Профессия логопеда-дефектолога: характеристика, специфика, особенности


Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии

Логопед коррекционного учреждения является специалистом широкого профиля. В штат коррекционной группы входит учитель-дефектолог, воспитатели и помощник воспитателя. Логопед-дефектолог же в свою очередь, как и врач, может быть закреплен за определенной группой воспитанников, а может курировать детей всего учреждения. Все будет зависеть от наполняемости групп и специфики психического развития малышей.

Педагог помогает компенсировать речевые недостатки каждого из детей, также проводит индивидуальную работу, как и учитель-дефектолог группы (тифло-, олигофрено-, сурдопедагог и т. д.), согласно развитию ребенка, его возрасту и психическим особенностям. Логопед в коррекционном детском саду взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, с воспитателями и врачом-педиатром, работающими с данными детьми. Как правило, речевые нарушения у таких детей являются вторичными, то есть проявившимися на фоне первичной (основной) проблемы развития. И уже в зависимости от того, что выступает в качестве первопричины, будет строиться работа логопеда-дефектолога. Поэтому данный специалист имеет доступ к медицинским картам каждого воспитанника: заключениям нейропсихолога, психиатра и других врачей.

Дефектолог и логопед для взрослого: нужны ли они, и когда к кому обращаться

Помощь этих специалистов может понадобиться не только ребенку, но и взрослому человеку.

  • Случается, что необходимо исправить речевые дефекты, закрепившиеся с детства (трудности с произношением определенных звуков, шепелявость, проблемы дикции, темпа речи, т. д.). Это особенно важно для людей, работающих в сферах, где присутствует постоянное общение и требуется красивая, внятная речь. В этих случаях следует обращаться к логопеду – с помощью современных методик опытный специалист исправит такие недостатки за короткий срок.
  • Логопед поможет, если речь потеряла четкость после зубопротезирования, а также в избавлении от акцента в речи.
  • Если речевые дефекты появились у взрослого после инсульта или черепно-мозговой травмы, необходима помощь дефектолога.

Существует специальность логопед-афазиолог. Он занимается реабилитацией людей, у которых из-за инсульта, патологий головного мозга разной природы полностью исчезла речь. Такое состояние называют афазией.

Чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.

История появления профессии

Дефектология стала активно развиваться с середины ⅩⅨ века. Сама профессия в нашей стране появилась относительно недавно. В начале прошлого столетия врачи и педагоги выявили необходимость работы с особыми детьми комплексно по каждому направлению, что подразумевало расширение штата сотрудников в коррекционных детских садах и школах, так как одним лишь воспитателям или врачу не по силам уделить должное внимание всем детям сразу.

И уже в советское время в столице был открыт первый исследовательский центр − НИИ дефектологии. Сама логопедия не сразу стала «в ряды педагогических наук», специалисты данного профиля работали изначально в сфере медицины в логопунктах.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Известные педагоги в области логопедии и дефектологии

Логопедия, как отрасль дефектологии, являлась предметом исследования многих ученых в области педагогики и психологии. Но наибольший вклад в развитие науки и разработку программ по устранению речевых нарушений внесли участники научной школы Л. С. Выготского.

Благодаря работам таких выдающихся советских педагогов, как М. С. Певзнер, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, формировалась данная отрасль.

Но, если говорить о более узком понимании логопедической работы именно в рамках дефектологии, то необходимо отметить Л. С. Волкову, которая на протяжении всей своей жизни занималась исследованиями в данной области.

Общая характеристика направления

В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.

Содержание:

  • Общая характеристика направления
  • Перечень обязанностей специалиста
  • При каких симптомах следует обратиться к врачу
  • Методы диагностики и лечения

В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.

Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.

Отличия логопеда от логопеда-дефектолога

В чем разница между этими двумя специалистами, выполняющими по сути одну и ту же функцию? И в первом, и во втором случае педагог занимается развитием речи ребенка:

  • формированием правильного произношения: постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков;
  • активизацией и расширением словарного запаса;
  • развитием просодической стороны речи;
  • компенсацией речевых нарушений при ОНР (общем недоразвитии речи).

Самое главное различие заключается в том, что, в отличие от логопеда-дефектолога, обычный логопед работает с детьми только с сохранным интеллектом.

А вот второй специалист чаще всего имеет дело с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии. Он тесно взаимодействует с учителем-дефектологом, с докторами (педиатром, психоневрологом), психологом, воспитателями и другими специалистами.

Используемые методики

Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • Массаж речевого аппарата.
  • Дыхательные, физические упражнения.
  • Гимнастику (артикуляционную, пальчиковую).
  • Фонетическую ритмику, логоритмику.
  • Су-Джок терапию.

К инструментам относят: речевые средства, действия, мимику, пантомимику, жесты.

В качестве дополнения к занятиям применяют физиотерапию, иглоукалывание, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

При необходимости можно выполнить коррекцию речи детей, не имеющих сопутствующих патологий. Проводят обучение артикуляции, произношению звуков, букв, написание слов, предложений. У малышей не развита требующаяся для длительных занятий усидчивость, способность к концентрации внимания, продолжительность одного занятия подбирается индивидуально (в пределах получаса).

Ощутимый эффект наблюдается при настойчивости, терпеливости, обоюдных усилиях со стороны логопеда-дефектолога и пациента (родителей), систематичности, тщательности занятий, характеризующихся непринужденной атмосферой, стимулирующей к результативным занятиям.

В программе Здоровье радио-маяк в гостях логопед-дефектолог подробно отвечает на вопросы:

к содержанию ^

Показания для обращения за помощью к специалисту

К логопеду-дефектологу следует обращаться за помощью, если малыш имеет отклонения от нормы в физическом или психическом развитии, а именно:

  • Проблемы со зрением (слабовидящие и слепые дети).
  • Нарушения слуха (глухие и слабослышащие).
  • Задержка в развитии (нарушение внимания, памяти, мышления, восприятия и других познавательных психических функций), ММД (минимальная мозговая дисфункция).
  • Умственная отсталость или синдром Дауна.
  • Аутизм.
  • ДЦП (детский церебральный паралич), нарушения функций двигательного аппарата.

В некоторых случаях при сохранном интеллекте, но при неустойчивости ЭВС (эмоционально-волевой сферы) и поведения, ребенку также может быть рекомендована работа с коррекционными педагогами, в том числе и с логопедом-дефектологом, если у малыша имеются проблемы с речью.

Когда необходим тот или иной специалист?

В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития, и все больше родителей ищет грамотного и опытного специалиста. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду. Корень проблемы может быть следующим:

  • родовые травмы;
  • инфекции, полученные в период внутриутробного развития;
  • болезни, возникшие на раннем этапе развития;
  • расстройства невралгического и психологического характера.

Это лишь малая часть существующих причин. Говоря конкретнее, за помощью нередко обращаются родители, у чьих детей диагностировали ДЦП, аутизм, эхолалию, нарушение слуха или зрения.

Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля

Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:

  • В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
  • В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
  • В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все». В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.

Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?

Специалист данного профиля выполняет работу с особыми детьми в рамках образовательной программы коррекционного учреждения. Логопед-дефектолог проводит:

  • диагностику развития речи детей с проблемами в развитии;
  • профилактику и коррекцию звукопроизношения, общего дефицита речи;
  • работу при нарушении письма и чтения;
  • работу по формированию правильной скорости и ритма речи;
  • коррекцию по устранению нарушений голоса.

В его обязанности входит:

  • Диагностировать детей, согласно их возрасту, особенностям психики, вести индивидуальные логопедические карты обследования на каждого ребенка.
  • Тесно взаимодействовать с родителями каждого ученика или воспитанника, предоставляя необходимую информацию о динамике успеваемости и развитии речи, давать консультации по различным вопросам, находящимся в его компетенции.
  • Проводить систематические индивидуальные и подгрупповые занятия по устранению проблем с речью.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Как стать логопедом-дефектологом, что для этого необходимо?

Что необходимо делать, чтоб стать коррекционным логопедом? Чтобы стать педагогом в этой области, недостаточно пройти обычные курсы, именно документ о высшем образовании понадобится для работы в указанной сфере деятельности.

Специалисты данного профиля получают образование на психолого-педагогическом факультете.

Обучение на кафедре специальной (коррекционной) педагогики и психологии по соответствующему направлению позволяет студентам получить по окончании диплом бакалавра или магистра (при условии прохождения второй ступени высшего образования) и работать в дальнейшем логопедом в коррекционных школах или ДОУ.

Кроме этого, необходимо обладать как определенными профессиональными, так и личностными качествами.

К первым относятся:

  • Компетентность педагога.
  • Умение применять полученные в ВУЗе знания на практике в работе с особыми детьми.
  • Желание совершенствовать свои навыки, реализовывать коррекционную программу и заниматься самообразованием в целях повышения уровня своей квалификации, постоянно учиться чему-то новому.
  • Ответственно относиться к своей деятельности, качественно осуществлять работу по устранению проблем с речью.

Ко вторым можно отнести:

  • Любовь к детям (проявление эмпатии).
  • Терпеливость, стрессоустойчивость.
  • Находчивость и умение творчески подходить к делу.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

Заработная плата специалиста

Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:

  • В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
  • Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.

Большинство логопедов-дефектологов имеет дополнительную нагрузку в качестве уроков с учениками, с которыми они занимаются частным образом на дому. Такая практика распространена в стране, она обусловлена необходимостью систематических коррекционных занятий с особыми детьми. Почасовая оплата за труд педагога значительно выше, чем в образовательном учреждении.

Место работы дефектолога

Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:

  • школы-интернаты;
  • детские центры;
  • детские сады;
  • санатории;
  • специализированные школьные учреждения;
  • медицинские центры.

Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]