Система организации восстановительного обучения при моторной афазии афферентного и эфферентного типа больных с афазией статья на тему


Эфферентная моторная афазия

Состояние орального и артикуляционного праксисов

Оральный праксис нарушен. Воспроизведение отдельных артикуляционных позиций возможно, но имеются трудности перейти к следующей. В этих случаях возникают застревания (навязчивое воспроизведение) на отдельных элементах действия, поиска позиций.

Спонтанная речь

Спонтанная речь бедна и состоит в основном из хорошо упроченных слов, преимущественно номинаций. Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в застревании (навязчивое воспроизведение) на отдельных фрагментах слова. Слова разорваны, абрисы их, как правило, не сохраняются. Интонация однообразная. Речевая активность средняя.

Речевые автоматизмы

Имеются те или иные речевые автоматизмы: сопряженный и отраженный прямой счет (обратный счет недоступен), пение со словами.

Повторная речь

Сохранна способность к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и по акустическому образцу. Повторение слогов затруднено из-за трудностей артикуляционных переключений. Воспроизведение слова, как правило, не удается. Повторная речь воспроизводится легче спонтанной.

Диалогическая речь

Недоступно поддержание диалога.

Называние

Доступно воспроизведение отдельных слов. Вместе с тем называнию серьезно препятствуют персеверации (патологическое повторение), проявляющиеся в трудностях артикуляционных переключений внутри слов.

Фраза по сюжетной картинке

Составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно. «Телеграфный стиль» (нарушение плавности) речи. Имеются произносительные трудности.

Пересказ текстов

Пересказ текстов невозможен.

Понимание речи

Имеются трудности восприятия речи из-за отсутствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового внимания. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

Объем слухо-речевой памяти

Определить объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев невозможно: повторение слов отсутствует.

Состояние функции чтения

Чтение практически отсутствует. Имеется способность к прочитыванию отдельных букв, поскольку связь «артикулема— графема» сохранена. Прочитывание слогов происходит со значительными артикуляционными затруднениями. Вместе с имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладывание подписей под картинками и т.д.).

Состояние функции письма

Письмо как функция отсутствует из-за распада ассоциативной связи «фонема— графема» (связь звука с буквой).

2.3.1. Эфферентная моторная афазия

Моторная афазия, которую всегда определяли лишь как нарушение способности артикулировать звуки и слова при сохранности элементарных движений оральной сферы и описывали как единую форму, в настоящее время рассматривается по-новому. А. Р. Лурия выделил две формы моторной афазии, в основе которых лежат два различных механизма.

Двигательная организация речи не исчерпывается нахождением нужных артикуляторных движений и их дифференцированной иннервацией. Экспрессивная устная речь предполагает также наличие и кинетической цепи артикуляторных движений, предусматривающей: 1) постоянное торможение предыдущих движений и переключение на последующие; 2) серийную организацию фонетической структуры слова (определенную серию звуков и -их определенную последовательность, которая несет значение: Монголия — магнолия, половник — поклонник — полковник, горб — гроб, кот — ток и др.), и, наконец, 3) серийную организацию, кинетику речи, выполняющую коммуникативную функцию только при правильном ударении серий звуков (замок — замок, мука — мука и др.).

Реализация кинетической программы речи — необходимое звено ее сенсомоторного уровня организации, обеспечивающее последовательное и своевременное переключение с одного артикуляторного движения на другое. Выпадение этого звена ведет к дезинтеграции всей структуры речи и формированию ее дефекта, который получил название эфферентной моторной афазии (или кинетической). Эта форма афазии возникает при поражении 44-го поля (зона Брока) — задней части третьей лобной извилины — и проявляется в грубом нарушении устной экспрессивной речи .

Больной не может говорить из-за дефектов плавного переключения с одной артикуляции на другую.

Нарушение кинетической стороны речи и своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого этапа (при произнесении звука, слова, предложения) и является центральным механизмом нарушения речи при эфферентной моторной афазии.

Центральным механизмом этой формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннервации, обеспечивающих своевременное переключение с одной серии артикуляторных движений на другую, что и является центральным дефектом в синдроме этой афазии.

В клинической картине этот дефект проявляется в персеверациях, которые затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков в этом случае сохранно, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за грубых персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Например, фраза: «Мой старший сын — студент института» — произносится больным следующим образом: «Сын., мой… мои… теперь… видите ли… ви… ви… как это, сын… старосторен… ста… стуженит…» Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений). Трудности торможения предыдущих речевых актов и переключения на последующие приводят к персеверациям, которые увеличиваются с увеличением упорных попыток больного произнести слог (слово, предложение и т. п.). Однако то же самое слово (предложение) больной нередко может произнести в ситуации произвольной осознанной речи, увеличивая паузы при произнесении слова.

Дефекты переключений, персеверации идут на фоне нарушения просодики речи, т. е. нарушения ударения, ритмикомелодической структуры, интонации. У этой группы больных нередко плохо модулирован голос, слоги становятся равноударными из-за скандированности речи, речь бедно интонирована. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, несентенциональными выражениями, продуктивность речи резко снижена. При грубейшем нарушении устной речи она замещается речевыми эмболами, эхолалиями.

2.3. Классификация афазий – Предыдущая | Следующая – 2.3. 1. Эфферентная моторная афазия (продолжение)

Как помочь ребенку снова заговорить

При ряде заболеваний, способных вызвать акустико-гностическую афазию, больному необходимо длительное наблюдение невролога, чтобы своевременно заметить и скорректировать отложенные последствия заболевания или травмы, если они проявятся. Здесь мы не будем говорить о конкретных препаратах и методиках, они применяются в таких случаях: речь идет об очень серьезных заболеваниях, которые должны лечиться под контролем специалиста, со строгим соблюдением его назначений.

В ходе лечения важно восстановить функцию речи. Без нее взрослые пациенты испытывают дискомфорт, но у детей такое состояние, кроме невротизации, приводит к отставанию в развитии, поскольку в возрасте, когда малыши уже умеют говорить, именно вербальное общение дает им большие возможности для развития. Специалисты нашего центра владеют современными методиками восстановления речи. Мы можем обеспечить ребенку наблюдение невролога, своевременное прохождение диагностических процедур, занятия с логопедом, при необходимости — логоневрологом, психологом и другими врачами и педагогами, которые занимаются вопросами коррекции речи и лечением болезней неврологического профиля.

Нельзя рассчитывать на то, что нарушения по типу акустико-гностической афазии пройдут самостоятельно. Если затянуть с коррекцией, проблемы закрепятся, и скорректировать их будет сложнее. Способы реабилитации подбираются индивидуально. Их выбор связан не только с выраженностью и особенностями нарушений, но и с увлечениями и характером пациента. Обязательная часть реабилитации — занятия дома. Что, как и когда делать, родителям расскажет логопед, наблюдающий ребенка. Без участия членов семьи реабилитация происходит гораздо тяжелее, ведь ребенку необходимы не только поддержка и пример, но и ежедневные логопедические упражнения.

Полечить или вылечить?

При любом виде афазии лечат в первую очередь причину болезни. Этим занимаются врачи-неврологи в условиях стационара, поскольку ситуации, которые привели к потере речи, угрожают здоровью, а иногда и жизни ребенка. К коррекции речевых нарушений приступают в начале периода восстановления, когда малыш вне опасности. Начинать такие занятия необходимо как можно раньше, но не ранее, чем это разрешит лечащий врач.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает комплексный подход к реабилитации при различных формах моторной афазии. У детей это заболевание имеет благоприятный прогноз: как правило, речь удается восстановить в полном объеме.

Специалисты нашего центра обладают необходимой квалификацией для наблюдения за пациентами в раннем восстановительном периоде. Опытные неврологи продолжал лечение, назначенное в стационаре, и будут корректировать его по мере улучшения состояния. Врачи совместно с логопедами точно установят диагноз и разработают план коррекционной работы, учитывающий как моторную афазию, так и сопутствующие проблемы, требующие реабилитации. Работа с психологом поможет преодолеть стресс, связанный с невозможностью привычно общаться. Логопед и психолог помогут ребенку наладить контакт с родителями, если с этим есть трудности.

Комплексный подход позволяет корректировать одновременно несколько нарушений. Такое случается нередко: при отравлениях, инфекциях, тяжелых черепно-мозговых травмах очагов поражения может быть несколько. В таких случаях кроме логопедической могут потребоваться другие виды коррекции. Мы работаем с нарушением двигательной активности, с повышенной возбудимостью и гиперактивностью, появившимися после повреждения нервной системы или имевшимися и раньше. В центре есть все необходимое оборудование, наши врачи, дефектологи и реабилитологи обладают богатым опытом работы с комплексными нарушениями. Учитывая характер и потребности маленьких пациентов, мы сделаем все, чтобы как можно скорее добиться максимально возможного результата.

Как выглядит речь пациентов

Центральный механизм акустико-гностической афазии — одновременная потеря способностей к акустическому анализу и синтезу речи. Нарушения импрессивной речи при акустико-гностической афазии обусловлены потерей фонематического слуха — способности распознавать отдельные звуки. Не различая звуки, человек не может ни понять слово, ни произнести его. Иногда такое нарушение носит тотальный характер, для таких пациентов что речь, что бытовой шум звучат одинаково. Это тяжелые формы состояния. В более легких случаях нарушается восприятие только близких фонем — звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков, путаются назальные звуки [н] и [м]. В результате слова становятся неузнаваемыми. Слово «слова» может звучать для такого больного как «злоба», «дочка» как «почка», в результате наступает полная дезориентация в речевом потоке.

Произнося звуки, пациент тоже не различает фонемы. Поэтому набор звуков, которые он произносит, для внешнего наблюдателя выглядит полной бессмыслицей: пациенту кажется, что он произносит слово правильно, но слуховой анализатор не может проконтролировать ошибку, допущенную при артикуляции. Этот механизм приводит к тому, что при акустико-гностической афазии нарушается и экспрессивная речь. Одновременно страдает и поведение пациента: его раздражает, что никто не может его понять.

Как проявляется состояние

Состояние речевой функции при акустико-гностической афазии главный признак серьезных неполадок в центральной нервной системе. Это яркий, бросающийся в глаза признак, который насторожит даже далекого от медицины человека. По сути, акустико-гностическая афазия — это симптом других патологий нервной системы.

Отличительной чертой акустико-гностической афазии является именно потеря уже имевшихся речевых навыков. Этим она непохожа на различные виды алалий и задержки речевого развития. В таких случаях речь и не была сформирована, а афазии — это когда ребенок уже мог говорить, но перестал это делать.

У детей есть важные особенности диагностики афазий. Это:

  1. сложность оценки речевого развития пациента до периода осмотра по поводу отсутствия речевых навыков;
  2. вытекающая их этого сложность дифференциации афазии — симптома жизнеугрожающего состояния — и задержки речевого развития, которая требует коррекции, но пациент при этом вне опасности;
  3. характерные для педиатрии сложности в оценке слуха.

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» работают врачи, опыт и знания которых помогают справиться со всеми этими проблемами и определить, нужна ли ребенку экстренная помощь. В этом им помогает современное диагностическое оборудование.

Каким бывает недуг

Главная характеристика моторной афазии — нарушение устной речи (неверный грамматический строй предложений, сложности с артикуляцией, повторения слов и фраз) при сохраненном понимании обращенной речи.
Выделяют две формы течения моторной афазии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная, или Брока. Форма афазии описывает особенности речевых нарушений. У одного и того же пациента может наблюдаться как один тип заболевания, так и сразу несколько, в зависимости от того, какие структуры коры головного мозга пострадали. В таких случаях говорят о сочетанной форме. Моторная афазия может сочетаться и с сенсорной, тогда говорят о сенсомоторной форме.

Глубину нарушений речевой функции отражают степени заболевания. Они зависят от объема повреждений и того, насколько успешно восстанавливаются нейронные связи. Степеней выделяют четыре:

  1. моторная афазия легкой степени ребенок в принципе может говорить, но медленнее обычного, словарный запас уменьшен,
  2. при умеренной степени речь значительно обеднена, ребенку трудно говорить, он максимально упрощает фразы, не использует предлоги;
  3. при выраженной моторной афазии малыш предпочитает общаться при помощи мимики и жестов, речь использует мало, фразы строит неправильно;
  4. тотальная, или комплексная моторная афазия грубой степени тяжести, это полное исчезновение речи.

У детей в большинстве случаев наблюдается прогресс состояния от более тяжелых фаз к более легким, и часто — к полному выздоровлению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]