«Методы логопедии и принципы логопедического воздействия»


Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера. В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности, индивидуального подхода и др.

В логопедии используются и специальные принципы. Прежде всего это принципы учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного подхода, поэтапного подхода. Важным принципом является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни. При логопедическом воздействии обязательно принимаются во внимание этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально- психологические факторы.

При различных нарушениях речи логопеды могут работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т.е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения — от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например: нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь является наиболее сложным психическим процессом, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Многие речевые нарушения проявляются в совокупности психических и нервно- психологических заболеваний; речевые и неречевые нарушения связаны между собой, поэтому речь идет о комплексе мер. Таким образом, комплексные принципы осуществляются, когда говорится о совместном воздействии на организм, т. е. не только логопедическом, но и психологическом, педагогическом и медицинском воздействии.

Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия и заикание. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процессе логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности

Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему — от более простого к более сложному.

При работе логопед должен придерживаться онтогенетического принципа, т.е. учитывать развитие речи в онтогенезе: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Воспитывать личность, учитывая особенности ее формирования, в связи с различными видами нарушения — один из принципов логопедического воздействия. Этот принцип особенно актуален при работе с детьми, у которых имеются сложные дефекты речи.

При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность ребенка. В этом заключается смысл деятельностного принципа. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи, происходит формирование личности ребенка. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, являющаяся основой для коррекционной работы при устранении речевых нарушений.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях при помощи родителей, воспитателей. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедами.

При исправлении нарушений речи используются различные методы, способствующие приобретению детьми знаний, умений, навыков, воспитанию личности в целом. Применение определенного метода обусловлено характером и степенью нарушения, возрастом ребенка, его личностными качествами. Методы могут быть практическими, наглядными, словесными.

Основные принципы логопедической работы

Принципами и методами логопедической работы называют общие положения, которым соответствует деятельность специалиста в процессе коррекции речевых нарушений. Различают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия. В число первых входит воспитательный характер обучения, систематичность занятий, последовательность в изложении материала, доступность и наглядность, стимуляция активной деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку, научность.

К специальным принципам организации логопедической работы с детьми относятся такие аспекты:

  1. Этиология и механизмы речевых патологий. Считается, что в логопедической деятельности необходимо учитывать ряд разнообразных факторов, которые стали причиной нарушения. В их число входят как внутренние (биологические и физиологические), так и внешние (социальные и психологические) факторы. Содержание логопедических занятий во многом зависит от этиологии нарушения. Нередки случаи, когда при одинаковой симптоматике и внешних проявлениях специалисты подбирают различные методики коррекционной работы.
  2. Системность и учет всех особенностей речевого нарушения. Имеется в виду, что специалист должен задокументировать все симптомы с указанием срока их появления, выявить ведущие нарушения. Структурно-функциональная организация речевой системы достаточно сложна, каждый компонент зависит от множества других, поэтому сбой в работе хотя бы одного ее звена приведет к проблемам всей системы.
  3. Комплексный подход, включающий вмешательство не только логопеда, но и других специалистов. Особенно касается этот аспект устранения сложных речевых патологий, таких как заикание, алалия, афазия и другие. При повреждении даже небольших речевых отделов коры головного мозга требуется посетить нескольких специалистов, чтобы выяснить, не пострадали ли память, способность к концентрации, мыслительные способности. Если такие факты будут выявлены, это существенно усложнит работу над речевой функцией и повлияет на выбор методики.
  4. Дифференцированный подход, состоящий в учете симптоматики нарушения в разрезе возрастных и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. На основе этиологии логопеду нужно подобрать комплекс мер с учетом уровня развития речевых навыков, особенностей сенсорной сферы, моторики.
  5. Поэтапность. В организации логопедической работы выделяют различные этапы. На каждой стадии определены конкретные задачи, выбраны оптимальные методики и коррекционные приемы. Для перехода на следующий этап нужно последовательно сформировать предпосылки, тогда логопедическая работа будет результативной и эффективной.
  6. Развитие. В процессе коррекции специалист должен последовательно выявлять сложности и определять перечень задач, которые нужно будет выполнить на ближайших этапах общения с ребенком. Развитие той или иной функции осуществляется постепенно, то есть на том уровне, когда упражнение может быть выполнено ребенком самостоятельно, с незначительной помощью со стороны логопеда.
  7. Отногенетический принцип логопедической работы. Коррекция ведется с учетом закономерностей, по которым строится развитие форм и функций речи: от простых к сложным, от конкретных — к более общим. При задержках речи или полном ее отсутствии у ребенка в речи отсутствуют простейшие элементы, или они есть, но в искаженном виде. Онтогенетический принцип в логопедической работе предполагает приближение хода развития речи ребенка к ее скорости в нормальном онтогенезе.
  8. Коррекционная работа должна учитывать возрастные особенности ребенка и характер личности. Этот аспект особенно важен при работе с детьми, нарушения речи у которых обусловлены патологиями головного мозга (алалия, дизартрия, афазия, заикание). Симптоматика в этом случае имеет ярко выраженные особенности первичного характера, связанные с органическим поражением головного мозга, так и вторичные наслоения.
  9. Поиск обходного пути для формирования функциональной системы речи в обход пострадавшего звена. Обычно при нарушениях речевого аппарата страдает какая-то одна составляющая: артикуляция, слух, зрение. Задачей логопеда будет перенести фокус на звенья, которые остались сохранными, а лишь потом постепенно включать в коррекционную работу пострадавшую функцию.
  10. Деятельностный подход. Логопедическая работа строится на основе ведущей деятельности ребенка в конкретном возрасте. Для дошкольников такой деятельностью выступают различные виды игр, в школьном возрасте на первый план выходит учеба.
  11. Работа с навыками речи в условиях естественного общения. В этом случае в задачи логопеда входит моделирование различных бытовых ситуаций, в которых задействуются речевые навыки малыша. Учителя, родители и другие члены семьи берут непосредственное участие в отработке навыков, от их активности во многом зависит результативность методики. Логопед должен донести до близких ребенка задачи и приемы, которые будут использоваться, а также добиться закрепления навыков дома и в учебном заведении.

Принципы и методы логопедии.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ.

В логопедической науке в связи с особенностями ее целей и задач можно выделить принципы и методы диагностики и принципы и методы коррекции.

Речь обследуется при диагностике как целостная система, в структуре которой все звенья связаны между собой.

Например: выявленные недостатки звукопроизношения у ребенка 7 лет могут сопровождаться несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. И это будет угрожать возможными нарушениями письма и чтения.

Недостатки произношения и фонематических процессов могут затрудняться овладением словарем, особенно словами сходными по звуковому составу.

Следовательно, и в процессе диагностики и в последующей коррекции необходимо учитывать место и роль нарушения произношения в общей системе речевой деятельности ребенка. Что находит отражение в структуре речевых карт.

Логопедия опирается на следующие основные общедидактические принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, прочность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, индивидуальный подход.

И специфические принципы: системность, комплексность, принцип развития, принцип рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути,

Рассмотрим некоторые из них.

Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.

Комплексность — расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).

Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Анализ речевых нарушений и логопедическое воздействие опираются во всех случаях на этиопатогенетический принцип (учет этиологии механизмов речевого нарушения); принцип дифференцированного подхода, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).

Выдвинуты профессором Р.Е. Левиной.

Принцип развития- с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

Принцип системного подхода. Речь представляет собой единую систему, которая включает такие компоненты: фонетику, лексику, грамматику. Они тесно между собой взаимосвязаны и определяют развитие друг друга. Выделяют по структуре дефекта следующие варианты: ФНР фонетическое недоразвитие речи — страдает только звукопроизношение; ФФНР на фоне дефектного звукопроизношения недоразвит фонематический слух. Фонематическое недоразвитие речи — умея правильно произносить звуки, смешивают их в произношении (сели дети на шалашки, как блештят у детей глашки). ОНР — страдает звукопроизношение, фонематический слух, бедный словарь, речевые аграмматизмы. Для определения речевого дефекта логопед тщательно изучает все компоненты речи у пациента. Логопед определяет содержание коррекционной работы.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

А) Необходимо установить (Л.С.Выготский: «Смотри на первопричину») является нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута. Например: Первопричина УО – следствие речь,

или зрительная память, восприятие, наглядно-действенное мышление в норме, недоразвита слуховая память, словесно-логическое мышление, значит первична речь, вторично – ЗПР.

Обучение проходит по первопричине.

Б) Логопед должен знать структуру психического развития ребенка, чтобы на логопедических занятиях работать не только над речью, но и доразвивать психические функции ребенка.

В) Необходимо учитывать реакцию пациента на свой дефект.

Адекватная — знает, недоволен, готов много и упорно работать, чтобы справиться с дефектом, как правило, волевые, сознательные пациенты. Индеферентная (равнодушная) реакция на дефект — работать неохота, думает, что это очень просто или призывник – знает о дефекте, но сознательно отказывается работать.

Пациенты с гиперпереживаниями — все неприятности, неудачи объясняют своими речевыми дефектами, редко верят в успех лечения, недостаточно критичны к себе, обладают малыми волевыми умениями.

Необходимо использовать приемы психотерапевтического воздействия (разъяснение, убеждение, внушение) логопед должен научиться владеть ими или подключить других специалистов в комплексную работу (психолог, психотерапевт).

Методы диагностики речевых нарушений логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа—интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Принципы логопедического воздействия: комплексность воздействия при речевых нарушениях, дифференцированный подход в устранении речевых нарушений, поэтапный ход речевого воздействия, учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Каждому из этапов логопедического воздействия присущи свои цели, задачи, методы, приемы коррекции.

Цель: коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности, воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Основные формы логопедического воздействия: обучение, воспитание, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация.

Коррекция нарушений речи – исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация – сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Обучение – двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.

Воспитание – целенаправленное систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общения.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования, активное приспособление к условиям социальной среды посредством усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. В логопедии: формирование начального детского лексикона.

Реабилитация – восстановление или компенсация утраченной функции, мероприятия в отношении больных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел умениями и навыками, система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и возвращение их к активной жизни. В логопедии: восстановительное обучение при афазии.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: уровнем развития логопедии как науки; связью теории и практики; характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики; возрастом человека, состоянием его здоровья; психическими особенностями человека, его активностью в процессе логопедической коррекции; сроками начала и продолжительностью логопедической работы; реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы; мастерством и личностными качествами логопеда.

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией определяют перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Словесные: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.

1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.

2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.

3. пересказ – краткий, выборочный, развернутый;

4.чтение.

Практические:

1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.

А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.

Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.

В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

2. игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указанием, вопросами (игры в «магазин», «врача»).

3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.

Формы организации логопедической работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые, фронтальные, урок.

Методы обучения

Принципы логопедической работы с детьми раннего возраста при нарушениях речи предполагают использование нескольких различных методик. Как правило, все они применяются в комплексе, а специалисты нашего Центра подбирают упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместная деятельность педагога и ребенка направлена на получение знаний и навыков, развитие умственных способностей, воспитание чувств и формирование личности. К основным формам логопедической работы относятся:

  1. Практические. В их число входят упражнения, игры и моделирование различных ситуаций. При осуществлении такой деятельности ребенок задействует свои творческие способности, развивает мелкую моторику, тренирует воображение.
  2. Наглядные. Педагог использует пособия, которые способствуют усвоению материала, в их число входят рисунки, картины, фильмы, музыка.
  3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Все методики делятся на прямые и косвенные. В коррекционной работе выбор метода воздействия зависит от имеющихся у ребенка знаний и умений, степени нарушения, возрастной категории.

Логопедическое воздействие.

Логопедическое воздействие

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие

должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р,

последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие,
р).
В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие при артикулировании).

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

К практическим методам

логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.

Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]