Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?


Источник фото gpointstudio/freepik

Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.

Введение

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.
Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. Вопрос систематизации этих сведений до сих пор незаслуженно оставался без должного внимания. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, когда речи идёт о нарушениях интеллекта, 90% случаев приписывают пренатальным проблемам, 3% — перинатальным и 7% — постнатальным.

Спектр нарушений развития очень широк. Для биологической полноценности индивида существенны социально — психологические факторы, а с психолого-социальной точки зрения для полноценно развивающейся личности существенны и биологические факторы [3].

Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.

В настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания компетентностей. У профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Одним из главных качеств учителя — дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

… что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации … иследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% летей … Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, …

Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм является — самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка — представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии должны способствовать развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Компетентностный подход – относительно новый ракурс исследования проблем образования. Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» как системно-образовательные и педагогические категории вошли интенсивно в понятийный аппарат наук об образовании.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности.

8 стр., 3702 слов

Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». …

… изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, … изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, … видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка …

Работа дефектолога с детьми в детском саду

Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.

Замечание 1

Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.

Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

  • Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
  • Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
  • Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.

Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:

  1. Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
  2. Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.

Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Замечание 2

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.

При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.

Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.

Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.

Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.

Замечание 3

Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.

Принципы работы дефектолога:

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

Кто такой дефектолог

Определение 1
Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Определение 2

Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.

Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:

  • Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
  • Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
  • Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
  • Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.

Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают основном логопеды и психологи.

Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Так как ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни, а дети, имеющие нарушения зрения (слепота) не может ориентироваться в пространстве. Помочь справиться с этими проблемами, и призван дефектолог.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Дефектолог в детском саду, его обязанности 420 ₽ Реферат Дефектолог в детском саду, его обязанности 220 ₽ Контрольная работа Дефектолог в детском саду, его обязанности 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Содержание и уровни овладения компетенциями

— Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;

4 стр., 1673 слов

Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной …

… средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе. Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект … сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций. Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали …

— знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;

— понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;

— умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

— готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

— иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;

— умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;

— знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;

— умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;

— способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:

— знание основ психологического консультирования;

— понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;

— умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.

Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях[7].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …

… процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в … ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей …

В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу, что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка. Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

… механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. На модели сенсорного дефекта показателен и обратный … узкого круга понятий, сужающего развитие уровня обобщения. Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано …

Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития[7].

9 стр., 4308 слов

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии

… Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество «Даун синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями … таких программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит компетенцию членов семьи в удовлетворении …

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и осо­бенно будущим родителям следует знать основные направления профи­лактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

— наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

— врожденная умственная отсталость;

— врожденные нарушения слуха или зрения;

— нарушения физического разви­тия: деформации костей, изменения подвижности суставов;

— первичное бесплодие или амено­рея (отсутствие месячных);

— два или больше выкидышей;

— хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

— внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

— возраст матери свыше 35 лет;

— кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические кон­сультации, специалисты которых ин­формируют их о возможностях рождения детей с наследственными наруше­ниями развития, а также о рисках рож­дения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо прой­ти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для реше­ния проблемы планирования семьи.

По возможности беременным жен­щинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет им­мунопрофилактика детей. Своевремен­ная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин наруше­ния развития, предупреждение кото­рой прямо зависит от родителей и педа­гогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые трав­мы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функ­ции. Семьям, имеющим маленьких де­тей, мы посоветовали бы не приобре­тать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать де­ти до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина по­страдавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень при­влекательна для игры. Даже в обыкно­венную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего …

… оказывают воспитательное воздействие на него. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические … 2016. — 192 c. 23. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. — М.: Владос, 2016. …

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, роди­телям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоя­щими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения раз­вития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нару­шений развития у детей [3].

Предметно — практическая деятельность в работе учителя — дефектолога

В настоящее время широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, предоставляющие возможность для успешного усвоения культурного опыта каждым ребенком с ОВЗ.

В соответствии с требованиями инклюзивной педагогики образовательные организации создают на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ с учётом их возрастных особенностей, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и что особенно важно запросом на образовательные услуги общественности. Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования.

Одним из направлений работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности является предметно – практическая деятельность.

Выполнение простых, предметно — манипулятивных действий посильная задача для каждого учащегося, имеющего ограниченные возможности здоровья. Учащимся очень нравится ощупывать разнообразные предметы по тактильным ощущениям, перекладывать из одной ёмкости в другую, раскладывать по ячейкам, а так же наполнять разнообразными предметами.

Известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности.

Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.), — это, прежде всего информация для его ума.

Выражение «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит великому педагогу В. А. Сухомлинскому. И это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того каким образом развивается ребенок. Через чувственный опыт, через восприятие, ребенок получает необходимые первоначальные знания об окружающем мире. И только на базе этого опыта возникает мышление.

Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Учителю приходится вести большую работу по решению этой задачи на базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у обучающихся затрудняет их развитие.

Мы представляем практический опыт работы с детьми – инвалидами, имеющими множественные нарушения развития на основе предметно – практической деятельности.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: мы выбрали только самые интересные игры и задания, любимые детьми, и дающие положительные результаты. Игры и задания можно использовать, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать, как основой целого занятия, так и его части. И также могут использоваться при работе с разными категориями обучающихся.

1 Разложи по цвету

Ребенку необходимо распределить каждый цвет в отдельную емкость.

Предложенное задание имеет комплексное значение. Во-первых, ребенок учится совершать хватательные движения: что оказывает огромное значение на развитие мелкой моторики. Во-вторых, учится различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

2Нанизывание предметов с отверстиями на стержень, шнурок, ленту.

Нанизывание предметов на стержень, шнурок или ленту способствует обучению ребенка усидчивости и самостоятельности, концентрированию внимания и оценке результата

Детям раздаются шнурки и бусины, которые необходимо нанизать. Усложнить задание можно предложив учащимся нанизывать бусины в определенной цветовой последовательности, соблюдая цветовой ряд

3Наполнение предметов песком, крупой. Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.

Смысл наполнения и пересыпания заключается в том, что ребенок с помощью ложки пересыпает вещества из одной посуды в другую.

Сначала движения детей неловки, часто бесцельные и негармоничные. Затем, в процессе многократных тренировок, включается моторная активность и действия ребенка становятся более контролируемыми и целенаправленными. Данные упражнения развивают у детей навыки практической жизни, связанной с умением. В дальнейшем у него формируется чувство независимости, т.к .теперь, жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно.

Сюда же относится и наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую.

Данные действия развивают одновременно несколько очень важных качеств: моторику, усидчивость, способность концентрировать внимание. Кроме того, они способны завоевать сердце любого ребёнка – наливать, выливать – переливать – это то что любят дети!

5Шнуровка

Игрушки – шнуровки развивают моторику рук и одновременно подготавливают кисти ребенка к рисованию и письму.

Шнуровать можно просто так или по образцу, а также вовлекаясь в сюжетные игры. Таким образом, мы получаем одновременно многосторонний эффект: развитие моторики у детей, развитие глазомера, внимания. Вместе с тем учащийся учится подолгу заниматься одним и тем же делом, развивая усидчивость, сосредоточенность. Кроме того — шнуровка это необходимый в повседневной жизни навык

6
Складывание простейших фигур с помощью шаблона, а затем самостоятельно
Разработанный комплекс шаблонных картинок очень нравится детям, так, как благодаря созданному шаблону ребенок видит результат деятельности, ему понятно, что он должен делать и заранее знает, как будет выглядеть картинка, когда он закончит выкладывать ее из счетных палочек. А главное, он уверен, что сможет!

7Складывание предметов по форме и цвету

У детей с ОВЗ наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа. Особые сложности проявляются на письме, когда ребенок не может написать букву или даже элемент данной буквы используя образец. Это свидетельствует о развитии у таких детей оптической дисграфии.

С целью развития зрительного восприятия необходимо выбирать соответствующие упражнения. Подбор предметов по цвету и форме помогает коррегировать вышеописанные недостатки.

8Конструирование с помощью скрепок и прищепок.

Конструирование с использование скрепок и прищепок вызывает особый интерес у детей, так как данный материал очень необычный. Но, в то же время цветные скрепки и бельевые прищепки очень доступны, поэтому их легко можно приобрести и использовать в домашних условиях не по назначению, а как элемент творчества с ребенком.

9 Продуктивные виды деятельности Аппликация, лепка, рисование

Безусловно данные виды деятельности способствуют развитию мелких мыщц руки. Особый интерес у детей вызывают нетрадиционными виды деятельности Это рисование пальчиками, рисование пластилином, рисование –штампы губкой, ватными тампономи и тд.

10 Перенос способа действия на другой материал

Системное включение подобных заданий формирует навык самостоятельной обработки учебной информации.

11 Жизненные компетенции

Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся. Освоение точных наук конечно вызывает большое затруднение у детей, но овладение социальными компетенциями позволяют им быть успешным, активными и жизнерадостными.

Итог

Предметно- практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста уделяется мало внимания. Основной упор, по сложившимся традициям, делается на теоретическое обучение. И когда тот же самый материал будет систематически представляться с основами практической деятельности, с яркими примерами, с тем, что можно подержать в руках, то у обучающегося младшего школьного возраста будет работать не только аудиальная память, но и визуальная, что закрепит результат запоминания и послужит повышению качества обучения.

Список используемой литературы

1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский , 2001.-400с.

2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.

3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.

4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.

5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.

6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.

7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm

Примеры похожих учебных работ

Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …

… детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 12 до 14 лет и 10 приемных семей. Структура работы. Работа … ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии … человеком новым видом деятельности, социальной ролью, …

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся …

… и детей, оставшихся без попечения родителей, как в практике работы специалистов учреждения, так и в практике работы специалистов … об утверждении критериев и показателей оценки деятельности Учреждения по работе с выпускниками на заседании Совета по …

Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского …

… деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно-историческая концепция развития ребенка и положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка …

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, …

… дети, оставшиеся без попечения родителей — это социально незащищённая группа, члены которой имеют настолько значительные сложности с социализацией и/или с психическим здоровьем, … психической продукции (деятельности) и ее результатам; … темой работы, а …

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей

… родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста … свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не … дети склонны отставать в развитии. Как сгладить негативные последствия: дети …

Требования к дефектологу


Источник фото: user18526052/freepik

Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:

  1. наличие высшего профессионального образования;
  2. опыт работы по специальности;
  3. знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;
  4. знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;
  5. стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).

Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.

Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]