Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву З по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Замок (Нойшванштайн)
Замок
Заяц
Зонт
- Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
- Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
- В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?
Когда мы произносим звук [з], кончик языка — за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].
- Гласный или согласный звук [з]?
- Звонкий или глухой этот звук?
- Почему?
- Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь глухие согласные звуки?
Задание: печатная буква З для дошкольников
Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Конспект урока «Согласные звуки [з], [з’], буква З. Азбука здоровья»
- — Совершенно верно. Предлагаю дать характеристику звукам, обозначающим букву З. Нарядите звуковичка. Выходит один человек и наряжает.
- — Пока Вася работает, предлагаю вам такое задание. В вашей «Азбуке» на стр. 49 есть картинки-ракраски. Раскрасьте предметы, в названиях которых есть буква З.
— Итак, какие предметы вы раскрасили? Гвоздика, коза, ваза.
— Давайте проверим, как Вася нарядил звуковичка.
— Буква З может давать два звука –звуки[з], [з’]. Звук[з] – согласный, звонкий, твёрдый. Звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий. Поэтому у звуковичка на голове колокольчик, обозначающий звонкость согласного, а на ногах ботинок зелёный – мягкость, ботинок синий – твёрдость.
— Назовите мне слова, где встречается твёрдый звук [з].
Называют слова.
— Назовите мне слова, где встречается мягкий звук [з’].
Называют слова.
— Предлагаю вам поработать в паре и выполнить звуковой анализ слов. У вас на столе лежат конверты с квадратиками, обозначающими звуки. Первый ряд будет работать со словом «ваза», второй – со словом «зима».
Проверка.
— Очень хорошо. А теперь предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звуки [з], [з’], должны хлопнуть в ладоши. Здоровье, спорт, физкультура, каша, овощ, зарядка, закаливание, фрукт.
— Скажите, пожалуйста, а что объединяет все эти слова?
— Они относятся к понятию «здоровье».
— Скажите, ребята, а что нужно сделать, чтобы быть здоровым? Посмотрите на доску, отгадайте ребус.
ЗА + ’
— 1. Слово «закалка». Нужно закалять свой организм.
— А что это значит?
— Это значит нужно обливаться холодной водой, не кутаться в слишком тёплую одежду, спать в прохладной комнате.
Физкультминутка. Закаляйся, как сталь.
— Что ещё нужно делать, чтобы быть здоровым?
— 2. Нужно заниматься спортом.
— Да, ребята. Но даже если вы не спортсмены, то хотя бы надо по утрам делать зарядку и много двигаться. С какого звука начинается слово «зарядка»?
— С твёрдого звука [з].
— Прочитайте небольшой текст на стр. 49. О чём говорится в тексте?
— Чтобы здоровье было в порядке, нужно заниматься зарядкой.
— Что ещё делает человека здоровым?
— 3. Правильное питание. Пища должна быть сбалансирована. Нужно есть каши, молочные продукты, овощи и фрукты, нежирное мясо и рыбу.
— А с чего мы должны начинать свой день?
— С завтрака. На завтрак лучше всего есть кашу или омлет, пить несладкий чай. Тогда человек получит заряд бодрости и хорошего настроения.
— А с какого звука начинается слово «завтрак»?
— С твёрдого звука [з].
— А чтобы определить следующую составляющую здоровья, давайте прочитаем текст №2 на стр. 49. Прочитайте этот текст «жужжащим чтением». О чём здесь идёт речь?
— 4. Мы должны соблюдать безопасность. Соблюдать правила дорожного движения, правила безопасного поведения в быту: не лазить на заборы, быть осторожными с колющими и режущими предметами.
— Правильно, молодцы. Найдите в тексте слова, в которых есть буква з, подчеркните эту букву.
— А что ещё необходимо делать, чтобы быть здоровыми?
— 5. Соблюдать правила гигиены, то есть содержать своё тело в чистоте. Умываться по утрам, принимать ванну или душ, чистить зубы.
— Слово «зубы» начинается на какой звук?
— Твёрдый звук [з].
— Всё верно.
Продолжи фразу
Мчится без оглядки. Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? … (Зайка.)
Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! Потому что мать — луна, А дочурки … (звезды).
Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку. Быстро делаю … (зарядку).
Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка. Как зверек зовется? … (Зайка.)
Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача).
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла… (зима).
В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок).
Сказка про букву З
Нелетающий зонт
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
— Давай, давай! Нажимай! — кричит заяц. — Зарядкой надо заниматься — быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит — не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
— Ах, козел! — рычит. — Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
(Г. Юдин)
так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан
Тема: «Звуки [з], [з’] и буквы З з».
24.09.2014 7062 0
Цель урока:
познакомить детей с новой буквой, совершенствовать навыки чтения двух-трехсложных слов, письма буквы, слогов, слов с буквой З.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Фонетическая разминка
— Сделаем звуковую разминку. — Что просит сказать врач, когда осматривает горло? А-а-а — Как воет волк? У-у-у — Как плачет младенец? Уа-уа-уа — Что говорит бабушка, когда устанет? Ох-ох-ох — А мама, когда огорчена? Эх-эх-эх — А папа, когда ругает? Ай-ай-ай — Как звенит комар? З-з-з
3. Проверка изученного.
Даны буквы: А, О, У, И, К, Ы. — Найдите — лишнюю, почему?. Докажите.
Игра «Спрятавшееся слово»
В каждом из слов: уточка, столб, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня ребята мы познакомимся с новыми буквами
Проблемная ситуация Отгадайте загадки.
Ребята, послушайте загадки. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром, нет ничего. (Звёзды) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему.
Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему 5. Постановка учебной задачи
— Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]). — Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук? — Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила. — Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?(О звуке [з], [з’]). — Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква «зэ”). — Кто скажет тему нашего урока?
Характеристика звуков [з’] и [з] —
Вывод. Звуки {З }, {З ´} – согласные. Показ букв З и з печатными и письменными. 6. Игра упражнение в распознавании звуков [з’] и [з] в словах:
Если услышишь звук з – хлопни в ладоши: картина, корзина, картонка, звезда, лиса, замок, зебра.
7. Физминутка.
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два – нагнулся Три – нагнулся Руки в сторону развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
8. Работа с Букварём.
Рассматривание буквы в «Букваре» Чем похожи и в чём разница? Название буквы – зэ Рассмотреть сине – зелёную карточку с буквой з. Почему ребята одна синяя, а вторая зелёная? На что похожа буква з ?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра 3. Извиваюсь словно змейка, Срисовать меня сумей- ка!9. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитать слог – назвать слово с данным слогом : Зу – зубы, за – коза, зи – корзина, зы – морозы, зо – зорька.
Чтение слов в столбиках.
За-ра зо-ла зуб Ко-за зонт зу-бы Гро-за зонтик зубр
Чтение слов по стрелке:
коза, гроза, забор, замок, коса, лиса, сани, садик.
Вставить в слова буквы и прочитать
: слон, лиса, зубр, коза, страус.
10. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
11. Письмо. Работа в прописи.
Сравнение печатной и письменной букв Зз. Знакомство с письменными буквами: Безотрывное письмо строчной буквы з. Безотрывное письмо заглавной буквы З.обводка буквы, письмо по образцу.
12. Подведение итогов урока.
-Что новое вы узнали на уроке? — Что было интересно? — Что было трудно? Вы – молодцы! Хорошо потрудились!
Загадки для детей на букву З
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима)
По полю скачет — Ушки прячет. Встанет столбом — Ушки торчком. (Заяц)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
Хоть сама — и снег, и лед, А уходит — слезы льет. (Зима)
Когда все укрыто седыми снегами И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея)
Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея)
По земле ползает, А к себе не подпускает. (Змея)
Свернешь — клин, Развернешь — блин. (Зонт)
Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)
Тридцать два молотят, Один поворачивает. (Зубы и язык)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц)
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц)
Длинное ухо. Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)
Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц)
Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц)
На черный платок Просыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды)
Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. (Звезды)
За бесчисленной отарой Ночью шел пастух усталый, А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц)
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем таких, как я, Будет целая семья! (Зерно)
Что видно только ночью? (Звезды)
Виды неправильной артикуляции
Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:
- выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
- выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).
Виды сигматизмов:
- Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
- Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
- Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.
Виды парасигматизмов:
- Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
- Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
- Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
- Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.
Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.
Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.
Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.
Веселые стихи про букву З для детей
Сегодняшний завтрак «Завтра,— думал я вчера, — Сяду завтракать с утра. Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов)
Зайка, заинька-дружок! Посиди со мной часок. — Ни минуты не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал. Есть морошку приглашал. (Ф. Бобылев)
Зайке холодно в лесочке — Свяжем серому носочки. (А. Пудваль)
Зайка Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет». (А. Шибаев)
Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. (Г. Сатир)
Заяц зайцу говорит: — Мне бы волчий аппетит! — В аппетите мало толку, Мне бы зубы как у волка. (В. Викторов)
Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. (В. Берестов)
Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине принесли. Она была разиней. Резиновая Зина, Упала из корзины — Измазалась в грязи. (А. Барто)
Рано солнышко встает И спешит на огород: — Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъем! Физзарядку проведем. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, Потянись, Окончательно проснись. Сбрось с себя ночную лень — Впереди рабочий день. Надо к вечеру успеть Помидорам — покраснеть. Баклажанам — посинеть, Дыне с тыквой — пожелтеть. Надо к ужину поспеть. (Т. Полякова)
Зебу не знает ни снега, ни вьюги. Он и родился, и вырос на юге. К пальмам и к южному небу привык. Хотя он всего только бык… (Б. Заходер)
Земляничка Земляничка Возле пня всем сказала: — Нет меня! — Оглянулась и потом Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел. Закричал: — Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай! — Покраснела ягода и сказала: — Ябеда… (Л. Фадеева)
Знать бы, зачем Залилась спозаранку В замерзших зарослях Крошка-зарянка? Знать бы, зачем, Заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем Зашуршала змея? Знать бы, зачем Зеленеет земля? (В. Лунин)
Хотят ко дню рождения Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» (С. Михалков)
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
- По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
- С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
- С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
- Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
- Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
- «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
- «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
- «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
- «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
- «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
- «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
- «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.