Звуки [З] [З`]. Буквы З, зметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Замок (Нойшванштайн)


Замок


Заяц


Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка — за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Конспект урока «Согласные звуки [з], [з’], буква З. Азбука здоровья»

  • — Совершенно верно. Предлагаю дать характеристику звукам, обозначающим букву З. Нарядите звуковичка. Выходит один человек и наряжает.
  • — Пока Вася работает, предлагаю вам такое задание. В вашей «Азбуке» на стр. 49 есть картинки-ракраски. Раскрасьте предметы, в названиях которых есть буква З.

— Итак, какие предметы вы раскрасили? Гвоздика, коза, ваза.

— Давайте проверим, как Вася нарядил звуковичка.

— Буква З может давать два звука –звуки[з], [з’]. Звук[з] – согласный, звонкий, твёрдый. Звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий. Поэтому у звуковичка на голове колокольчик, обозначающий звонкость согласного, а на ногах ботинок зелёный – мягкость, ботинок синий – твёрдость.

— Назовите мне слова, где встречается твёрдый звук [з].

Называют слова.

— Назовите мне слова, где встречается мягкий звук [з’].

Называют слова.

— Предлагаю вам поработать в паре и выполнить звуковой анализ слов. У вас на столе лежат конверты с квадратиками, обозначающими звуки. Первый ряд будет работать со словом «ваза», второй – со словом «зима».

Проверка.

— Очень хорошо. А теперь предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звуки [з], [з’], должны хлопнуть в ладоши. Здоровье, спорт, физкультура, каша, овощ, зарядка, закаливание, фрукт.

— Скажите, пожалуйста, а что объединяет все эти слова?

Они относятся к понятию «здоровье».

— Скажите, ребята, а что нужно сделать, чтобы быть здоровым? Посмотрите на доску, отгадайте ребус.

ЗА + ’

— 1. Слово «закалка». Нужно закалять свой организм.

— А что это значит?

— Это значит нужно обливаться холодной водой, не кутаться в слишком тёплую одежду, спать в прохладной комнате.

Физкультминутка. Закаляйся, как сталь.

— Что ещё нужно делать, чтобы быть здоровым?

— 2. Нужно заниматься спортом.

— Да, ребята. Но даже если вы не спортсмены, то хотя бы надо по утрам делать зарядку и много двигаться. С какого звука начинается слово «зарядка»?

— С твёрдого звука [з].

— Прочитайте небольшой текст на стр. 49. О чём говорится в тексте?

— Чтобы здоровье было в порядке, нужно заниматься зарядкой.

— Что ещё делает человека здоровым?

— 3. Правильное питание. Пища должна быть сбалансирована. Нужно есть каши, молочные продукты, овощи и фрукты, нежирное мясо и рыбу.

— А с чего мы должны начинать свой день?

— С завтрака. На завтрак лучше всего есть кашу или омлет, пить несладкий чай. Тогда человек получит заряд бодрости и хорошего настроения.

— А с какого звука начинается слово «завтрак»?

— С твёрдого звука [з].

— А чтобы определить следующую составляющую здоровья, давайте прочитаем текст №2 на стр. 49. Прочитайте этот текст «жужжащим чтением». О чём здесь идёт речь?

— 4. Мы должны соблюдать безопасность. Соблюдать правила дорожного движения, правила безопасного поведения в быту: не лазить на заборы, быть осторожными с колющими и режущими предметами.

— Правильно, молодцы. Найдите в тексте слова, в которых есть буква з, подчеркните эту букву.

— А что ещё необходимо делать, чтобы быть здоровыми?

— 5. Соблюдать правила гигиены, то есть содержать своё тело в чистоте. Умываться по утрам, принимать ванну или душ, чистить зубы.

— Слово «зубы» начинается на какой звук?

— Твёрдый звук [з].

— Всё верно.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки. Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! Потому что мать — луна, А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку. Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка. Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

— Давай, давай! Нажимай! — кричит заяц. — Зарядкой надо заниматься — быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит — не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

— Ах, козел! — рычит. — Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

(Г. Юдин)

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан

Тема: «Звуки [з], [з’] и буквы З з».

24.09.2014 7062 0

Цель урока:

познакомить детей с новой буквой, совершенствовать навыки чтения двух-трехсложных слов, письма буквы, слогов, слов с буквой З.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фонетическая разминка

— Сделаем звуковую разминку. — Что просит сказать врач, когда осматривает горло? А-а-а — Как воет волк? У-у-у — Как плачет младенец? Уа-уа-уа — Что говорит бабушка, когда устанет? Ох-ох-ох — А мама, когда огорчена? Эх-эх-эх — А папа, когда ругает? Ай-ай-ай — Как звенит комар? З-з-з
3. Проверка изученного.
Даны буквы: А, О, У, И, К, Ы. — Найдите — лишнюю, почему?. Докажите.
Игра «Спрятавшееся слово»
В каждом из слов: уточка, столб, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня ребята мы познакомимся с новыми буквами
Проблемная ситуация Отгадайте загадки.
Ребята, послушайте загадки. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром, нет ничего. (Звёзды) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему.

Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) — Сколько гласных в слове? (2) — Сколько слогов? (2) — Разделите на слоги. — Поставьте ударение. — Сделайте звуковую схему 5. Постановка учебной задачи

— Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: коза, глаза, роза, заяц, зонт, гнездо. (Звук [ з]). — Кто запомнил слова, которые я произносила? Где в слове спрятался звук? — Найдите одинаковый звук в словах: Зина, резина, мазила. — Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?(О звуке [з], [з’]). — Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква «зэ”). — Кто скажет тему нашего урока?
Характеристика звуков [з’] и [з] —
Вывод. Звуки {З }, {З ´} – согласные. Показ букв З и з печатными и письменными. 6. Игра упражнение в распознавании звуков [з’] и [з] в словах:

Если услышишь звук з – хлопни в ладоши: картина, корзина, картонка, звезда, лиса, замок, зебра.
7. Физминутка.
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два – нагнулся Три – нагнулся Руки в сторону развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
8. Работа с Букварём.
Рассматривание буквы в «Букваре» Чем похожи и в чём разница? Название буквы – зэ Рассмотреть сине – зелёную карточку с буквой з. Почему ребята одна синяя, а вторая зелёная? На что похожа буква з ?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра 3. Извиваюсь словно змейка, Срисовать меня сумей- ка!9. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитать слог – назвать слово с данным слогом : Зу – зубы, за – коза, зи – корзина, зы – морозы, зо – зорька.

Чтение слов в столбиках.

За-ра зо-ла зуб Ко-за зонт зу-бы Гро-за зонтик зубр
Чтение слов по стрелке:
коза, гроза, забор, замок, коса, лиса, сани, садик.
Вставить в слова буквы и прочитать
: слон, лиса, зубр, коза, страус.
10. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
11. Письмо. Работа в прописи.
Сравнение печатной и письменной букв Зз. Знакомство с письменными буквами: Безотрывное письмо строчной буквы з. Безотрывное письмо заглавной буквы З.обводка буквы, письмо по образцу.
12. Подведение итогов урока.
-Что новое вы узнали на уроке? — Что было интересно? — Что было трудно? Вы – молодцы! Хорошо потрудились!

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима)

По полю скачет — Ушки прячет. Встанет столбом — Ушки торчком. (Заяц)

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)

Хоть сама — и снег, и лед, А уходит — слезы льет. (Зима)

Когда все укрыто седыми снегами И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея)

По земле ползает, А к себе не подпускает. (Змея)

Свернешь — клин, Развернешь — блин. (Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)

Тридцать два молотят, Один поворачивает. (Зубы и язык)

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц)

Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц)

Длинное ухо. Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц)

Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц)

На черный платок Просыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды)

Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. (Звезды)

За бесчисленной отарой Ночью шел пастух усталый, А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц)

В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем таких, как я, Будет целая семья! (Зерно)

Что видно только ночью? (Звезды)

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:

  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак «Завтра,— думал я вчера, — Сяду завтракать с утра. Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок! Посиди со мной часок. — Ни минуты не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал. Есть морошку приглашал. (Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке — Свяжем серому носочки. (А. Пудваль)

Зайка Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет». (А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. (Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит: — Мне бы волчий аппетит! — В аппетите мало толку, Мне бы зубы как у волка. (В. Викторов)

Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. (В. Берестов)

Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине принесли. Она была разиней. Резиновая Зина, Упала из корзины — Измазалась в грязи. (А. Барто)

Рано солнышко встает И спешит на огород: — Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъем! Физзарядку проведем. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, Потянись, Окончательно проснись. Сбрось с себя ночную лень — Впереди рабочий день. Надо к вечеру успеть Помидорам — покраснеть. Баклажанам — посинеть, Дыне с тыквой — пожелтеть. Надо к ужину поспеть. (Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги. Он и родился, и вырос на юге. К пальмам и к южному небу привык. Хотя он всего только бык… (Б. Заходер)

Земляничка Земляничка Возле пня всем сказала: — Нет меня! — Оглянулась и потом Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел. Закричал: — Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай! — Покраснела ягода и сказала: — Ябеда… (Л. Фадеева)

Знать бы, зачем Залилась спозаранку В замерзших зарослях Крошка-зарянка? Знать бы, зачем, Заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем Зашуршала змея? Знать бы, зачем Зеленеет земля? (В. Лунин)

Хотят ко дню рождения Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» (С. Михалков)

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

  1. По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
  4. Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
  5. Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

  1. «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
  2. «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
  5. «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
  6. «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]