Автоматизация звуков К и Кь
ЗВУК К. (№1)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука [к]в слогах.
ка-ко-ку-кы | ко-ку-кы-ка | ку-кы-ка-ко | кы-ка-ко-ку |
ак-ок-ук-ык | ок-ук-ык-ак | ук-ык-ак-ок | ык-ак-ок-ку |
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
3. Послушай и повтори. Обведи капельки.
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Кап! Кап! Кап!…
4. Угадай слово, которое
заканчивается звуком [к]: уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .
5. Автоматизация звука [к] в словах.
Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.
ЗВУК К. (№2)
1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Зелены мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква».
2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к’]:
…окос, …исть, …ино, …нига, …ошка, …ит, …рот, …ольцо, …екс, …олдун, …офе, …ость, …амень, …олодец, …орова.
3. Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву-квы | кна-кно-кну-кны |
Кво-кву-квы-ква | кно-кну-кны-кна |
Кву-квы-ква-кво | кну-кны-кна-кно |
Квы-ква-кво-кву | кны-кна-кно-кну |
4. Названия, каких картинок звучат, похоже?
5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.
ЗВУК К. (№5)
1. Повторить чистоговорки.
ка — ка — ка — наша ноша не легка; | Ниток клубок укатился в уголок. |
ко — ко — ко — убежали далеко; | Клава клала лук на полку, |
ку — ку — ку — покупаем мы муку. | Кликнула к себе Николку. |
2. Игра « Один-много».
Кабан – кабаны | кабина – кабины, | камень – камни, |
канава – канавы, | капкан — капканы, | конь – кони, |
кот – коты, | канат – канаты, | комета – кометы, |
конфета – конфеты, | команда – команды, | комната – комнаты. |
3. Игра «Прятки». Назови картинки.
4. Повторить чистоговорки.
На кокосы, на кокосы | На скамейке семь котят |
Налетели мы, как осы, | Все котята есть хотят. |
А кокосы высоко, | В миску мы кисель нальем – |
Высоко и далеко.* | Вот вам миска с киселем. |
ЗВУК К. (№6)
1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Без крыльев летят, Без ног бегут, | |
Без паруса плывут. (облака) |
2. Игра « Один-много».
Один бак – много баков | одна буква – много букв |
Один мак – много маков | одна тыква – много тыкв |
Один бук – много буков | одно окно – много окон |
Один паук – много пауков | один маяк – много маяков |
Один бык – много быков | один индюк – много индюков |
Один дубок – много дубков | один веник – много веников |
3. Повторить чистоговорку.
Киска, киска, где твоя миска? | |
Ест киска суп из миски: | |
Сыта киска – пуста миска. | |
(Выложить из счетных палочек) |
4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.
мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.
5. Игра «Прятки». Назови картинки.
ЗВУК К. (№7)
1. Игра «Исправь ошибку».
Письмо пишет дедушку. | Наша мышка поймала кошку. |
Катушка ниток купила бабушку. | Камешек нашёл Пашу. |
На шубу вешают вешалку. | Камыши сидят в лягушке. |
Ландыши нашли Наташу. | В картошку положили мешок. |
2. Игра «Веселый счет».
3. Автоматизация звука [к] в словах.
Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.
ЗВУК Кь. (№1)
1. Автоматизация звука [к’] в слогах.
кя-кя — кя-кя-кя | кя-ке-кю-ки |
ке-ке — ке-ке-ке | ке-кю-ки-кя |
кю-кю — кю-кю-кю | кю-ки-кя-ке |
ки-ки — ки-ки-ки | ки-кя-ке-кю |
2. Автоматизация звука [к’] в словах.
Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.
3. Автоматизация звука [к’] в словочетаниях.
покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.
4. Повторить чистоговорки.
В океане кит, киту кипяток кипятит. | Покупаем мы покупки: |
Кепку с этикеткой покупает Светка. | Для Никиты те покупки |
И для Кима те покупки. | |
А в покупках утки, дудки, | |
Кубики и незабудки. |
5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).
Конспект логопедического занятия на тему: Звуки[ к][кь], буква «К»
Конспект группового логопедического занятия. 2 класс.
Тема: Звуки [ к], [ к`], буква К.
Цель: правильно и чётко произносить звуки к, к` в слогах , словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков к, к` в слогах, словах и предложениях ;
· Формировать навыки образования единственного и множественного числа существительных;
· Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
Развивающие:
· Развивать артикуляционную моторику;
· Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путем выполнения специально подобранных упражнений( имитации игры в снежки и обводка по линиям);
· Способствовать развитию и коррекции внимании, памяти, мышления.
Воспитательные:
· Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.
· Содействовать воспитанию бережного отношения к учебным принадлежностям.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, предметные картинки, мяч, наклейки, зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из 3-х слогов.
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквой, отгадайте загадку и вы узнаете о чем идет речь.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это — …(кот)
— К нам сегодня на занятие пришёл в гости котёнок по кличке Кити.
— Разделите слово котёнок на слоги
— какой 1-й слог? (ко), первый и последний звук? (к, й).
3. Характеристика звуков [ к], [ к`] по артикуляционным и акустическим признакам.
— Возьмите зеркало и произнесите звук [ к].
— Как вы произносите звук [ к](язычок поставить за нижние зубы, слегка его отодвигаем назад, спинка языка прогибается, затем резко выдыхаем воздух).
— Как происходит воздушная струя? (свободно или встречает преграду).
— Ладошками проверим наш голос спит или поёт?(спит).
Вывод: Когда произносится согласный звук [ к] воздушная струя встречает преграду.
— Назовите в слове котёнок 1-й и 2-й звук ( к и о), о-гласный 1-го ряда
— Ребята, если после согласных стоят гласные 1-го ряда, то у нас согласные твёрдые.
— Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [ к]?
— Звук [ к] — согласный, глухой, твёрдый (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).
— Твёрдый согласный звук [ к] мы обозначим синим кружочком.
— А теперь назовите первый слог в слове Кити (ки)
— первый звук (к), второй (и)
— И- гласный какого ряда?(2 ряда).
— Если после согласного стоит гласный 2-го ряда, то согласный будет мягким. Т.е. в слоге ке звук [ к`]-мягкий.
-Значит звук [ к] — согласный, глухой, мягкий (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).
— Мягкий согласный звук [ к`] мы обозначим зелёным кружочком.
4. Развитие фонематического восприятия.
-Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги и слова, если вы услышите звук [ к], то хлопните в ладоши.
-К, м, к, ко, лы, та, иа, кол, сад, кот, сон.
— А сейчас ловим мягкий звук [ к ]:
— К, п, з, кино, к, са, му, ки, кь
— Молодцы, ребята.
-Звуки мы слышим и говорим, а букву пишем. Чтобы прочитать или написать названия предметов, нам надо познакомиться с буквой. Звуки к и кь мы обозначаем буквой К.
— Сейчас я прочитаю стихотворение про букву К.
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: «Кыш!»
Это всё на К, малыш.
— Давайте поднимем руки, пальчиками в воздухе напишем печатную букву К. А теперь глазками.
— Найдите в классе предметы, в названии которых есть звуки к-к`.
5. Чтение слогов.
ко кя
ка кё
кы кю
ку ки
— Читаем слоги 1-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (твёрдый), почему?( после к — стоят гласные 1-го ряда)
— Каким кружочком обозначим? (синим)
— Читаем слоги 2-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (мягкий), почему? (после к- стоят гласные 2-го ряда)
— Каким кружочком обозначим? (зелёным)
— Запись слогов парами под диктовку.
— Какие слоги написали в 1-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 1-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – синим.
— Какие слоги написали во 2-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 2-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – зелёным.
6. Произношение звуков к — к` в словах.
— Наш котёнок Кити спрятал картинки по классу.
— Что это? (карточка, шарики, учебник, костюм, карандаши, кегли).
— Назовите картинку, он мой один (костюм, учебник)
— Она, моя одна (карточка)
— Они мои (карандаши, шарики, кегли)
— Найдите слово в котором один слог (нет)
— Два слога (костюм, кегли)
— Три слога (шарики,карточка, учебник,)
Чтение этих слов по карточке (по одному) по слогам, глазки закрыли, повторили ещё раз , пишем по памяти в первый столбик с маленькой буквы без запятых.
— Как звучит звук к в этих словах(твёрдо), подчёркиваем синим карандашом.
— Назовите слово в котором звук к в начале слова, какой звук?
— Назовите слово в котором 2 слога 6 звуков
— Ребята как надо обращаться с учебными принадлежностями. (нельзя рвать, писать, пачкать на учебниках, ручки , карандаши хранить в пенале, не ломать)
— Также с игрушками надо бережно обращаться (нельзя рвать, ломать, кидать, пачкать и надо хранить в специальных ящиках, полках).
7 .Физминутка
Игра «Один – много».
Игрушка – игрушки
Машинка –машинки
Дорога –дороги
Кубик –кубики
— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?
Лампочки –лампочка
мишки – мишка
линейки –линейка
учебники -учебник
— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?
8.Посмотрите на доску и прочитайте слова, какие гласные пропущены
Скользк.я горка
Крутая санк.
Красивые дорог.
— Нужно подружить слова 1-го и 2-го столбика.
— Напишите в тетради это словосочетание.
— В каком слове звук к звучит твёрдо (подчёркивайте твёрдый к-синим, мягкий к- зелёным карандашом).
9. Итог занятия и оценка деятельности ребёнка.
— Наше занятие закончилось. Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить? Какой буквой обозначаем на письме? Молодцы! СЛАЙД
·
Причины
Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:
- Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
- аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
- неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
- слабые мышцы языка;
- плохая чувствительность языковых мышц;
- нарушения физического слуха в легкой форме.
- Социальные факторы:
- упущение родителей, воспитателей, педагогов;
- использование 2 и более языков в семье;
- отсутствие артикуляционных занятий;
- повторение речи с ошибками за близкими.
- Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами
«Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!
Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Что ещё почитать?
Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. Словообразование
Работа с текстом при подготовке к ВПР
Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе
Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Ответ:
Ь — мягкость | Разделительный Ь |
лось | друзья |
боль | заячья |
букварь | крестьянин |
польза | деревья |
лень | семья |
лягушачьи | |
серьёзный | |
вьюга | |
клочья |
«Добавь слово»
Задание:
дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.
Предложения:
- Мама, папа, я — счастливая …
- После петушиной драки во дворе повсюду были …
- Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
- Ястреб расправил …
- Охотник зарядил своё …
- Вчера наша кошка поймала …
- Женя и Вова — закадычные …
- Сова охотится …
- Катя пошла в магазин, а … забыла дома
- На улице громко чирикали …
Ответы:
- Мама, папа, я — счастливая семья.
- После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
- Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
- Ястреб расправил крылья.
- Охотник зарядил своё ружьё.
- Вчера наша кошка поймала мышь.
- Женя и Вова — закадычные друзья.
- Сова охотится ночью.
- Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
- На улице громко чирикали воробьи.
Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.
Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.
«Всем сестрам по серьгам»
Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .
Словосочетания:
- шубка лисы
- стая волка
- икра рыбы
- кваканье лягушек
- рога оленя
- берлога медведя
- шерсть овцы
- уши зайца
- молоко козы
- карканье вороны
Ответы:
- лисья шубка
- волчья стая
- рыбья икра
- лягушачье кваканье
- оленьи рога
- медвежья берлога
- овечья шерсть
- заячьи уши
- козье молоко
- воронье карканье
Наглядные материалы к уроку
Употребление мягкого знака
Роль мягкого знака
Разделительный мягкий знак
Правописание Ь и Ъ в словах
«Создай фамилию»
Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.
Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.
Ответы:
Имена | Фамилии |
Григорий | Григорьев |
Евгений | Евгеньев |
Юрий | Юрьев |
Василий | Васильев |
Арсений | Арсеньев |
Афанасий | Афанасьев |
Макарий | Макарьев |
Аркадий | Аркадьев |
Анатолий | Анатольев |
#ADVERTISING_INSERT#