Логопедическая работа в детском саду, ее методы, цели и задачи


Под управлением логопеда — принцип успешного развития речи


Решить проблему с произношением комплексно может только логопед
Заботливые родители, стремясь избавить своего ребенка от возможных осложнений в школе, начинают заниматься с ним развитием речи. Правильно составленная программа упражнений и грамотная методика работы принесёт ощутимый результат в двух направлениях:

  1. Активное расширение лексикона, ребёнок осознаёт особенности состава слов разных частей речи;
  2. Совершенствование устной речи, что, в свою очередь, мобилизует области мозга, отвечающие за мышление, память, внимательность, концентрацию и реакцию.

Однако добиться максимального результата можно лишь в подходящих условиях жизни и обучения. И для этого необходимо обеспечить ребёнку, особенно если он страдает речевой недостаточностью, занятия с учителем логопедом.

Школьный логопед занимается проблемами в области дефектов речи, коррекцией и профилактикой речевых нарушений, обладает знаниями из разных областей педагогики, гуманитарных, точных и естественных наук, связанных с речью и медициной, психологией, нейролингвистикой и другими смежными дисциплинами. Занятия и консультации логопеда помогут компетентно и своевременно диагностировать нарушение, составить комплекс необходимых упражнений, направленных на коррекцию и дальнейшее устранение проблем в произношении.

При этом работа логопеда в школе не ограничивается решением частных задач по исправлению конкретных нарушений у отдельных учащихся. Его главная цель – систематическое выявление из потока учеников ребят с недостатками речи.

Коммуникация, обучение, адаптация — векторы логопедического воспитания


Занятия с логопедом учат детей адаптироваться в различных жизненных ситуациях
Логопедические занятия помогают детям не только в их речевой практике, но и попутно развивают в них навыки обучения, познавательные функции, готовят их к интенсивной работе с преподавателями, учат разделять игровую и учебную деятельность.

Формирование произвольности

В пограничный период между жизнью дошкольной и в стенах учебного заведения особенно важно вместе с развитием речи сформировать у ребёнка правильное восприятие новой действительности. Больше половины (78%) шестилетних детей морально не готовы к школе, в случае с детьми семи лет – процент вдвое меньше, но тоже остаётся значительным (20-30%). И здесь на помощь также должен прийти специалист.

Исследователи пришли к выводу, что психологически готовый к школе ребёнок должен обладать достаточным уровнем произвольного и волевого развития.

Несформированность произвольности может быть присуща даже одарённым детям, которые отличаются познавательной активностью.

Несмотря на это, они могут допускать ошибки, не связанные ни с грамматикой, ни с дисграфией, свойственной ребятам с нарушениями речи. Часто это выражается в оформлении письма – неаккуратность, грязь в тетрадях, недостаточное нажатие на ручку, низкая скорость письма.

Такие дети допускают следующие специфические ошибки:

При письме

  1. не различают «к» и «п»
  2. неправильно списывают с доски;
  3. неправильно воспроизводят предложения, словосочетания, слова и звуки
  4. утомляются и допускают больше неточностей к концу занятия
  5. затрудняется в работе с алфавитом
  6. испытывает трудности в усвоении элементарных орфографических закономерностей

При чтении

  1. пропускает или повторяет произношение строк
  2. читает с ошибками
  3. медленно читает
  4. плохо запоминает прочитанное

Произвольные навыки предполагают осознание ребёнком собственного поведения, он должен уметь относиться к себе словно со стороны, рассматривая себя немного отстраненно, анализировать порядок своих действий. В условиях современного образования сформировать произвольное внимание у детей довольно тяжело, так как все задачи исходят от взрослого, а за ребёнком остаётся лишь беспрекословное подчинение.

Этапы подготовки к произвольной деятельности

Чтобы ребёнок всё же был подготовлен к произвольной деятельности, ему нужно пройти несколько коммуникационных этапов с самых малых лет.

  • На первом этапе слово выступает заключительной фазой какого-либо действия, оно словно закрепляет результат.
  • На следующем уровне, в более старшем возрасте ребёнок уже в словесной форме самостоятельно ставит задачу и только затем следует действие.
  • К 5-6 годам ребёнок может уже сам регулировать своё поведение и контролировать свои действия, сопровождая их речью.

Именно грамотная речь, четко сформулированные задачи и планы позволяют достигать своих целей. Вследствие этого первоклассник, владеющий навыками произвольной деятельности, уже может отличать главное от второстепенного, анализировать речевое пространство.

Развитие произвольного внимания поможет сформировать и развить в ребёнке творческое начало, способность успешно коммуницировать, решать задачи разной сложности, быстро и безболезненно адаптироваться в новых условиях. Всего этого можно добиться на занятиях с учителем-логопедом, в небольших группах, где важен как индивидуальный подход, так и командные занятия.

Более подробно о компетенциях логопеда смотрите видео.

Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУпрезентация по логопедии на тему

Слайд 1

«Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ» Выполнила учитель-логопед МДОУ № 44 «Дружок» Никитина Алеся Владимировна

Слайд 2

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Слайд 3

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются: создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. повышение профессионального уровня всех специалистов; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Слайд 4

задачи Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями; Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями; Создать пространственно-речевую среду в ДОУ; Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

Слайд 5

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию . Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья . Важно , чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях . Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен . Инструктор по физическому воспитанию по просьбе логопеда проводит комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука . Формы работы с узкими специалистами разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Слайд 6

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче). Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: личный контакт; участие в родительских собраниях; проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков ; индивидуальные консультации; заполнение тетрадей для домашней работы; проведение открытых занятий; оформление уголка для родителей.

Слайд 7

Цель : сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения . Задачи : 1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. 2.формирование воздушной струи. 3. развитие слухового внимания. 4. развитие звукового анализа. 5. добиваться правильного произношения звука в связной речи. Коррекция звукопроизношения

Слайд 8

Логопедический массаж артикуляционный ; пальцев рук; мышц лица и шеи . Цели: 1.Нормализация мышечного тонуса . 2.Опосредованная стимуляция речевой области в коре головного мозга . 3.Развитие мелкой моторики рук и точности произношения.

Слайд 9

Развитие мелкой моторики Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. Средства для развития мелкой моторики: Массажные мячики-ёжики Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Куклы. Вода.

Слайд 10

Зрительная гимнастика Цели: 1. Укрепление сосудов . 2. Расслабление мышц глаз.

Слайд 11

Развитие общей моторики Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться. Эти игры проводятся на физкультурных занятиях, на часах подвижных игр, на музыкальных и хореографических занятиях. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту т возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика Правильное произношение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

Слайд 13

Советы логопеда по развитию речи 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. 3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.» 4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 5. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

Слайд 14

Список литературы 1. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с. 2. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78. 3. Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007. 4. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка // Библиотека программы От рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ. М.: Мозаика- Синтез, 2012 5.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», 2007. 6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2010 7. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — Москва 1991 г.

Слайд 15

Спасибо за внимание

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]