Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей


Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Слова из повторяющихся букв «е м а б ж и з ь т н к о с»

  • безнаказанность
  • метаматематика
  • бессистемность
  • неконтактность
  • бензоснабжение
  • неосознанность
  • биосистематика
  • безжизненность
  • себестоимость
  • неотменимость
  • несомненность
  • самоснабжение
  • самоосознание
  • несминаемость
  • местообитание
  • кокономотание
  • необитаемость
  • константность
  • беззаботность
  • заснеженность
  • затасканность
  • беззаконность
  • незаменимость
  • имманентность
  • натасканность
  • нежизненность
  • ионообменники
  • кинетостатика
  • безотказность
  • неизбежность

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, например:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглушением.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а]
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», «(мимо) сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т]
  • [с а д а]
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать слова.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.ОпределениеГлухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвончением.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми «л», «м», «н», «р», «в».

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коробейник;
  • пробка — пробочка;

[в] — [ф]

  • мо рков­ка — мно­го мор­ко­вок, морковный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка — булавочка;
  • травка — тра­ва, травинка;
  • канавка — канава;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, складывать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, грядочка;
  • будка — будочка;
  • лодка — лодочка;
  • ягодка — яго­да, ягодник;
  • тет­радка — тетрадочка;
  • пло­щадка — площадочка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — дороженька;
  • сто­рож­ка — сторожить;
  • подруж­ка — подруженька;
  • лож­ка — ложечка;
  • книж­ка — книжечка;

[з] — [с]

  • указ­ка — указочка;
  • салаз­ки — нет салазок;
  • сказка — ска­зоч­ка, сказание;
  • березка — березонька;
  • обрезка — обрезать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя проверить.Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др.

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а];
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т];
  • [с а д а];
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

[в] — [ф]

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка — була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;

[ж]- [ш]

  • дорож­ка — доро­жень­ка;
  • сто­рож­ка — сто­ро­жить;
  • подруж­ка — подру­жень­ка;
  • лож­ка — ложеч­ка;
  • книжка — кни­жеч­ка;

[з] — [с]

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг,кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др..

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгори к «З».

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

  • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
  • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
  • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Это интересно: все равно как пишется?

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

Правописание в третьем классе

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
  2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

Например,

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

Загадки:

Фразеологизмы:

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Cлова cоставленные из не повторяющихся букв «е м а б ж и з ь т н к о с»

9 букв

  • бомжатник
  • кажимость

8 букв

  • аскетизм
  • безматок
  • боженька
  • женитьба
  • занежить
  • застенок
  • иноземка
  • кастеизм
  • киносеть
  • комбинат
  • манжетки
  • манкость
  • метабиоз
  • осетинка
  • тисканье

7 букв

  • акмеист
  • асеньки
  • астеник
  • асьенто
  • атомник
  • бастион
  • бетонка
  • ботаник
  • жакетом
  • женатик
  • зажиток
  • зенитка
  • изножье
  • изотека
  • кабинет
  • казинет
  • камбист
  • каметон
  • каноист
  • канотье
  • кистень
  • кистома
  • комбине
  • манежик
  • метиска
  • мозаист
  • монетка
  • мотание
  • низость
  • обжатие
  • обжимка
  • обжинка
  • обминка
  • обнимка
  • оксазин
  • омежник
  • останки
  • осьмина
  • отжимка
  • сабеизм
  • сбитень
  • семитка
  • скотина
  • смежник
  • снобизм
  • сонетка
  • сотенка
  • стажник
  • тиканье

6 букв

  • абсент
  • аконит
  • аминек
  • амитоз
  • атеизм
  • банкет
  • бантик
  • баскет
  • батник
  • батокс
  • бентос
  • бетаин
  • бизань
  • бизнес
  • боксит
  • боскет
  • ботник
  • енотка
  • жабник
  • жасмин
  • жасмон
  • закись
  • знаком
  • знаток
  • зонтик
  • измена
  • иканье
  • истома
  • казеин
  • казино
  • камбио
  • камень
  • катион
  • кинема
  • комбат
  • комета
  • косеть
  • косина
  • косьба
  • маниок
  • манкис
  • маоист
  • матико
  • матине
  • межник
  • мениск
  • ментик
  • метина
  • монета
  • монист
  • монтаж
  • москит
  • мостик
  • мостки
  • моська
  • намост
  • натиск
  • нежить
  • некось
  • немота
  • нозема
  • озимка
  • оканье
  • осетин
  • осинка
  • отмена
  • сажень
  • сантим
  • сбоина
  • сжатие
  • синтез
  • синька
  • смотка
  • снежки
  • снежок
  • снеток
  • снимка
  • снимок
  • собаки
  • сомина
  • соника
  • сотник
  • станок
  • стежок
  • стенка
  • стеноз
  • таксон
  • таском
  • текома
  • темник
  • тениоз
  • тесина
  • тесьма
  • тонема
  • тоника

5 букв

  • азеть
  • аксон
  • актин
  • антик
  • аскет
  • базис
  • бакен
  • баски
  • басок
  • басон
  • батик
  • батон
  • безик
  • бекас
  • бекон
  • бетон
  • биакс
  • бизон
  • бином
  • бионт
  • биота
  • битка
  • биток
  • бокаж
  • бонза
  • ботик
  • жакет
  • жакоб
  • жесть
  • жетон
  • жизнь
  • жинка
  • жисть
  • зажим
  • зажин
  • закон
  • замес
  • замин
  • замот
  • занос
  • заток
  • затон
  • зенит
  • зенки
  • зимка
  • знать
  • зобик
  • зоман
  • зомби
  • износ
  • икона
  • икота
  • исток
  • казнь
  • камин
  • кетоз
  • кетон
  • кинза
  • кисет
  • киста
  • кисть
  • кобза
  • козни
  • комби
  • комса
  • кость
  • мазик
  • мазок
  • макет
  • манеж
  • мание
  • манки
  • манко
  • манок
  • манси
  • манто
  • масон
  • масть
  • мезон
  • места
  • мести
  • место
  • месть
  • метан
  • метис
  • метка
  • микоз
  • микст
  • миска
  • митоз
  • мосье
  • мотка
  • нажим
  • накос
  • немка
  • низка
  • низок
  • нитка
  • ножик
  • ножка
  • носик
  • носка
  • носки
  • нотис
  • нотка
  • оазис
  • обжим
  • обжин
  • обкат
  • обман
  • обмен
  • обмин
  • ожика
  • ожина
  • озена
  • озимь
  • океан
  • окись
  • октан
  • оникс
  • осень
  • осман
  • остан
  • отжим
  • отказ
  • отсек
  • самбо
  • санки
  • сатин
  • сезам
  • сезон
  • секта
  • семик
  • семит
  • сенаж
  • сенат
  • сетка
  • сиена
  • сижок
  • сикоз
  • синто
  • скань
  • скена
  • скоба
  • смазь
  • смена
  • смета
  • сомик
  • сомит
  • сонет
  • сотка
  • стека
  • стена
  • стоик
  • стома
  • табес
  • тазик
  • такси
  • тезис
  • теизм
  • тесак
  • ткань
  • томан
  • томик
  • тоник
  • тоска

4 буквы

  • ажио
  • азот
  • аист
  • амин
  • амок
  • анис
  • анит
  • анти
  • атом
  • баки
  • банк
  • бант
  • баск
  • бест
  • бета
  • бзик
  • бикс
  • бимс
  • бинт
  • биом
  • боже
  • бокс
  • бомж
  • бона
  • ежом
  • енот
  • жабо
  • жако
  • жбан
  • жена
  • жест
  • жито
  • жмот
  • зима
  • знак
  • зона
  • зонт
  • иена
  • изба
  • икос
  • икта
  • инка
  • инок
  • кант
  • каст
  • кась
  • кета
  • кино
  • киот
  • киса
  • кита
  • кожа
  • коза
  • кома
  • коми
  • конь
  • коса
  • мазь
  • маис
  • маки
  • манс
  • мате
  • мать
  • межа
  • мена
  • мент
  • меса
  • мета
  • миаз
  • мина
  • миоз
  • мост
  • мсье
  • наиб
  • наос
  • наст
  • небо
  • нети
  • нимб
  • нить
  • нома
  • нота
  • обет
  • обжа
  • оним
  • оски
  • ость
  • сабо
  • саке
  • саки
  • сани
  • сати
  • сема
  • сени
  • сено
  • сень
  • сеть
  • сжим
  • сиам
  • сима
  • синь
  • сито
  • сказ
  • скат
  • скет
  • скин
  • скит
  • скот
  • смак
  • сноб
  • сома
  • сона
  • сони
  • сонм
  • сонь
  • соте
  • стаж
  • стаз
  • стан
  • стек
  • стен
  • стик
  • сток
  • стон
  • танк
  • теза
  • теин
  • текс
  • тема
  • темь
  • тень
  • тина
  • тмин
  • тьма

3 буквы

  • або
  • аже
  • аки
  • акт
  • амт
  • ано
  • ант
  • аск
  • ась
  • баз
  • бак
  • бас
  • бат
  • бек
  • бес
  • био
  • боа
  • бое
  • бок
  • бон
  • бот
  • еси
  • жим
  • жок
  • жом
  • зам
  • зек
  • зет
  • зоб
  • иже
  • икс
  • икт
  • инь
  • ион
  • иск
  • кат
  • кеа
  • кеб
  • кен
  • кин
  • кит
  • ком
  • кон
  • кот
  • кси
  • маз
  • мак
  • мат
  • мот
  • наи
  • низ
  • ник
  • нит
  • нож
  • нок
  • ном
  • нос
  • оса
  • ост
  • ось
  • саж
  • саз
  • сак
  • сан
  • сет
  • сок
  • сом
  • сон
  • тае
  • таз
  • таи
  • тик
  • тис
  • тка
  • тож
  • ток
  • том
  • тон

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Парные согласные

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Это интересно: в слове свекла где ударение?

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]