Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».методическая разработка на тему


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый. ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ: Медведь, медведица, медвежонок. Заяц, зайчиха, зайчонок… ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ: Бурый, косолапый, неуклюжий — … Серый, зубастый, страшный — … Хитрая, пушистая, рыжая — … НАЗЫВАТЬ МАМУ: Медвежонок у медведицы, лисенок у …, зайчонок у … КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет… КТО ГДЕ ЖИВЁТ: В норе живет – лиса. В берлоге — … В логове — … В дупле — … КОМУ ЧТО ДАДИМ: Мясо – волку, малину -…, мёд — …, морковку — …, орехи — … ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ: Охотится — … Крадется — … Воет — … Кусается — … Скачет — … Хитрит — … Переваливается — … ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Волк (какой?) -…. Лиса (какая?) — … Ёж (какой?)- … ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Медведь (что делает?) — … Лиса (что делает?) — … Заяц (что делает?) — … ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? След – волчий, лисий, заячий… Уши – медвежьи, заячьи, беличьи… Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья… ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: Ходит — переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ. Как называется? Где живет? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Как зовут детеныша?

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата. Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной. Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ». Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой. (Заяц) — Что весной кушает заяц? (траву, листочки). Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) -Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев). Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом. (Белка) — Чем кормится белка? (шишками, орехами). Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. «Ф-ф.ф — хватит спать, Пора вставать!» (Еж) — Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами). Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (Волк) — Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец). Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) — Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Дикие животные леса

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Лексическая тема «Дикие животные»методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лексическая тема «Дикие животные»

  1. Детям необходимо усвоить: названия животных (заяц, белка, волк, медведь, ёж, бобр, лось, волк, лиса, рысь) и их детенышей, почему они называются дикими. Какие животные впадают в спячку? Что происходит зимой с зайцем и белкой? (они меняют шубку : зайчик серую на белую, белка рыжую на серую и почему?). Уметь отличать внешний вид, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются, кто из них травоядный, кто хищный, кто всеядный.
  1. Употребление существительных с суффиксами «- онок,- ёнок» «Как называется детёныш?»

Рассмотри картинку, назови детёнышей. Кто у медведицы? – медвежонок…и т.д.

(у кабанихи…,

у лисицы…, у волчицы…, у рыси…, у лосихи…, у ежихи…, у белки…, у бобрихи…, у зайчихи…?)

  1. Закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж существительных «Кто кем был?» Медведь был …медвежонком…(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)
  2. «Назови части тела животных »

У человека лицо, а у животного?___ У человека рот, а у животного? ___

У человека зубы, а у животного? ___ У человека ноги, а у животного ___

У человека ногти, а у животного? ___ У человека волосы, а у животного?___

  1. Согласование существительных женского и мужского рода с существительными «Помоги Мише и Маше пересчитать животных в лесу» Пример «Один волк, два волка, три волка, три волка, пять волков»….(одна лисица…, одна белка…, один заяц…, один ёж…)

  1. Употребление предлогов «В,НА, ПОД» «Кто где будет зимовать?»

Пример : «Белка будет зимовать в дупле…» -отвечай полным предложением!

(белка в дупле , рысь в логове, лиса в норе, медведь в берлоге, ёж в норке, барсук в норе, волк в логове)

8. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики и связной речи.

1.Посмотри внимательно, каких животных ты тут видишь

2.Придумай загадку о любом животном по плану-схеме

3.Загадай эту загадку маме, путь она отгадает

4.Раскрась только это животное

  1. Развитие логического мышления «Четвертый лишний»

Найди одну лишнюю картинку в каждом ряду, зачеркни ее, объясни, почему она лишняя

  1. Образование притяжательных прилагательных «Найди хвостик»

Найди хвост каждого животного и назови, чей это хвост.

Пример: «Хвост зайца- заяЧИЙ…» (беличий, волчий, лисий)

А теперь назови: чья морда (уши, лапы, глаза, нос, когти) у волка? ( белки, зайца)Найди тень каждого животного , соедини, скажи, чья это тень? (беличья…..)

  1. Употребление дательного и творительного падежа существительных «Гостинец Деда Мороза»

Догадайся и назови, что и кому приготовил Дед мороз. Пример: «Мясо – волку»…. мёд — …, морковку — …, орехи — …, жёлуди-…, рыбу-…,яблоко-….

Затем еще раз спросить, чем он угостил волка?…мясом (медведя, ежа, зайца, кабана, белку, лису)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]