Семантическая афазия. Обследование и реабилитация больных


Акустико-гностическая афазия (Афазия Вернике)

На начальном этапе непосредственно после инсульта или ЧМТ отмечается тотальная потеря способности понимать обращённую речь. Больные воспринимают слова как непонятный звуковой набор, иногда не осознают собственный речевой дефект. Возникает психомоторное возбуждение, логорея. Последующая выраженность нарушений зависит от тяжести поражения. В ряде случаев выявляется частичная акустико-гностическая афазия, проявляющаяся одинаковым восприятием фонематически схожих слов (гвоздь-трость-кость) и различным пониманием одного слова (слово «бочка» распознаётся иногда как «почка», в других случаях как «дочка»). Трудности идентификации лексико-семантической части слова обуславливают затруднённое определение его значения. Например, услышав «колокольчик», пациент понимает, что речь идёт о маленьком предмете, но не определяет, о каком именно.

Сенсорная афазия распространяется на восприятие собственной речи, утрачивается контроль произносимых предложений. Наблюдается литеральная парафазия — замена звуков фонематически близкими, но искажающими слово, вербальная парафазия — замена целых слов. Речь больного утрачивает смысл, имеет вид «речевого салата», что наиболее характерно для начального периода заболевания. Подобные нарушения длятся до 1,5-2 месяцев. Затем отмечается логорея с многочисленными аграмматизмами, повторениями, употреблением большого количества предлогов. Вследствие агнозии пациенты не ощущают дефект своей речи, раздражительно относятся к непониманию окружающих. В восстановительном периоде преобладает несогласованность слов в предложении по роду, числу, употребление местоимений вместо существительных.

Поскольку счёт сопровождается проговариванием слов, относящихся к арифметической операции, акустико-гностическая афазия приводит к акалькулии, наиболее выраженной в дебюте заболевания. Больные копируют цифры при списывании, но решают примеры следующим образом: «5+3=2», «4+1=15». Сложности чтения вызваны литеральной парафазией, затруднённой постановкой правильного ударения.

Дополнительное участие оптического и кинестетического контроля в процессе чтения обуславливает умеренную выраженность дислексии. Большие сложности наблюдаются в письме, поскольку оно напрямую зависит от фонематического слуха. Дисграфия проявляется при списывании, письме под диктовку. Более тщательный контроль при списывании, подключение оптических механизмов со временем позволяет добиться точного копирования написанных слов. В слуховых диктантах даже в период восстановления длительно отмечаются буквенные параграфии.

Изолированное поражение слуховой зоны обнаруживается в 15% случаев. У остальных пациентов акустико-гностическая патология сочетается с иной неврологической симптоматикой, характер которой обусловлен этиологией и локализацией патологического процесса. Нейроинфекции сопровождаются повышением температуры тела, интоксикационным синдромом, опухоли — внутричерепной гипертензией. Очаговый неврологический дефицит представлен преимущественно гемипарезом правых конечностей, правосторонней гемианопсией, дисфункцией лицевого нерва. У многих пациентов происходит снижение когнитивных способностей.

Диагностика

Диагностикой и лечением афазии занимается врач-невролог.

  • Изначально проводится сбор жалоб и анамнеза
  • Затем следует общий неврологический осмотр на предмет наличия внешних неврологических отклонений (опущение уголка губ, отклонение языка при высовывании, снижение тонуса конечностей и т.д.).

Назначаются дополнительные методы диагностики:

  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – помогают установить причину нарушения с помощью послойного изучения тканей головного мозга;
  • Электроэнцефалография – определяется электрическая активность в различных участках мозга;
  • Магнитнорезонасная ангиография – проводится при подозрении на нарушение проходимости сосудов.

Основные аспекты терапии состояния

Терапия заболевания подбирается в соответствии с причиной, в динамике пациента наблюдают нейрохирург, невролог. Афазию лечат комплексно: подбирают фармакологические средства, при необходимости может понадобиться операция. Логопед прорабатывает с больным афазией коррекцию или восстановление речи, в том числе письменной. Логопедические занятия являются важными лечебными мероприятиями, которые могут использоваться не только в остром периоде, но и на этапе реабилитации.

Тип афазии зависит от локализации патологии (в лобной, височной извилине, теменной области). Кроме этого, степень выраженности клинических проявлений отличается в зависимости от стадии и степени тяжести болезни.

На течение и характеристику афазии влияет этиологическая составляющая нарушения кровообращения, степень проявления нейрогенных отклонений (апатия, утомляемость, парезы, параличи). Также имеет значение наличие сопутствующих заболеваний. Если причина патологии – травма или онкологическое образование, большое значение имеет давность процесса. Наилучших результатов удается добиться только при применении комплексной схемы терапии. Чтобы она была успешной, начинать необходимо с выяснения этиологии отклонения.

Больному предлагают срисовывать или списывать простые рисунки и текст. Как это сделать, рассказывают с помощью жестов и мимики. На последующих коррекционных упражнениях объяснения носят устный характер, при этом специалист использует побудительную интонацию. Так пациента приучают слушать речь с различными ритмическими темповыми характеристиками.

На 5-6-м занятии подключают простые просьбы типа: «Да!», «Нет!», «Отлично!», «Еще раз!». Когда произойдет связывание интонации и жеста с этими фразами, добавляют еще слово. Чтобы избежать аграмматизма, ударение делают на существительное. Именно побудительный характер разговора приучает больных внимательно слушать собеседника.

В реабилитационном периоде назначают лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры и механотерапию. Прогноз для больного в каждом случае индивидуален, шансы на возвращение качества жизни увеличиваются при строгом соблюдении рекомендаций специалистов.

Лечение

Лечение афазии проходит в два этапа. На первой стадии возможны несколько вариантов:

  • Хирургическое удаление опухоли, кровоизлияния, восстановление проходимости сосудов;
  • Медикаментозное лечение с помощью антибактериальных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов;
  • Реабилитационная терапия с применением ЛФК, физиотерапии.

Второй стадией лечения заболевания являются занятия с логопедом. С его помощью подбираются индивидуальные упражнения для коррекции речевой функции.

В медицинском Вы сможете пройти лечение афазии у невролога. При помощи современного оборудования наши специалисты проведут комплексное обследование, а затем выработают основные методы терапии заболевания, при помощи которого речевая функция будет восстановлена. Получить подробную информацию и записаться на прием можно в регистратуре или по телефону.

Осложнения

Наличие выраженного речевого расстройства препятствует вербальной и общей коммуникации пациента. Ситуация усугубляется сопутствующими когнитивными и, возможно, двигательными нарушениями. Расстройство высших психических функций, неврологический дефицит обуславливают инвалидизацию больного, ухудшают качество жизни. Отсутствие полноценного вербального контакта неблагоприятно отражается на эмоциональном состоянии пациента, приводит к изменению его личности, поведения. Без своевременной логопедической, психологической поддержки указанные изменения закрепляются, больной теряет надежду быть понятым, замыкается в себе. Возможно развитие депрессии, апатии, потеря интереса к лечению, желания улучшить своё состояние.

Как диагностируют

Для диагностики болезни привлекают невролога, логопеда, психолога и психиатра. Афазия состоит из нескольких компонентов:

  • утраты речи (частично или полностью);
  • потери вербального общения;
  • патологического изменения личности.

Болезнь чаще регистрируется во взрослом возрасте, но иногда может возникать и у детей. Она сопровождает 1/3 от общего количества патологий, связанных с нарушением церебрального кровообращения.

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Патогенез

Перечисленные этиофакторы приводят к дисфункции нейронов сенсорной речевой области Вернике. В результате в церебральной коре нарушается процесс оценки и синтеза поступающей речевой информации. Звуковоспринимающие, звукопередающие части слухового анализатора работают нормально, слух не снижен. Нарушено фонематическое восприятие — способность различать и узнавать фонемы (звуковые единицы). Следствием являются затруднения дифференцировки схожих по звучанию фонем, в тяжёлых случаях родной язык воспринимается больным как совершенно незнакомый набор звуков.

Невозможным становится слуховой контроль собственной речи, что обуславливает множественные парафразии, повторы, аграмматизмы в речевой продукции пациента. Нарушается чтение, письмо, поскольку они связаны с внутренним проговариванием слов. Патология сенсорного речевого центра редко бывает изолированной, в 85% она сочетается с поражением прилежащих церебральных тканей, что клинически проявляется соответствующими неврологическими симптомами. Поражение височных долей обоих полушарий приводит к тотальной акустической агнозии с невозможностью узнавания не только речевой информации, но и неречевых звуков: шелеста бумаги, звонка, капающей воды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]