Логопедическое представление на ребенка с ОНР 1–2 уровня, моторной алалией
Ирина Шабалина
Логопедическое представление на ребенка с ОНР 1–2 уровня, моторной алалией
Логопедическое представление (3- 5лет)
Дата обследования: «XX»
сентября 20XXг.
ФИО ребенка: Иванова Алена
Домашний адрес:
Дата рождения: «XX»
ноября 20XXг.
По какой программе обучается: АООП ДО детей с ТНР
Возраст на момент обследования: 4 года 5 месяцев
Запрос родителей: выявление уровня речевого развития
1.Речевое окружение: без особенностей
2.Краткий анамнез:
3.Раннее речевое развитие: гуление в 4 мес. ; лепет в 6 мес. ; слово в 1,6; фраза в 4 года.
Когда заметили нарушения речи: с 2 лет
Занятия с логопедомв дошкольном возрасте: с 3 лет эпизодически.
Слух: норма
Зрение: норма
Особенности поведения ребенка: легко идет на контакт, общительная, сердится, если ее не понимают.
4. Уровеньразвития активной речи: активная лепетная речь. Дограмматическая стадия развития речи. Использует предложения как из 1-2, так и 3-4 аморфных слов-корней.
5.Общее звучание речи: частично понятная окружающим, по ситуации; дыхание — без особенностей; темп — без особенностей, использует простые интонации; голос громкий.
6.Звуковая сторона речи:
Артикуляционный аппарат:
Строение: без особенностей;
Двигательная функция: не обследовалась.
Звукопроизношение: не обследовалось.
Слоговая структура слова: грубые слоговые элизии, все слова упрощает до 1-2 прямых слогов, стечения согласных не произносит. В словах из одного слога слоговая структура не нарушена, 2 прямых слогов — количество слогов воспроизводит нестабильно (может упростить до одного слога, 3 прямых слога — единичные случаи употребления, нетипичные замены.
Фонематический слух: нарушен, при повторении цепочек слогов с оппозиционными звуками допускает множественные ошибки на дифференциацию по звонкости-глухости, проба на дифференциацию близких по звучанию слов — без ошибок.
7.Словарный запас: не соответствует возрасту, использует в основном лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов, звукокомплексы с полиморфным значением, номинативный характер словаря; нетипичное накопление словаря — употребляет некоторые обобщающие слова, слова-признаки, антонимы
8.Грамматический строй речи: дограмматическая стадия, преобладают предложения как из 1-2, так и 3-4 аморфных слов-корней.
9.Импрессивная речь: предикативный уровень. Понимает категорию числа существительных, допускает единичные ошибки на понимание предложных конструкций, дифференцирует простые падежные вопросы.
10. Особенности речи,связанные с заиканием: отсутствуют
Заключение: ОНР 1- 2ур., моторная алалия.
Рекомендации: продолжить логопедическую работу по развитию всех сторон речи по АООП ДО детей с ТНР.
ФИО учителя-логопеда:
Краткая характеристика и классификация
Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.
Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:
- Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
- Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.
Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
- Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
- Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.
Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.
Как заниматься дома самостоятельно
Родители – неотъемлемые участники коррекционного процесса. Они обязательно проводят каждый день артикуляционную гимнастику – комплекс выдает логопед. В процессе автоматизации звуков или закрепления лексических тем выполняют различные домашние задания.
Обязательно развивают сенсорику. Для этого используют миски с крупами, песком и другими материалами. В них складывают маленькие игрушки и предлагают малышу их найти. Для мелкой моторики полезны аппликация, лепка, рисование, перебирание и т. п.
Общая моторика развивается в подвижных играх. На детской площадке полезно кататься с горки, крутиться на карусели и лазить по специальным лесенкам. Впечатления стимулируют нервную систему и ее развитие.
При слаженной работе специалистов и родителей алалия полностью излечима.
Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии
Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:
- Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
- Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
- Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
- Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
- Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
- Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
- Принцип поэтапности коррекционной работы.
- Принцип опоры на сохранные речевые функции.
- Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
- Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
- Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
- Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.
Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.
Рекомендации по проведению занятий
Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.
Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.
Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.
Прогноз и профилактика
При раннем оказании помощи, комплексной работе специалистов прогноз благоприятный. В большинстве случае алалия проходит к семи годам, и дети идут в обычную школу.
В редких случаях, при тяжелых поражениях мозга, отмечается недостаточность развития. Тогда целесообразно ждать 8 лет (с продолжением лечения!) либо отправить ребенка в коррекционную школу. В этом нет ничего плохого. Ученики осваивают стандартную программу и получают помощь специалистов (психолога, логопеда и т. д.).
Речевая симптоматика при сенсорной алалии:
- Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
- Нарушение фонематического слуха различной степени:
- полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
- понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
- выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
- Трудности в развитии активного словаря;
- Грубые нарушения слоговой структуры слов:
- замены звуков в слове;
- повторение предыдущего слога;
- пропуски звуков и частей слова;
- Нарушения грамматического строя;
- В собственной речи наблюдаются:
- логоррея;
- немедленные или отсроченные эхолалии;
- Фонетические нарушения;
Диагностика
Диагностика алалии осуществляется психиатром. Врача посещают не все родители, но первые признаки болезни может определить невролог. Настораживать должно отсутствие связной речи в 3 года, нежелание говорить фразы, ограниченный активный словарь.
Обследование включает в себя сбор анамнеза. Часто у детей с алалией отмечаются отсутствие лепета и молчаливость. Для составления характеристики малыши изучаются несколько дней. Оцениваются их реакция, взаимодействие, есть ли критичность.
Стоит учитывать, что задержка речевого развития ставится в возрасте трех лет, но это синоним алалии. Запоздания в развитии возникают из-за минимальных мозговых повреждений, и проблема может решиться с походом в садик, где под влиянием среды ребенок начинает говорить.
В возрасте 4 лет родителей должно настораживать молчание ребенка. При возможности психиатр направит на МРТ головного мозга – это лучшее решение. На снимках будут видны повреждения речевых зон коры.
Обязательно делается обследование состояния слуха. Проводится аппаратное исследование, которое позволяет обнаружить снижение слуха. Если оно не подтверждается, ребенка отправляют к сурдологу.
Диагноз ставится после консилиума специалистов. Обследование проводится психологом, неврологом, психиатром, логопедом, отоларингологом. Здоровье малыша беспокоит всех родителей и поэтому они нацелены на работу со специалистами.
Комплексный подход позволяет правильно оценить причину нарушений. Алалия никогда не ставится при интеллектуальных проблемах, так как там задержка речи обусловлена другими механизмами. Некоторые люди ошибочно считают аутизм и алалию синонимами.
Но при аутизме и его вариантах первично нарушена коммуникативная функция психики, а не речь. В таком случае требуется совсем иная работа.
Возможные осложнения и последствия
Некоторые родители в силу неопытности не всегда оценивают серьезность нарушения. Можно встретить мнение, что нет ничего страшного в задержке развития речи, и проблема рассосется самостоятельно.
Это в корне неправильный подход, который чреват последствиями. При проблемах в речи страдает психика ребенка. Долгая задержка скажется на развитии всех функций, в первую очередь мышления. У детей будет наблюдаться снижение интеллекта, не появится абстрактное мышление.
В дальнейшем ребенку будет тяжело учиться даже в коррекционной школе, у него будут небольшие шансы выйти на нормальный уровень развития.
Проблемы с устной речью неизбежно приведут к проблемам в письменной. Дислексия и дисграфия проявляются стойкими ошибками на письме и в чтении.
Поэтому нельзя затягивать с постановкой диагноза и лечением. Чем раньше начнется работа, тем больше шансов на полную реабилитацию и выздоровление малыша.
Причины возникновения алалии:
- родовые черепно-мозговые травмы;
- асфиксии новорожденных;
- внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
- истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
- неблагоприятные условия развития;
- курение, алкоголизм, наркомания родителей.
Важно помнить! Диагноз «алалия» может быть поставлен врачом-неврологом на основании проведенного исследования головного мозга (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)