Звуки [Н] [Н`]. Буквы Н, Нметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку… Ещё одна загадка…

Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный Любит снежные луга. ( Олень )

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше.

1. Повтори слоги.

На — но — ну — ныАн — он — ун
Ны — на — ну — ноЫн — он — ун
Но — ны — ну — наУн — ан — он
Ну — на — ны — ноОн — ун — ын
На — наНу — но
Но — наНу — ны
Но — нуНы — ну

2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].

А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить Вешать нос – унывать Задирать нос – зазнаваться Водить за нос – обманывать Говорить под нос – тихо говорить Увести из-под носа – украсть с видного места С гулькин нос – очень мало Высунуть нос – показаться Нос не дорос – мал ещё Совать под нос – донимать Утереть нос – доказать Соваться со своим носом – вмешиваться Уткнуть нос – делать вникая Тыкать носом – уличать Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).

5. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

На что похожа буква Н?
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы Н. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.

4. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).

8. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

9. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а «Анаграммы»

Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).

11. Читаем…

12. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

13.

Словарь

  • Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
  • Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.

Рекомендую прочитать:

  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Олимпиада по математике (2 класс)
  • Что должен знать ребёнок в 1 классе
  • Шпаргалка для родителей. Обучение грамоте.

Tags: Интернет-урокрусский язык

Что такое звонкие согласные звуки?

Наша речь состо­ит из закон­чен­ных по смыс­лу и инто­на­ци­он­но отрез­ков, кото­рые назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся из отдель­ных слов, а сло­ва в свою оче­редь состо­ят из зву­ков. Звук явля­ет­ся мини­маль­ной еди­ни­цей речи, как сло­во и предложение.

Звуки по сво­е­му каче­ству быва­ют раз­ные. Те зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет толь­ко голос, так и назы­ва­ют­ся — глас­ные. Это зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], кото­рые про­из­но­сят­ся откры­тым голо­сом. Остальные зву­ки нашей речи явля­ют­ся шум­ны­ми. Но шумят они по-разному. Те зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, явля­ют­ся звон­ки­ми. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через голо­со­вые связ­ки на выдо­хе и застав­ля­ет их дро­жать, виб­ри­ро­вать. Эту виб­ра­цию голо­со­вых свя­зок мож­но ощу­тить, если поло­жить руки на гор­ло. Если заткнуть уши, то при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных воз­ни­ка­ет звон в ушах. При про­из­но­ше­нии глу­хих соглас­ных, кото­рые состо­ят толь­ко из шума, тако­го коле­ба­ния голо­со­вых свя­зок и зво­на в ушах не ощущается.ОпределениеЗвонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки речи, в обра­зо­ва­нии кото­рых шум пре­об­ла­да­ет над голосом.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка насчи­ты­ва­ет­ся 20 звон­ких зву­ков, кото­рые в пись­мен­ной речи обо­зна­ча­ют­ся 11 буквами:

  • бук­ва «б» — это зву­ки [б] или [б’]
  • «в» — [в] или [в’]
  • «г» — [г] или [г’]
  • «д» — [д] или [д’]
  • «ж» — [ж]
  • «з» — [з] или [з’]
  • «й» — [й’]
  • «л» — [л] или [л’]
  • «м» — [м] или [м’]
  • «н» — [н] или [н’]
  • «р» — [р] или [р’].

Большинство букв, обо­зна­ча­ю­щих звон­кие соглас­ные, нахо­дят­ся в нача­ле алфа­ви­та. Как видим, мно­гие звон­кие соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Какие звуки называются звонкими

При произношении всех согласных воздух проходит через преграды в речевом аппарате, из-за чего для их создания требуется больше усилия, чем для гласных звуков. Этот процесс также влияет на количество шума, поэтому согласные делятся на две категории: звонкие и глухие. Выговаривая глухие звуки, вы будете давать больше шума, чем голоса; звонкие же звучат ярко и отчетливо.

Загадки и стихи

Также на сайте есть загадки про звук, букву «Н» и стихи про звук, букву «Н». Загадки про звук, букву Н не только помогают изучать букву, но и развивают смекалку, творческое мышление. Скачать загадки про звук, букву Н можно на сайте.

Стихи про звук, букву Н будут способствовать развитию чувства ритма, памяти. Заучивайте стихи про звук, букву Н с вашими малышами.

Оглушение звонких согласных

Звонкие соглас­ные, если сто­ят в кон­це сло­ва, нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции и под­вер­га­ют­ся оглу­ше­нию. При про­из­но­ше­нии они заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми согласными:

  • ко́роб [ко р а п]
  • но́ров [н о р а ф]
  • поро́г [п а р о к]
  • пара́д [п а р а т]
  • сто́рож [с т о р а ш]
  • моро́з [м а р о с].

Если звон­кий соглас­ный нахо­дит­ся перед глу­хим, то ана­ло­гич­но для него это сла­бая фоне­ти­че­ская пози­ция. Звонкий под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию глу­хо­го соглас­но­го и упо­доб­ля­ет­ся ему, то есть меня­ет свое каче­ство и зву­чит при­глу­шён­но. Происходит асси­ми­ля­ция звон­ко­го соглас­но­го зву­ка (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние», «сопо­став­ле­ние») по при­зна­ку глухости/звонкости.

Понаблюдаем:

  • обстрел [а п с т р’ э л]
  • баловство́ [б а л а ф с т в о]
  • заводско́й [з а в а т с к о й’]
  • ука́зка [у к а с к а]
  • бро­дя́жка [б р а д’ а ш к а].

Согласные зву­ки само­сто­я­тель­но не обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог, а толь­ко в паре с глас­ны­ми звуками.

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке, кро­ме рас­смот­рен­ных пар­ных соглас­ных, суще­ству­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, кото­рые про­из­но­сят­ся с боль­шей долей голо­са, чем шума. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «сонор­ные», кото­рый вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный». Как ста­но­вит­ся ясно из их назва­ния, сонор­ные соглас­ные в силу сво­ей при­ро­ды не име­ют пары по при­зна­ку звонкости/глухости. Эту груп­пу соглас­ных состав­ля­ют 9 зву­ков, обо­зна­чен­ных в пись­мен­ной речи буквами:

  • бук­ва «й» — это звук [й’]
  • бук­ва «л» — это зву­ки [л] или [л’]
  • бук­ва «м » — это [м] или [м’]
  • бук­ва «н» — это [н] или [н’]
  • бук­ва «р» — это [р] или [р’].

Сонорные зву­ки, кро­ме [й’], состав­ля­ют пары меж­ду собой по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • лас­ка [л] — лира [л’]
  • моло­ко [м] — мет­ла [м’]
  • нор­ка [н] — нер­па [н’]
  • рысь [р] — ряс­ка [р’].

Они не меня­ют сво­е­го каче­ства зву­ча­ния и не зави­сят от фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Остальные звон­кие соглас­ные под­вер­же­ны вли­я­нию глу­хих соглас­ных. Их каче­ство меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния в сло­ве. Рассмотрим эти фоне­ти­че­ские про­цес­сы подробнее.

Непарные звонкие

Непарные звонкие согласные звуки не имеют глухо звучащих аналогов. Они также называются сонорными, потому что звучат с большей выразительностью:

  • [й’] — йогурт [й’огурт], страшный [страшный’], койот [кой’ат];
  • [л] — опилки [ап’илк’и], лукошко [лукашка], ландыш [ландыш];
  • [л’] — элегантно [эл’иган’тна], лентяй [л’ин’т’ай’], селезень [с’эл’из’ин’];
  • [м] — молча [молч’а], умный [умный’], уникум [ун’икум];
  • [м’] — мечтать [м’ич’тат’], министр [м’ин’истр], измена [изм’эна];
  • [н] — нокаут [накаут], нужный [нужный’], настил [наст’ил];
  • [н’] — негде [н’эгд’э], шампунь [шампун’], огонь [агон’];
  • [р] — роман [раман], радостный [радасный’], поражение [паражэн’ий’э];
  • [р’] — рюмка [р’умка], речник [р’ич’ник], маргарин [маргар’ин].

Легко запомнить все звонкие согласные можно с помощью фразы «У льва и жабы много друзей».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]