Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»
Отгадайте загадку:
На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.
Верно, это ноты. Произнесите слово.
— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?
Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? А вы знаете ноты?
Но наш интернет — урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку… Ещё одна загадка…
Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный Любит снежные луга. ( Олень )
Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
Значит встречаются два звука [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше.
1. Повтори слоги.
На — но — ну — ны | Ан — он — ун |
Ны — на — ну — но | Ын — он — ун |
Но — ны — ну — на | Ун — ан — он |
Ну — на — ны — но | Он — ун — ын |
На — на | Ну — но |
Но — на | Ну — ны |
Но — ну | Ны — ну |
2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].
А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?
А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…
Зарубить на носу – запомнить Вешать нос – унывать Задирать нос – зазнаваться Водить за нос – обманывать Говорить под нос – тихо говорить Увести из-под носа – украсть с видного места С гулькин нос – очень мало Высунуть нос – показаться Нос не дорос – мал ещё Совать под нос – донимать Утереть нос – доказать Соваться со своим носом – вмешиваться Уткнуть нос – делать вникая Тыкать носом – уличать Комар носа не подточит – очень точно
Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.
3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]
БУРАТИНИЙ НОС
На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.
– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.
4. И г р а «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
5. И г р а «Подбери слово»
- Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
- Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
- К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
- К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).
7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!
На что похожа буква Н?
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы Н. Обведи их.
3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.
4. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.
5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]
6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.
7. И г р а «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
8. И г р а «Подбери слово»
- Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
- Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
9. И г р а «Волшебная цепочка»
- Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
- Как из ночи сделать день?
Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.
10. И г р а «Анаграммы»
Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).
11. Читаем…
12. Пишем…
Учимся красиво писать здесь
13.
Словарь
- Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
- Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
- Народ — население определенной страны.
- Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.
Рекомендую прочитать:
- 77 эффективных образовательных приёмов
- Олимпиада по математике (2 класс)
- Что должен знать ребёнок в 1 классе
- Шпаргалка для родителей. Обучение грамоте.
Tags: Интернет-урокрусский язык
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки [б] или [б’]
- «в» — [в] или [в’]
- «г» — [г] или [г’]
- «д» — [д] или [д’]
- «ж» — [ж]
- «з» — [з] или [з’]
- «й» — [й’]
- «л» — [л] или [л’]
- «м» — [м] или [м’]
- «н» — [н] или [н’]
- «р» — [р] или [р’].
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Какие звуки называются звонкими
При произношении всех согласных воздух проходит через преграды в речевом аппарате, из-за чего для их создания требуется больше усилия, чем для гласных звуков. Этот процесс также влияет на количество шума, поэтому согласные делятся на две категории: звонкие и глухие. Выговаривая глухие звуки, вы будете давать больше шума, чем голоса; звонкие же звучат ярко и отчетливо.
Загадки и стихи
Также на сайте есть загадки про звук, букву «Н» и стихи про звук, букву «Н». Загадки про звук, букву Н не только помогают изучать букву, но и развивают смекалку, творческое мышление. Скачать загадки про звук, букву Н можно на сайте.
Стихи про звук, букву Н будут способствовать развитию чувства ритма, памяти. Заучивайте стихи про звук, букву Н с вашими малышами.
Оглушение звонких согласных
Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:
- ко́роб [ко р а п]
- но́ров [н о р а ф]
- поро́г [п а р о к]
- пара́д [п а р а т]
- сто́рож [с т о р а ш]
- моро́з [м а р о с].
Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.
Понаблюдаем:
- обстрел [а п с т р’ э л]
- баловство́ [б а л а ф с т в о]
- заводско́й [з а в а т с к о й’]
- ука́зка [у к а с к а]
- бродя́жка [б р а д’ а ш к а].
Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.
Непарные звонкие согласные
В русском языке, кроме рассмотренных парных согласных, существуют непарные звонкие согласные, которые произносятся с большей долей голоса, чем шума. Их называют термином «сонорные», который восходит к греческому слову sonorus, что значит «звучный». Как становится ясно из их названия, сонорные согласные в силу своей природы не имеют пары по признаку звонкости/глухости. Эту группу согласных составляют 9 звуков, обозначенных в письменной речи буквами:
- буква «й» — это звук [й’]
- буква «л» — это звуки [л] или [л’]
- буква «м » — это [м] или [м’]
- буква «н» — это [н] или [н’]
- буква «р» — это [р] или [р’].
Сонорные звуки, кроме [й’], составляют пары между собой по признаку твёрдости/мягкости.
Понаблюдаем:
- ласка [л] — лира [л’]
- молоко [м] — метла [м’]
- норка [н] — нерпа [н’]
- рысь [р] — ряска [р’].
Они не меняют своего качества звучания и не зависят от фонетической позиции в слове. Остальные звонкие согласные подвержены влиянию глухих согласных. Их качество меняется в зависимости от местонахождения в слове. Рассмотрим эти фонетические процессы подробнее.
Непарные звонкие
Непарные звонкие согласные звуки не имеют глухо звучащих аналогов. Они также называются сонорными, потому что звучат с большей выразительностью:
- [й’] — йогурт [й’огурт], страшный [страшный’], койот [кой’ат];
- [л] — опилки [ап’илк’и], лукошко [лукашка], ландыш [ландыш];
- [л’] — элегантно [эл’иган’тна], лентяй [л’ин’т’ай’], селезень [с’эл’из’ин’];
- [м] — молча [молч’а], умный [умный’], уникум [ун’икум];
- [м’] — мечтать [м’ич’тат’], министр [м’ин’истр], измена [изм’эна];
- [н] — нокаут [накаут], нужный [нужный’], настил [наст’ил];
- [н’] — негде [н’эгд’э], шампунь [шампун’], огонь [агон’];
- [р] — роман [раман], радостный [радасный’], поражение [паражэн’ий’э];
- [р’] — рюмка [р’умка], речник [р’ич’ник], маргарин [маргар’ин].
Легко запомнить все звонкие согласные можно с помощью фразы «У льва и жабы много друзей».