи, либо заменяют один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в полости рта. В этом случае распадаются сами схемы артикуляции. Речь больных, потерявших артикуляционные схемы звуков, прерывается паузами (поиски артикуляционной позы). В ней много ошибочных звуков, затрудняющих понимание окружающими того, что говорит больной. Иногда, замечая свои ошибки, больной либо резко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Почему же органы артикуляции — язык, губы, челюсти — могут действовать, когда больной ест, пьет, дышит, напевает мелодию без слов и т.п., и так несостоятельны, когда больной пытается говорить? Дело в том, что помимо способности двигаться, непосредственно зависящей от состояния мышц, речевым органам нужна еще способность сформировать звук, привести в соответствие все многочисленные группы мышц, участвующие в артикуляции. Команду о том, как себя вести, мышцы получают от мозга, причем от его определенного участка, где они имеют свою «прописку». Если этот участок поврежден, то команда не поступает совсем или поступает в искаженном виде, неправильной. В результате — вместо «стол» получается «слот», вместо «папа» «мапа» и т.п. Такая афазия обозначена А.Р. Лурия как афферентная моторная. Она возникает при поражении нижнетеменной доли. Если же больные затрудняются в произнесении серии звуков речи, т.е. слов, даже будучи способными произносить отдельные звуки речи, то имеющуюся у них афазию называют эфферентной моторной. При ней очаг поражения расположен в премоторной зоне мозга.

Из сказанного ясно, что оперирование звуками речи — различение их на слух и произнесение — крайне важно для способности говорить. Недаром эти процессы регулируются основными речевыми зонами мозга.

Амнестическая, акустико-мнестическая афазия Если больной не может правильно слышать или произносить звуки речи, то неизбежно будет затруднено понимание или произнесение им слова. Существуют, однако, формы афазии, при которых больные плохо владеют словом по другим причинам. Это прежде всего забывание названий предметов, а нередко действий, качеств и пр. Больной знает, что он хочет сказать, знает основное назначение, функцию предмета, о котором идет речь, но не находит его названия. Например, он говорит: «Мне нужен… ну как его… такой длинный узенький… ну чем рисуют…» (имея в виду карандаш), или «Я люблю такой сочный, сладкий, в желтой кожуре, растет на юге» (апельсин).

Конечно, хорошо знакомые слова исчезают из памяти реже. Они прочнее входят в речь и остаются в случае болезни дольше. Обычно это названия бытовых предметов, слова этикета — «здравствуйте», «спасибо», «до свидания» и им подобные, связанные с профессиональной деятельностью человека или же его постоянными непрофессиональными интересами — увлечениями Особенно часто забываются имена собственные: фамилии, географические названия и т.д. Часто во время поиска нужного слова речь больного сопровождается вставными оборотами, отражающими досаду. Например, вспоминая слово «телефон», больной говорит: «Ах, черт… звонить… алло… ну, как же я забыл?.. У меня дома есть… такой… ну, конечно, знаю… черт возьми!., забыл…»

Забывание слов в большинстве случаев не простое выпадение из памяти названия предмета. Сложность этого явления состоит в том, что теряются, обедняются смысловые связи между словами, а также страдает понимание переноса смысла слов, синонимов, антонимов и т.д. Так, больные с нарушениями словаря часто не могут найти обобщающего слова для группы однородных предметов (одежда, мебель, посуда и т.д.), выражение «золотая голова» понимают буквально: голова, сделанная из золота, и т.д. Афазию, при которой главным симптомом является забывание слов, издавна называют амнестической. Если при этом нарушается и способность удерживать в памяти только что воспринятую речевую информацию, т.е. если страдает оперативная слухоречевая память, то такую афазию обозначают как акустико-мнестическую. За эту функцию отвечает задневисочная область левого полушария .

Динамическая и семантическая афазии Слово — основная единица языка, имеющая смысл. Естественно, что недостаток слов не позволяет построить полноценное предложение. Однако бывает так, что больной знает все слова, которые входят в предложение, правильно артикулирует звуки, а соединить их вместе не может. Почему же в его речи практически нет предложений? Почему она состоит из отдельных слов? Прежде всего потому, что он «забыл» правила грамматики, потерял «чувство языка». Без этого становится невозможным правильное согласование слов между собой, и они начинают употребляться в исходной форме. Например, вместо «мужчина читает газету» больной может сказать «мужчина… читать… газета…». Или же он употребляет неправильную грамматическую форму, аналогично тому, как это делают иностранцы. Например, «мужчина… читать… газетой…». Особенно трудно больным составлять сложную фразу с придаточными предложениями или причастными оборотами. Они практически отсутствуют в речи этих больных.

За такие языковые навыки отвечают зоны мозга, расположенные в заднелобных отделах левого полушария, благодаря которым человек усваивает и использует в течение жизни правила грамматики.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А.Р. Лурия назвал динамической. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы — звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобной коры левого полушария.

Существуют и другие грамматические знания, например те, которые позволяют нам понимать сложные обороты речи, называемые условно логико-грамматическими. Например: «ПетЮ ударил Ваня», «письмо подругИ» и «письмо подругЕ», «отец брата» — «брат отца» и т.д. Для того чтобы понять эти конструкции, необходимо вычленить грамматический элемент, от которого зависит общий смысл данного оборота речи, и расшифровать, понять его. Так, оборот «письмо подруги» становится сразу понятным, если добавить слова «от моей». Фразу «письмо от моей подруги» трудно истолковать ошибочно, поскольку в ней присутствуют опорные, вспомогательные слова от моей. В логико-грамматических оборотах речи их нет, поэтому смысл зависит здесь лишь от грамматического элемента в данной конструкции, а именно от окончания в слове «подругИ». Поэтому они так трудны для данного контингента больных.

Знаменитый русский лингвист Л.В. Щерба придумал шуточный текст, который ярко демонстрирует роль грамматических элементов в обозначении (кодировании) смысла. В этом тексте нет ни одного слова, которое существовало бы в русском языке, однако грамматическое оформление их соответствует правилам русской грамматики. Прочтите этот текст и попытайтесь расшифровать его. Как ни странно, вы увидите, что у вас складывается определенное мнение о содержании «текста». Итак: «Глокая Куздра штеко будланула Бокра и курдячит бокренка». Наиболее распространенное толкование «Глокой Куздры» выглядит следующим образом: «Какое-то животное сильно толкнуло или ударило другое животное и нянчит его детеныша». Вот так, опираясь на значение грамматических элементов, можно объяснить на первый взгляд бессмыслицу. Следовательно, грамматика — это не только правила связи слов в предложении, но и дополнительные значения смысла слов. Так, пальчик — это не просто палец, а маленький палец. Указание на размер содержится в грамматическом элементе слова, а именно в суффиксе -чик. Понятно, что слова «приплыть», «уплыть», «заплыть» имеют совсем разные значения в результате соединения слова «плыть» с разными грамматическими элементами.

В логико-грамматических оборотах речи грамматические элементы выступают в наиболее сложном виде. Они несут не добавочную, а основную смысловую нагрузку. Не зная, что винительный падеж существительного Петя имеет окончание -ю, мы не сможем понять, что в обороте «Петю ударил Ваня» Ване отведена роль драчуна, а Пете — того, кого побили. Ошибочное понимание оборота в данном случае провоцируется к тому же обратным порядком слов в предложении, допустимом в русском языке, но редко используемом в речи.

Афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматической стороны речи, а также слов, значение которых резко меняется от наличия или отсутствия грамматического элемента, называется семантической. Возникает она при поражении особой зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга — теменной, височной и затылочной долей полушария

Мы остановились выше на формах афазии, связанных с нарушением в использовании основных единиц языка: звуков речи, слов, предложений. При этом были представлены не все формы афазии, а лишь наиболее часто встречающиеся .

Из книги Визель Т. Г Как вернуть речь.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

Важно отметить, что человеческий мозг синтезирует и воспринимает речь благодаря развитым речевым центрам. Оба речевых центра находятся в коре больших полушарий и носят название исследователей их открывших.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Этиологические факторы возникновения афазии

Причиной развития такого когнитивного расстройства, как афазия могут стать самые разнообразные факторы, как внешней, так и внутренней среды человека. Однако, чаще всего к развитию афазии приводят внутренние факторы. К самым часто-встречающимся этиологическим факторам развития афазии можно отнести:

  • Черепно-мозговая травма. Один из самых частых внешних факторов. Афазия может возникнуть при дорожно-транспортном происшествии или во время борьбы, когда тканям головного мозга пострадавшего приходится испытывать выраженную кинетическую энергию. Сотрясение головного мозга может приводить к ушибу его тканей в результате гидродинамического удара или же к развитию разрыва церебральных сосудов или сосудов паутинной оболочки.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Самая частая причина развития афазии. В большинстве случаев инсульт возникает в результате поражения сердечно-сосудистой системы, что приводит к ишемическому повреждению головного мозга. Если тромб локализован на уровне средней мозговой артерии, то происходит поражение речевого центра и развитие моторной афазии. К предрасполагающим компонентам сосудистых заболеваний также относят: гипертоническую болезнь, дислепидемические нарушения состава крови, атеросклероз и метаболические нарушения.
  • Онкологические заболевания. В структуре причин возникновения афазии также часто встречаются. Афазия в таком случае возникает при повреждении опухолью речевого центра или при сдавлении последнего опухолью доброкачественного характера.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Данная этиологическая причина чаще всего встречается у детей и молодых лиц, так как именно они более подвержены генерализованным инфекционным процессам. К афазии могут привести менингит и энцефалит.

В более редких случаях причиной становятся такие хронические дегенеративные заболевания нервной системы, как болезнь Альцгеймера и Пика, которые также могут затронуть речевые зоны больших полушарий.

Классификация видов афазии

В клинической неврологической практике принято выделить следующие виды афазий:

  • Динамическая, возникает при органическом повреждении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
  • Акустико-гностическая, проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентральной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков. У больного также отмечается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме.

Моторная афазия

    К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.
  • Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
  • Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
  • Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.

Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Периоды восстановительной коррекции

Восстановительная коррекция предполагает воздействие на все психические процессы в целом и ведется на фоне психотерапевтический мероприятий. В логопедической работе выделяют 2 периода.

  1. Острый период (первые 2 месяца после заболевания). Ведется работа по растормаживанию угнетенных речевых структур и профилактике фиксации аграмматизмов, парафазий, речевого эмбола. В основе коррекции лежит диалогическая речь по схеме: отраженная речь — подсказки первого слога ответа — самостоятельный ответ с выбором нескольких слов — самостоятельный ответ без учета количества слов — самостоятельная постановка вопросов.
  2. Резидуальный период (после 2-х месяцев). Затормаживаются аномальные связи.

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного.

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови.

Лечение афазии

Перед коррекцией речевых нарушений специалисты определяют причину заболевания и по возможности устраняют ее. Непосредственно терапия состоит из:

  1. Работы с логопедом и неврологом. Врач индивидуально подбирает программу лечения: обучает произносить или выделять в словах отдельные звуки, соотносить предметы и их названия. Для понимания речи используются простые упражнения, например, пациенты жестами должны дать положительный или отрицательный ответ на простой вопрос («Дверь закрыта?», «Лимон желтый?»), выполнить простое действие («Помаши рукой», «Возьми книгу»), найти ошибку в предложении («Мужчина спал на автомобиле, мужчина ехал в кровати», «Я открыл книгой»). При нарушениях памяти пациенту читают короткий текст, а затем просят пересказать его. Со временем задача усложняется. Хорошо восстанавливает речь артикуляционная гимнастика. Важно, чтобы речь пациента и специалиста была спокойной, четкой и медленной, не стоит употреблять длинные сложные конструкции.
  2. Физиотерапии. Врач подбирает программу процедур, которая может включать ЛФК, физиопроцедуры, массаж и др.
  3. Приема медикаментов.

В редких случаях требуется хирургическое вмешательство.

Реабилитация может длиться несколько лет, и в ряде ситуаций пациент полностью восстанавливает речь. Успешность лечения зависит от множества факторов: тяжести заболевания, индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше больной обратится к врачу, тем больше вероятность его полного выздоровления.

В созданы все условия, чтобы реабилитация прошла успешно, а результаты были даже выше ожиданий. Мы придерживаемся мультидисциплинарного подхода: в лечении принимают участие врачи разных специализаций. Уважительное отношение к пациентам, грамотная работа психолога, уютная домашняя атмосфера играют большую роль в выздоровлении.

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Формы заболевания

Согласно разным классификациям насчитывается от 9 до 11 форм афазии (подробно характеристики различных форм афазии представлены в нижеприведенной таблице), основными из которых являются:

  1. Моторная форма, при которой полностью или частично утрачивается произношение.
  2. Сенсорная форма, выражающаяся в трудностях с пониманием слов и фраз. Речь при сенсорной афазии воспринимается как бессмысленный набор звуков.
  3. Тотальная форма, объединяющая две предыдущие. Пациент не способен к воспроизведению и пониманию речи.

Каждую их этих форм следует отличать от иных речевых расстройств: проблем, вызванных плохим слухом, дизартрии, дислалии, которые не обусловлены органическими поражениями мозговых структур.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]