Ход игры:
Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются
Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия
Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики
Этому дала, (Мизинец)
Этому дала, (Безымянный)
Этому дала, (Средний)
Этому дала, (Указательный)
Этому дала. (Большой.)
«Как у нашего кота»
Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).
Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.
1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:
a) большие пуговицы, b) маленькие пуговки, c) кнопки, d) банты, e) шнурок, который вдевается в дырочки, f) шнурок, который наматывается на крючок, g) крючки и петли, h) застежки из ремешков, i) застежки – липучки.
2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).
Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.
Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.
3) Ящичек с кусочками тканей.
Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).
Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).
4) Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.
Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.
Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!
5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.
6) Упражнения с водой.
- Переливание из заварочного чайника в чашку.
- Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
- Поливка цветов из лейки
- Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
- Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
- Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
- Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
- Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.
Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».
Ход игры:
Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.
Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)
Я на речке братьев мыл. (Моют ручки)
С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)
С этим братцем щи варил, (Средний палец)
С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец)
С этим братцем песни пел. (Мизинец.)
Октябрь
«Где же ручки»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.