Звуки [К] [К`]. Буквы К, кметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кыко-ку-кы-каку-кы-ка-кокы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ыкок-ук-ык-акук-ык-ак-окык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так;ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик;ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Кап! Кап! Кап!…

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком [к]: уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Автоматизация звука [к] в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

ЗВУК К. (№2)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком [к], [к’]:

…окос, …исть, …ино, …нига, …ошка, …ит, …рот, …ольцо, …екс, …олдун, …офе, …ость, …амень, …олодец, …орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квыкна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-квакно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-квокну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-квукны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка;Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко;Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку.Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаныкабина – кабины,камень – камни,
канава – канавы,капкан — капканы,конь – кони,
кот – коты,канат – канаты,комета – кометы,
конфета – конфеты,команда – команды,комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосыНа скамейке семь котят
Налетели мы, как осы,Все котята есть хотят.
А кокосы высоко,В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.*Вот вам миска с киселем.

ЗВУК К. (№6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баководна буква – много букв
Один мак – много маководна тыква – много тыкв
Один бук – много буководно окно – много окон
Один паук – много пауководин маяк – много маяков
Один бык – много быководин индюк – много индюков
Один дубок – много дубководин веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку.Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука [к] в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

ЗВУК Кь. (№1)

1. Автоматизация звука [к’] в слогах.

кя-кя — кя-кя-кякя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-кеке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кюкю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-кики-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука [к’] в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука [к’] в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит.Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка.Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Конспект логопедического занятия на тему: Звуки[ к][кь], буква «К»

Конспект группового логопедического занятия. 2 класс.

Тема: Звуки [ к], [ к`], буква К.

Цель: правильно и чётко произносить звуки к, к` в слогах , словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

· Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков к, к` в слогах, словах и предложениях ;

· Формировать навыки образования единственного и множественного числа существительных;

· Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Развивающие:

· Развивать артикуляционную моторику;

· Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путем выполнения специально подобранных упражнений( имитации игры в снежки и обводка по линиям);

· Способствовать развитию и коррекции внимании, памяти, мышления.

Воспитательные:

· Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.

· Содействовать воспитанию бережного отношения к учебным принадлежностям.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, предметные картинки, мяч, наклейки, зеркала.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из 3-х слогов.

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквой, отгадайте загадку и вы узнаете о чем идет речь.

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это — …(кот)

— К нам сегодня на занятие пришёл в гости котёнок по кличке Кити.

— Разделите слово котёнок на слоги

— какой 1-й слог? (ко), первый и последний звук? (к, й).

3. Характеристика звуков [ к], [ к`] по артикуляционным и акустическим признакам.

— Возьмите зеркало и произнесите звук [ к].

— Как вы произносите звук [ к](язычок поставить за нижние зубы, слегка его отодвигаем назад, спинка языка прогибается, затем резко выдыхаем воздух).

— Как происходит воздушная струя? (свободно или встречает преграду).

— Ладошками проверим наш голос спит или поёт?(спит).

Вывод: Когда произносится согласный звук [ к] воздушная струя встречает преграду.

— Назовите в слове котёнок 1-й и 2-й звук ( к и о), о-гласный 1-го ряда

— Ребята, если после согласных стоят гласные 1-го ряда, то у нас согласные твёрдые.

— Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [ к]?

— Звук [ к] — согласный, глухой, твёрдый (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).

— Твёрдый согласный звук [ к] мы обозначим синим кружочком.

— А теперь назовите первый слог в слове Кити (ки)

— первый звук (к), второй (и)

— И- гласный какого ряда?(2 ряда).

— Если после согласного стоит гласный 2-го ряда, то согласный будет мягким. Т.е. в слоге ке звук [ к`]-мягкий.

-Значит звук [ к] — согласный, глухой, мягкий (в 1-й раз говорит логопед, во 2-й раз вместе, в 3-й раз ученики одни).

— Мягкий согласный звук [ к`] мы обозначим зелёным кружочком.

4. Развитие фонематического восприятия.

-Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги и слова, если вы услышите звук [ к], то хлопните в ладоши.

-К, м, к, ко, лы, та, иа, кол, сад, кот, сон.

— А сейчас ловим мягкий звук [ к ]:

— К, п, з, кино, к, са, му, ки, кь

— Молодцы, ребята.

-Звуки мы слышим и говорим, а букву пишем. Чтобы прочитать или написать названия предметов, нам надо познакомиться с буквой. Звуки к и кь мы обозначаем буквой К.

— Сейчас я прочитаю стихотворение про букву К.

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке: «Кыш!»

Это всё на К, малыш.

— Давайте поднимем руки, пальчиками в воздухе напишем печатную букву К. А теперь глазками.

— Найдите в классе предметы, в названии которых есть звуки к-к`.

5. Чтение слогов.

ко кя

ка кё

кы кю

ку ки

— Читаем слоги 1-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (твёрдый), почему?( после к — стоят гласные 1-го ряда)

— Каким кружочком обозначим? (синим)

— Читаем слоги 2-го ряда, во всех этих слогах звук к какой? (мягкий), почему? (после к- стоят гласные 2-го ряда)

— Каким кружочком обозначим? (зелёным)

— Запись слогов парами под диктовку.

— Какие слоги написали в 1-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 1-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – синим.

— Какие слоги написали во 2-й столбик, какие гласные стоят после к (гласные 2-го ряда), т.е. согласную букву к мы подчеркнём каким кружочком – зелёным.

6. Произношение звуков к — к` в словах.

— Наш котёнок Кити спрятал картинки по классу.

— Что это? (карточка, шарики, учебник, костюм, карандаши, кегли).

— Назовите картинку, он мой один (костюм, учебник)

— Она, моя одна (карточка)

— Они мои (карандаши, шарики, кегли)

— Найдите слово в котором один слог (нет)

— Два слога (костюм, кегли)

— Три слога (шарики,карточка, учебник,)

Чтение этих слов по карточке (по одному) по слогам, глазки закрыли, повторили ещё раз , пишем по памяти в первый столбик с маленькой буквы без запятых.

— Как звучит звук к в этих словах(твёрдо), подчёркиваем синим карандашом.

— Назовите слово в котором звук к в начале слова, какой звук?

— Назовите слово в котором 2 слога 6 звуков

— Ребята как надо обращаться с учебными принадлежностями. (нельзя рвать, писать, пачкать на учебниках, ручки , карандаши хранить в пенале, не ломать)

— Также с игрушками надо бережно обращаться (нельзя рвать, ломать, кидать, пачкать и надо хранить в специальных ящиках, полках).

7 .Физминутка

Игра «Один – много».

Игрушка – игрушки

Машинка –машинки

Дорога –дороги

Кубик –кубики

— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?

Лампочки –лампочка

мишки – мишка

линейки –линейка

учебники -учебник

— Какой звук звучал из изученных у меня в словах, а какие в ваших словах?

8.Посмотрите на доску и прочитайте слова, какие гласные пропущены

Скользк.я горка

Крутая санк.

Красивые дорог.

— Нужно подружить слова 1-го и 2-го столбика.

— Напишите в тетради это словосочетание.

— В каком слове звук к звучит твёрдо (подчёркивайте твёрдый к-синим, мягкий к- зелёным карандашом).

9. Итог занятия и оценка деятельности ребёнка.

— Наше занятие закончилось. Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить? Какой буквой обозначаем на письме? Молодцы! СЛАЙД

·

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.

Разделительный мягкий знак

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Игры с буквами и словами

«Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!

Купить

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Что ещё почитать?

Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. Словообразование

Работа с текстом при подготовке к ВПР

Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:
Ь — мягкость Разделительный Ь
лось друзья
боль заячья
букварь крестьянин
польза деревья
лень семья
лягушачьи
серьёзный
вьюга
клочья
«Добавь слово»

Задание:

дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:
  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а … забыла дома
  10. На улице громко чирикали …
Ответы:
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:
  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
Ответы:
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку

Употребление мягкого знака

Роль мягкого знака

Разделительный мягкий знак

Правописание Ь и Ъ в словах

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Ответы:
Имена Фамилии
Григорий Григорьев
Евгений Евгеньев
Юрий Юрьев
Василий Васильев
Арсений Арсеньев
Афанасий Афанасьев
Макарий Макарьев
Аркадий Аркадьев
Анатолий Анатольев

#ADVERTISING_INSERT#

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]