Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, тметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Занимательные стихи для детей про букву Т

Буква Т — Тигренок Тошка Собирал цветы в лукошко. Василек и семь ромашек, И четырнадцать букашек.

Автор: Зеленая К.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Т в трубу трубила — Трех соседей разбудила.

Автор: Красникова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Т сТоиТ как сТолик, Или с полочкою сТолбик. На сТоле сТоиТ сТАкан, А в сТакане Том — ТЮЛЬПАН.

Автор: Мишутин А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Т без умолку,без Толку, ТараТориТ втихомолку. Песенка её проста: «Тра-Та-Тушки,Тра-Та-Та!»

Автор: Иванов С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Потерялась Буква Т, Заблудилась в темноТе! Мы везде её искали, Мы соседей привлекали. Не нашли её бы, неТ, Если б не включили свеТ!

Автор: Манжос Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Вниз черту проводим снова. Сверху шляпка и — готово. То ли зонтик, то ли гвоздь, Буква Т — наш новый гость.

Автор: Бокова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ЛюбиТ буква Т Трезвон — Танцы, ТракТор, Телефон… А поТом, чуТь сТанеТ Тише, Тортом угостит деТишек.

Автор: Манфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ткач-Трудяга Ткань «Тик» Ткал, Той Торговец Торговал. Торговал Торговец «Тиком», Ткач-Тихоня Ткал «Тик» Тихо.

Автор: Маршалова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я смоТрю на букву эТу, В букве эТой неТ секреТа, МолоТочек «Тук-Тук-Тук» — Букву знаюТ все вокруг!

Автор: Аношина В.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Три тетёрки-тараторки Тёрли трюфель тёркой в тортик. Треплет тетерев тетерь — Терпкий тортик-то теперь!

Автор: Кедрыш С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тигр, наверно, Та же кошка, Только выросла немножко. Те же уши, Тот же хвосТ, Только чуть повыше росТ.

Автор: Пунько Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Три треногих таракана Треплют трость у старикана. Тот тревожно у трамвая Трость трясет от страшных тварей.

Автор: Герасименко М.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Где немыТые сТаканы И Тарелки на сТоле, ОбиТаюТ Тараканы в неге, сыТосТи, Тепле.

Только люди спаТь ложаТся, Тараканы ТуТ как ТуТ, СуеТяТся, и ТолпяТся, И пируюТ, и поюТ…

В кухне Треск и ТарахТенье, ТопоТ, гвалТ и Тарарам, Танго, ТвисТ и ТаранТеллу До уТра ТанцуюТ Там.

Автор: Радченко Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Троллейбус по городу едеТ, Его обгоняеТ Трамвай, На них на вокзал не успеем! Скорее Такси вызывай!

Автор: Атилла С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тётя Тома на расТопку, ЗаТолкала Тополь в Топку: Тополь в Топке не горел — Только Тихо, долго Тлел.

Автор: Мазанко Е.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Таракан на ТабуреТке, Обнаружил Три ТаблеТки. Таракан их расТопТал, ЕсТь ТаблеТки он не сТал.

Автор: Смайлз Д.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Трактор Трижды заТрещал — И прицеп заТрепеТал. Громко ТарахТел моТор, Словно роТор-меТеор.

Автор: Герасименко М.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тараканы Танк Толкали, Но сТолкнуть Танк не смогли. Тараканы Так усТали. Что без сил в Тени легли.

Автор: Целищев С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

По Тропинке, по Траве, мимо Тополя, в суббоТу, в госТи к Тётушке своей Торопился с Тортом кто-то — полосаТое пальТо, и рычит. Ты знаешь кТо?

Автор: Горенбургова Р.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Таракан живет за печкой, То-то теплое местечко.

Автор: Самуил Маршак

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тапочки домашние — самые прекрасные: Желтые, зеленые, синие и красные — Все такие разные. Мы домой приходим — тапки одеваем, А гулять уходим — их поспать поставим.

Автор: Горюнова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тигр рычит на всех подряд, Никому злой тигр не рад.

Автор: Дитковская И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Торт

Тот, кто сделал первый торт, Был, наверно, очень горд. Был то, без сомнения, Мамин день рождения.

Автор: Слуцкая Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Треск, трещотка, точка, тигр, Тема, треугольник, тир, Туфли, туча, тумба, три, Все слова на «Т» – смотри!

Автор: Ирис Ревю

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Телеграмма, теплоход, Теннис, тень и тихоход, Теорема и тряпица, «Т» – в начале становится.

Автор: Ирис Ревю

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Топинамбур и тюльпан, Толокнянка, тмин, тимьян, Традесканция, томат, Тополь, тыква — много как!

Автор: Ирис Ревю

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Посади растения ты, Те, что есть на букву «Т»

Автор: Ирис Ревю

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква Т – Тигренок Тошка Собирал цветы в лукошко. Василек и семь ромашек, И четырнадцать букашек.

Автор: Г. Терешкова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

ТИГР пушистый полосатый, Подушки мягкие на лапах, ТИХО ходит и бесшумно По ТАЙГЕ. Он очень умный. ТЕРРИТОРИЮ отметил,

ТУ’РА на горе приметил. На ТРОПЕ добычу ждёт, ТО — урчит, а ТО — рыкнёт. ТИГР – это просто кошка, Я боюсь её немножко.

Автор: Н. Радченко

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тюленя всегда защитит от мороза Толстая, толстая жирная кожа.

Автор: К. Зеленая

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Т — антенна — Выше крыши — Все увидит, все услышит, Телевизоры включаем, У экранов не скучаем.

Автор: В. Степанов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

На двоих одна лопата, И опять она у брата. Брат копает, я стою, Больше брата устаю.

Автор: В. Мусатов.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Весит слон Триста тонн. Тонна – ушко, Тонна – ножка. Вот так крошка!

Автор: Г. Цыферов.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Путаница.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь.

Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?

Автор: К. Чуковский.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Татке надели Тапки на лапки. Тапки на Татке, На тапках – заплатки.

Скинула Татка Тапки в заплатках. – Дайте носочки! – Дайте чулочки! Наденьте сапожки

На Таткины ножки! Наденьте перчатки На рученьки Татке! Накиньте платочек

В синий цветочек! Теперь все в порядке У модницы Татки.

Автор: И. Лопухина.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Кот хвастун.

– Кто нитку прядет? – Кто, кто – кот! – А кто ткань ткёт? – Кто, кто – кот! – А кто куртку шьёт? – Кто, кто – кот! – А кто из кладовки Сметанку крадет? Молчит кот, только облизывает рот…

Автор: И. Лопухина.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Табурет на табурет ставим осторожно. Табурет на табурет – это очень сложно. Табурет на табурет… Лезу на кушетку

И еще на табурет ставлю табуретку. Табурет на табурет. Стойте, передышка! Табурет на табурет… Вот и телевышка.

Автор: А. Шлыгин.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

— Ходил ты, малыш, куда? — Туда. — А было это когда? — Тогда. — Ты видеть хотел кого? — Того.

— Гостинцы принес кому? — Тому. — Поиграть, малыш, хочешь с кем? — С тем. — Ты, малыш, говоришь о ком? — О том! — Да кто это – «тот»? — КОТ!

Автор: И. Лопухина

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Три Тюленя Торт купили, В гости Тигра пригласили: «Тигр, Тапки надевай, Телевизор сам включай».

На Тарелке — Торт, печенье, Вот Такое угощенье. Раз-два-три-четыре-пять, Букву «Т» нам надо знать!

Автор: Сказочник — Робинзон

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Полосатые детишки в зоопарке родились. Отзываются котята на привычное «кис-кис». Только стоит подрасти им,сразу станет не до игр. И гласит на клетке надпись:»Здесь живёт амурский ТИГР!»

Автор: Елена Трифонова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Т – Тюльпан Тюльпан поправил свой «тюрбан» И стал прекрасным, как султан! Средь других цветков стоит Строен стан и важен вид!

Автор: Илья Родионов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тыкву трудно мне обнять И тем более поднять. До чего вкусна с ней каша И не пробуйте отнять!

Автор: Евгений Мартишин

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

Постановка звука Т

  • Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
  • Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
  • Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
  • Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
  • Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.

Постановка звука Ть

  • Проговорить с ребенком Та-Та.
  • Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
  • Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
  • Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.

Постановка и автоматизация звука «Т»

Подготовительный этап

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Т»

(каждое упражнение выполняется 5-8 раз под счет от 5 до 15; на одном занятии не следует предлагать детям более 3 – 4 упражнений; упражнения выполняются от простого к сложному; упражнения выполняются сидя перед зеркалом; из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления):

Упражнение «Заборчик»: максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы; верхние зубы находятся напротив нижних, расстояние между ними -1 мм.

Упражнение «Блинчик»: рот приоткрыт, губы не напряжены, расслаблены; широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе; удерживать это положение не менее 10 секунд.

Упражнение «Чистим зубы»: открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); кончик языка должен находиться за зубами; губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Лошадка»: приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы; цокать языком медленно-быстро-медленно; смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Вкусное варенье»: широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз; нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык – видны нижние зубы.

Дыхательная гимнастика

Постановка звука «Т» требует резкого и сильного выдоха, поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать.

Комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение «Снежинка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку-снежинку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Упражнение «Футбольный поединок»: дуть на ватный шарик — «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота (два кубика) — вата должна оказаться между кубиками. Упражнение «Перышко, лети!»: подбросить перышко вверх и дуть на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Упражнение «Карандаш»: на столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш; с силой подуть на карандаш, что бы он перекатился на противоположный край стола.

Упражнение «Флажок»: дуть на бумажную полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами): превратить бумажные полоски в настоящие флажки.

Постановка звука «Т»

• Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, • Расстояние между зубами 5 мм. • Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. • Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная • Демонстрация правильного положения губ и языка: логопед показывает различия при произношении Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка).

• Постановка по подражанию: логопед предлагает ребенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та» (та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты).

• Межзубной способ: логопед показывает ребенку положение языка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язык за зубами).

• Постановка звука «Т» от звука «П»: ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит – П (получается – Т).

• Постановка от Ц (прием от обратного): звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

  • “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
  • “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
  • “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
  • “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
  • “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Постановка звука т при замене на к

  1. Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
  2. Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
  • Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
  • Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]