Как проводится логопедический массаж
Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:
- Назначение должно происходить только после проведенного обследования
- Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
- Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
- В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
- Манипуляции не должны быть болезненным.
- Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
- Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.
Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.
Может ли массаж быть логопедическим?
Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.
Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.
Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.
В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.
С помощью логопедического массажа удается добиться:
- Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
- Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
- Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
- Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
- Уменьшения слюнотечения.
- Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.
Логопедический массаж может быть:
- Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
- Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
- Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
- Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.
По своему назначению логопедический массаж разделяется на:
- активизирующий работы артикуляционных мышц
- расслабляющий.
Польза лицевого массажа:
- улучшается кровообращение;
- за счет усиленного поступления кислорода в клетки улучшается регенерация клеток;
- при регулярных действиях разглаживаются мелкие морщины;
- запускается синтез коллагена, который отвечает за молодость лица;
- улучшается цвет лица;
- кожа начинает сиять изнутри, приобретает бархатистый вид.
Перед тем, как начать выполнять массаж, нужно предварительно помыть руки и очистить кожу лица. Не стоит делать массаж грязными руками – можно занести инфекцию в поры, которые расширятся под действием притока крови.
Правила выполнения самомассажа
Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области. Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз. Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.
Положительный эффект самомассажа
«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.» М. Е. Хватцев
В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается степень проявления дефектов артикуляционной мускулатуры); начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы к формированию произвольных, координированных движений и к постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация. Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.
Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.
Кроме того, массаж может быть назначен при:
- ринолалии;
- заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
- задержке речевого развития и психического;
- моторной алалии;
- медленной автоматизации звуков при дизартрии.
В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Что такое самомассаж?
Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.
Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.
Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.
Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.