Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста

В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

Воображение – это один из самых важных психических процессов. Оно является основой образного мышления, с помощью которого человек может в своем сознании создать ситуацию, которую невозможно или сложно воспроизвести практически. Становится возможным решение нестандартных задач, так как на основе предыдущего опыта рождаются новые идеи. Также воображение тренирует мышление и память, благодаря чему развиваются творческие способности.

Наиболее эффективно развитие воображения у детей с еще несформированной психикой, то есть в дошкольном возрасте. Для этого разработано множество методик. Наиболее эффективные из них основаны на занятиях творчеством и решении нестандартных задач. Так как дети – специфическая категория для работы психологов, то тренинги обычно проводятся в близкой и понятной каждому ребенку форме игры.

Игровые тренинги проводятся обычно в малых группах (6-10 человек) три-четыре раза в неделю под руководством психолога. Главными условиями успешного проведения тренинга являются неформальная обстановка, постоянное общение детей друг с другом, комфортная атмосфера в коллективе, использование хорошо знакомого материала и обмен результатами и приемами воображения. За одно занятие обычно проводится три-четыре игры, как уже знакомых, так и новых.

Приведем примеры некоторых методик игровых тренингов, направленных на развитие воображения:

— Загадывание предмета с помощью пары других предметов.

Называется всем известный предмет (живое существо, природное явление), например «змея». Нужно назвать два других предмета, похожих на него по признакам, совокупность которых по возможности однозначно бы его определяла, т.е. зашифровать его с помощью других предметов. В данном случае могут быть приведены в пример следующие «кодировки»: «горная тропинка» и «кожаный кошелёк» (по наличию у них некоторых признаков: удлиненности, извилистости горной дороги и материала кошелька, которые в сумме характеризуют загаданный объект) или «ручеек» и «мышь» (узкое, извилистое и живое, подвижное), и так далее. В течение небольшого промежутка времени (5-7 минут) нужно найти наибольшее количество вариантов такой шифровки и выбрать лучший из них. Предложенные участниками варианты обсуждаются и обосновываются внутри группы. По результатам игры и обсуждений определяется победитель, а также самый точный и оригинальный ответ, который может быть создан всей группой.

Эта игра тренирует умение быстро находить характерные признаки предмета и выявлять другие предметы, имеющие как похожие, так и различные с ним признаки, удерживая в памяти сразу несколько объектов. Это основа комбинирования – одного из основных приемов воображения.

— Отгадывание предмета по паре других предметов.

Эта игра – зеркальное отображение предыдущей. Руководитель (а позже и игроки) называет два предмета, которые, по его мнению, однозначно обозначаюткакой-либо третий, загаданный им предмет. Например, загадав слово «фонтан», сказать два слова: «дерево» и «ливень», предложив игрокам определить, какое слово было задумано. Задача игроков — написать как можно больше вариантов предметов или явлений, которые расшифровывают заданную пару слов, т.е. имеющих сумму различных свойств и признаков этих предметов (для нашего примера это может быть дельта реки: вода разветвляется наподобие дерева; осыпающиеся на землю древесные опилки и т.д.). Победителем признается тот игрок, кто помимо задуманного предмета назовет наибольшее количество других предметов, особенно необычных, и объяснит данные ответы.

Эта игра развивает умение быстро оперировать характерными для предметов признаками: выделять, сравнивать, суммировать, образовывать комбинации и создавать целую картину из отдельных признаков.

— Поиск ассоциаций.

За основу берется словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает — пристегните ремни». Необходимо за ограниченное количество времени написать в столбик наибольшее количество ассоциаций, которые вызывает фраза. Имеют место как банальные ассоциации («пилот», «стюардесса», «автомобильные ремни безопасности»), так и необычными («перед началом любого дела подстрахуйся»; «а птица в полете ничем не пристегивается»), но в они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой (слишком абстрактные или личные ассоциации, например, такие, как:«У моего соседа бортмеханика Петрова черные усы» не учитываются). Побеждает игрок, у которого наибольшее количество уникальных и нестандартных ассоциаций.

Этой игрой развивается ассоциативное мышление — фундамент воображения.

— Передача ассоциаций по цепочке.

Из игроков нужно сформировать цепочку. Ведущий дает игроку, первому в цепочке, полоску бумаги с начальной фразой, например: «Во время грозы следует закрывать окно». Он должен на следующей полоске быстро написать одну из его ассоциаций и передать следующему, второму игроку, который записывает на новой полоске еще одну ассоциацию и передает ее третьему игроку, и так далее. В результате получается, например, вот такая ассоциативная цепочка: «Шаровая молния, влетевшая через окно. — Пожар в доме. — Ноль один (номер телефона пожарной службы, который может быть понят как счет футбольного матча). — Спартак (футбольная команда, но может восприниматься как исторический персонаж)» и т.д.

При обсуждении результатов игры участники анализируют и изучают полученную ассоциативную цепочку, предлагая в каждом случае альтернативные и оригинальные ассоциации, которые могли привести к совершенно другому конечному результату.

Описанный комплекс игр тренирует как воображение, так и прочие психические процессы, связанные с ним, позволяет научить детей нестандартно мыслить и быстро решать задачи, с которыми они до этого не сталкивались.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]