Звук [У] и буква Уметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Утро


Улитка


Утка


Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок? Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.) Мы слышим разные звуки. Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки — звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА — это звук, АИСТ — это слово. УУУ — это звук, УТКА — это слово. Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Знакомимся со звуком «У»

В первую очередь необходимо объяснить разницу между звуком и буквой. Звук-это то, что мы можем услышать и произнести, а буквами обозначаются звуки речи, их мы видим, пишем.

Знакомство со звуком начинается с осознания артикуляции, изучения графического изображения профиля звука.

Особенности артикуляции: губы в форме трубочки и вытянуты максимально вперед. Спинка языка приподнята, язык отходит от нижних зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит. Воздух выдыхается без преград. Чтобы лучше понять артикуляцию и воспроизведение звука «У», предложите ребенку положить ладонь на горло, он почувствует легкую вибрацию связок.

Затем ребенок учиться правильно воспроизводить звук с помощью артикуляции. Если у него не сразу получается, предложите рассмотреть профиль и повторить.

Звукопроизношение неразрывно связано с фонематическим восприятием. Поэтому далее выполняются упражнения на выделение звука на слух в разных частях слова, из группы других гласных. Выделять гласные сложнее, чем согласные. Необходимо начинать с простых заданий: Произнесите цепочку звуков, услышав звук «У» малыш должен хлопнуть в ладоши.

Постепенно усложняйте задачу: говорите слоги, слова. Сначала подбирайте для детей слова на звук «У» в начале слова, затем в конце и в середине. Поясните, что такое звуковая схема слова и какими цветами обозначается каждый звук. В итоге дети должны уметь определять количество звуков в слове.

В конце изучается обозначение звука буквой и формируется ее зрительный образ.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень, И придут метели. И с прощальным криком Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок — Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора Малярам кричат: … (ура)

Буква -е в падежных окончаниях имен существительных

Последняя буква будет , если это:

  • форма в дательного или предложного падежей 1-го склонения (кроме заканчивающихся на -ия): мама – (кому?) маме, (о ком?) о маме; Миша – (кому?) Мише, (о ком?) о Мише;
  • предложный падеж 2-го склонения (за исключением слов на -ий, -ие): конь – (на ком?) на коне; небо – (на чем?) на небе.

Сказка про букву У

Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,— решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,— думал довольный паучок,— ведь это так красиво — красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

(Г. Юдин)

Подведем итоги: аналоги русского |у|

  1. Долгий звук | u: | в отличие от нашего – дифтонгоид (речевой аппарат немного меняет свое положение во время произнесения): язык движется в полости рта назад и вверх. Губы сначала округлены и, по мере движения языка, округляются ещё сильнее. Но не выпячиваются вперед!
  2. Краткий звук | ʊ | тоже сильно отличается от нашего. Во-первых, язык нужно продвинуть вперед и слегка опустить. Во-вторых, округление губ больше напоминает положение для нашего | о |, но рот открыт не так широко, губы почти не выдвигаются вперед. Звуку нужно придать “оттенок” нашего | ы |.
  3. Дифтонг | ʊǝ | – это неделимое сочетание сильного слогообразующего звука | ʊ | и слабого | ǝ |. В английском языке этот звук встречается не так уж часто.

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везет, Очень медленно ползет. (Улитка)

На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (Улитка)

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет! (Утка с утятами)

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок)

По полотняной стране, По реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)

Рекомендации по занятиям

  1. Нет смысла начинать изучать алфавит до 4 лет, раньше этого возраста дети не готовы обучаться психологически, у них слабо развит речевой аппарат. Дошкольники легче воспринимают информацию, более усидчивы.
  2. Педагоги рекомендуют начинать обучение с тех звуков, которые формируются раньше, это гласные: а, у, э, и, о. Затем можно перейти на гласные, состоящие из двух звуков: е, ё, ю, я.
  3. Для обучения используйте наглядные методы: картинки, предметы.
  4. Во время занятий чередуйте слуховой, зрительный, тактильный виды деятельности.
  5. При изучении новой буквы, попросите придумать как можно больше слов с этим звуком или предложите найти в комнате предметы, которые начинаются со звука.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку: Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула — Уклейку-рыбку вынула. (Г. Сатир)

Как улитке перед сном Скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, Грустной сказка получается. (Г. Виеру)

Улитка-улитка, Шагаешь ты прытко: От калитки до меня Проползешь четыре дня. (Я. Аким)

У пруда утенок-крошка В страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, Помоги мне убежать». (Ф. Бобылев)

Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит! (Б. Заходер)

Удивительный народ — Птица с именем удод. Не подстрижен, не причесан. Рыжий клок торчит над носом — Вся прическа на весу, Перья даже на носу. Парикмахерская, видно, Не работает в лесу. (А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У. Малыши кричат УА. Мы в лесу кричим АУ. С буквы А — арбуз и аист (Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята. Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. (Л. Демьянов)

Укротительница львов Удивит учеников: Укрощает льва и львицу, Ужас как мышей боится! (В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. (В. Берестов)

Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. (С. Маршак)

У опушки Две старушки Брали грузди И волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко! (Е. Благинина)

Как проверить правописание И и Е в окончаниях существительных

Чтобы сформулировать законы изменения по падежам и облегчить применение этих правил, языковеды делят имена существительные на 3 основные группы. В зависимости от рода и окончания начальной формы большинство существительных распределяются по таким склонениям:

1-е склонение2-е склонение3-е склонение
РодОкончаниеРодОкончаниеРодОкончание
Мужской-а, -яМужской-□, -о, -еЖенский-□ («ь» в конце)
Женский-а, -яЖенский-о, -е

При изменении по падежам имен существительных в окончаниях встречаются безударные -Е и -И. Какую букву писать, подскажет правило, основанное на принадлежности сомнительного слова к тому или иному склонению.

Словосочетания (341)

  • а потому
  • без толку
  • без умолку
  • бельмо на глазу
  • благодаря которому
  • благодаря тому
  • благодаря чему
  • благодаря этому
  • ближе к делу
  • близкий по духу
  • близкий сердцу
  • больной на всю голову
  • больше не буду
  • бравший за душу
  • был на поводу
  • в виду
  • в десятку
  • в диковинку
  • в догонку
  • в кругу
  • в ладу
  • в лучшую сторону
  • в меру
  • в новинку
  • в облипку
  • в обнимку
  • в одиночку
  • в одном ряду
  • в основу
  • в падлу
  • в пику
  • в полную силу
  • в пользу
  • в пору
  • в придачу
  • в прошлом году
  • в ряду
  • в самую точку
  • в свою пользу
  • в середу
  • в силу
  • в сторону
  • в тему
  • в точку
  • в угоду
  • в ходу
  • в шутку
  • в этом году
  • везде и всюду
  • вести работу
  • взбрело в голову
  • взять на заметку
  • влезть в душу
  • внесший свою лепту
  • вносить свою лепту
  • вот почему
  • вступавший в законную силу
  • вступает в силу
  • вступить в силу
  • вступление в силу
  • вывести на чистую воду
  • выполнить задачу
  • выполнять работу
  • говорю правду
  • готовить еду
  • греющий душу
  • да ну
  • давать оценку
  • девушка по вызову
  • державшийся на плаву
  • до зарезу
  • до упаду
  • дорогой сердцу
  • друг другу
  • друг к другу
  • душа в душу
  • душа нараспашку
  • живет по желтому билету
  • за основу
  • загладить вину
  • задать жару
  • знает себе цену
  • идет на пользу
  • иди в жопу
  • иди к черту
  • идти в ногу
  • идти на встречу
  • идти на поводу
  • идти навстречу
  • из стороны в сторону
  • имеется в виду
  • имеется ввиду
  • именно поэтому
  • иметь в виду
  • имеющий невысокую цену
  • имея в виду
  • искупить вину
  • к концу
  • к лицу
  • к лучшему
  • к месту
  • к моменту
  • к примеру
  • к слову
  • к тому
  • к чему
  • к черту
  • к числу
  • к этому
  • как бельмо на глазу
  • как на духу
  • как по маслу
  • как по писаному
  • как под копирку
  • как снег на голову
  • как только, так сразу
  • как Тузик грелку
  • ко всему прочему
  • кровь из носу
  • куча народу
  • легли в основу
  • легший в основу
  • леденящий душу
  • летс гоу
  • лицом к лицу
  • ломать шапку
  • любезный сердцу
  • милый сердцу
  • на виду
  • на всю катушку
  • на живую нитку
  • на заметку
  • на каждом шагу
  • на кону
  • на лету
  • на носу
  • на отличку
  • на пару
  • на перспективу
  • на поверку
  • на полную катушку
  • на пользу
  • на потеху
  • на руку
  • на рыбьем меху
  • на свежую голову
  • на секунду
  • на скорую руку
  • на славу
  • на слуху
  • на смену
  • на удачу
  • на халяву
  • на ходу
  • на шару
  • на широкую ногу
  • набивший оскомину
  • набитый доверху
  • набить доверху
  • написание статей на заданную тему
  • начать работу
  • не буду
  • не в тему
  • не вижу
  • не до жиру, быть бы живу
  • не к лицу
  • не к месту
  • не к спеху
  • не ко двору
  • не могу
  • не на шутку
  • не пали контору
  • не переводя духу
  • не по адресу
  • не по вкусу
  • не по карману
  • не по нраву
  • не по нутру
  • не по плечу
  • не по-настоящему
  • не под силу
  • не привело ни к чему хорошему
  • не скажу
  • не смогу
  • не спросясь броду
  • не сразу
  • не хочу
  • небольшой по возрасту
  • нечист на руку
  • нечистый на руку
  • ни к селу ни к городу
  • ни к чему
  • ни к черту
  • ни на йоту
  • ни на минуту
  • ни разу
  • ни слуху ни духу
  • нож в спину
  • нос к носу
  • ну и ну
  • одержать победу
  • один к одному
  • одну минуту
  • оказавший медвежью услугу
  • очень прошу
  • очертя голову
  • перешедший границу
  • плевок в душу
  • плечо к плечу
  • плечом к плечу
  • плюс ко всему
  • по барабану
  • по блату
  • по большому счету
  • по виду
  • по вкусу
  • по вопросу
  • по всему миру
  • по делу
  • по достоинству
  • по закону
  • по итогу
  • по кайфу
  • по карману
  • по которому
  • по кругу
  • по максимуму
  • по месту
  • по нраву
  • по образцу
  • по общему правилу
  • по одному
  • по плану
  • по плечу
  • по поводу
  • по порядку
  • по праву
  • по преимуществу
  • по приколу
  • по принципу
  • по ряду
  • по секрету
  • по сердцу
  • по смыслу
  • по совместительству
  • по соседству
  • по существу
  • по типу
  • по ту сторону
  • по факту
  • по фигу
  • по характеру
  • по ходу
  • по хрену
  • по этому
  • по этому поводу
  • под горячую руку
  • под завязку
  • под силу
  • под старину
  • поднять планку
  • подобно тому
  • попавший в беду
  • попасть в беду
  • постольку поскольку
  • привело к тому
  • приводит к тому
  • прием на работу
  • прийти к выводу
  • приложить руку
  • принести пользу
  • принимавший близко к сердцу
  • приносит пользу
  • приносить пользу
  • приносящий пользу
  • пришедший к выводу
  • пришедшийся по вкусу
  • пришел к выводу
  • пришли к выводу
  • пришло в голову
  • протянуть руку
  • пьяный в стельку
  • работа на дому
  • работа на отличку
  • рад знакомству
  • рада знакомству
  • раскатал губу
  • решить проблему
  • рука об руку
  • с виду
  • с минуты на минуту
  • с ног на голову
  • с пылу, с жару
  • с размаху
  • с ходу
  • сапоги всмятку
  • сбитый с толку
  • свалиться как снег на голову
  • свести к минимуму
  • сводится к тому
  • свой в доску
  • сделать карьеру
  • севший в лужу
  • семи пядей во лбу
  • семь пядей во лбу
  • середина на половину
  • сию минуту
  • сквозь призму
  • слава богу
  • следует иметь в виду
  • сломя голову
  • сна ни в одном глазу
  • снесло крышу
  • согласно которому
  • согласно этому
  • соответствующий моменту
  • стремление к лучшему
  • стремление к совершенству
  • стремящийся к совершенству
  • стригший под одну гребенку
  • стричь под одну гребенку
  • судя по всему
  • схватывавший на лету
  • схватывает на лету
  • тютелька в тютельку
  • ума не приложу
  • утративший силу
  • хлеба полишку
  • через задницу
  • через пень колоду
  • через пень-колоду
  • через призму
  • через силу
  • черным по белому
  • что в лоб, что по лбу
  • что есть духу
  • что хочу, то и ворочу
  • шел на поводу
  • я не смогу
  • я рад этому
  • я хочу

На этой странице вы можете найти самые популярные слова, заканчивающиеся на «у» (в конце слова — У). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы и значения.

Смотрите также: слова, содержащие У.

  • Поиск занял 0.004 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).

Исключения из общих правил

Флексию , вопреки стандартному правилу, пишут в существительных:

  • с финалью -ия , стоящих в форме дательного, родительного или предложного падежей: история – (чего?) истории, (чему?) – истории, (о чем?) об истории;
  • в 10 словах на -мя, если их употребить в дательном, родительном или предложном падеже: знамя, пламя, имя, вымя, стремя, темя, семя, племя, время, бремя: племя – (чего?) племени, (чему?) племени, (о чем?) о племени; время – (чего?) времени, (чему?) времени, (о чем?) о времени;
  • с -ий и -ие на конце, поставленных в предложный падеж: гравий – (на чем?) на гравии; сомнение – (о чем?) о сомнении;
  • путь, если поставить его вдательный, родительный или предложный падеж: путь – (чего?) пути, (чему?) пути, (по чем?) по пути.

Закономерности и особые случаи написания окончаний -И и -Е можно свести в таблицу:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]