Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
- непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Цели и задачи
Автор этой методики — заслуженный учитель России и логопед с большим стажем Т. Н. Новикова-Иванцова. Цель этого пособия — научить детей с тяжелыми нарушениями речи произносить звуки, слова, фразы и предложения. К ее работе даны рекомендации, которые помогут не только опытным специалистам, но и начинающим педагогам. Также это пособие написано доступным языком, что позволяет работать по нему родителям.
Вам будет интересно:ЧИАССР: расшифровка аббревиатуры, население, районы и столица, история распада и восстановления
В основе методики Новиковой-Иванцовой лежат следующие принципы:
- нужно сформировать благоприятную среду для речевого развития;
- выполнять практические занятия по говорению нужно регулярно.
Успех от занятий по данному пособию зависит от того, насколько систематично вы будете выполнять эти правила. Ведь только постоянные занятия помогут достичь нужного результата. Нужно не просто «запустить» речь ребенку, но и создать подходящую для этого среду.
Вам будет интересно:Как сдать ОГЭ по биологии: подготовка, условия сдачи, советы педагогов
Факторы, влияющие на развитие речи
Чтобы успешно применить методику Новиковой-Иванцовой, вы должны создать комфортную речевую среду для ребенка. На развитие речи влияет состояние высших психических функций ребенка, т. е. у него должны быть развиты мышление, внимание, память и другие когнитивные процессы. Если какой-либо из этих процессов отстает в развитии, то это влияет и на речевое развитие.
Также ребенок должен достаточно много двигаться. Это улучшает кровоснабжение и работу головного мозга. Поэтому часто детям с речевыми нарушениями рекомендуют посещать бассейн или заниматься гимнастикой. Также чтобы сформировать благоприятную речевую среду, вы должны выполнить следующие условия:
- стараться разговаривать с ребенком на разнообразные темы;
- использовать новые слова;
- ваша речь должна быть эмоционально окрашенной;
- вы должны проговаривать слова четко и ясно;
- озвучивайте ваши действия;
- используйте наглядный материал и проговаривайте то, что показываете.
Один из важных нюансов в работе по методике Новиковой-Иванцовой — это музыкальные занятия. Благотворно на развитие речи влияют прослушивание и пение различных песен (на родном языке). Это помогает сформировать темпо-ритмическую сторону речи и улучшить фонетическое восприятие.
«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
- Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
- «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Этапы речевого развития
Методика Новиковой-Иванцовой построена на онтогенетическом принципе, т. е. в ее основе лежат этапы формирования речи. Ребенок с нормальным речевым развитием проходит все этапы, а у не говорящих детей это развитие идет с отставанием. Поэтому перед началом занятий нужно провести диагностику, чтобы определить, с какого этапа нужно начинать работу.
- Крик — это самая первая рефлекторная речевая реакция ребенка. С его помощью он общается с окружающим миром. В норме он должен быть чистым и звонким. У детей с нарушением речевого развития он приглушен или его вовсе нет.
- Гуление — это произнесение гласных звуков, поэтому взрослым кажется, что ребенок поет. Иногда к гласным добавляются и согласные звуки. Малыш уже пытается подражать интонациям взрослого, на этом этапе важно поддерживать его стремление к общению.
- Лепетание — это повторение одного слога или слова. Некоторые родители принимают лепетание за слово. Но считать так можно только тогда, когда ребенок осознанно это использует. После лепета ребенок начинает говорить словами.
К году-полутора у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, из которых он может составлять фразы. Если у ребенка было отставание на каком-либо этапе, значит, согласно методике Новиковой-Иванцовой, с ребенком нужно его отработать. Благодаря этому малыш сможет научиться складывать слова, потом составлять фразы и предложения.
Использование сенсорных сфер
В самом начале работы по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. на занятиях задействуют различные сенсорные сферы:
Особый упор в работе делают именно на темпо-ритмическую составляющую и слуховое восприятие. Поэтому в методике Новиковой-Иванцовой содержится много заданий с использованием музыки. Это помогает сформировать не только артикуляционный аппарат, но и правильное речевое дыхание.
методика новиковой-иванцовой
Эту статью я пишу только основываясь на своем личном опыте с двумя детьми с диагнозом «Задержка речевого развития». В ней я делюсь всеми контактами, которые у меня есть, надеюсь, эта статья будет вам полезна. Максим, мой старший сын, проходил все необходимые обследования в Москве. Николай частично в Москве, частично в Цюрихе.
Итак, в возрасте 2,5 года я обратила внимание, что мой старший сын не разговаривает. Кроме того, он начал проявлять признаки аутизма, раскладывал игрушки в ряд, но не играл с ними. Закрывал уши от малейшего шума, не держал зрительный контакт со взрослыми и иногда ходил на цыпочках. Младший ребенок развивался по норме первые 1,5 года, затем мы переехали в другую страну и его речь перестала развиваться. Я связываю этот регресс с тем, что он испытал стресс от переезда, впрочем как и я. Прошу не пугаться списка всех обследований, так как мы их делали не в один момент, а в течении двух или трех лет.
Что нужно сделать, как только вы начали догадываться о том, что речь ребенка развивается не так, как пишут в пособиях?
Первым делом отправиться на консультацию к детскому неврологу.
Моя личная рекомендация — Коваленко Юлианна Юрьевна в Институте коррекционной педагогики. Юлианна Юрьевна — высокопрофессиональный врач, сразу же видит проблемы ребенка. Рекомендует нужных специалистов, назначает медикаментозную терапию. Все препараты тщательно подобраны, также она предлагает альтернативные (натуральные, если такие имеются) аналоги препаратов.
Далее, невролог отправит ребенка на аудиограмму, чтобы убедиться, что ребенок слышит и заодно проверить на каких частотах ребенок слышит. Аудиограмму можно сделать в этом же Институте. Не стоит бояться проходить обследования. Чем большое врач-невролог будет знать о вашем ребенке, тем лучше вам сможет помочь.
Невролог должен знать о том, как функционирует мозг ребенка. Для этого, предложит вам пройти Электроэнцефалографию (ЭЭГ). В зависимости от направления, ЭЭГ могут сделать во время дневного сна или во время ночного, а также могут провести ЭЭГ в состоянии бодрствования. В Москве есть много вариантов, где пройти ЭЭГ, но очень важно делать ЭЭГ именно в том центре, куда рекомендует пойти невролог. Правильно расшифрованная электроэнцефалограмма поможет вам и вашему врачу узнать как работает мозг ребенка именно в тех частях головного мозга, которые интересны неврологу. Сделав ЭЭГ в филиале Институте детской неврологии и эпилепсии им. Св. Луки, я столкнулась с тем, что расшифровали ее не так, как нужно неврологу и в следующий наш приезд в Москву нужно будет переделать ЭЭГ, чтобы узнать, есть ли эпиактивность у ребенка или нет.
Ребенка могут отправить на УЗДГ сосудов шеи и головы. Именно во время УЗДГ у Максима обнаружили врожденную патологию сосудов шеи. С одной стороны шеи у ребенка суженные сосуды, что означает плохой приток крови к головному мозгу. Уздг сосудов шеи и головного мозга мы сделали в Детском консультативно-диагностическом центре на базе НМХЦ им.Н.И.Пирогова на Делегатской улице.
Младшего сына после ЭЭГ отправили на Магниторезонансную томографию — МРТ, так как было подозрение на наличие внутричерепного давления. МРТ — было самым страшным для меня обследованием. Так как при обследовании головы, ребенку сделали наркоз и морально было тяжело видеть как ребенок заснул не по своему желанию. МРТ мы провели в РДКБ на Ленинском проспекте.
Вот обследования, которые мы прошли с детьми. Некоторые мы проводили несколько раз, а некоторые, к великой радости, только один раз. На самом деле, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
Далее приведу список специалистов, с которыми мы занимались:
- Дефектолог — специалист, который умеет и учит ребенка играть в сюжетно-ролевые игры. Именно с этим специалистом мы встречались регулярно (раз в неделю) на протяжении двух лет. Ребенок перестал манипулировать игрушками, научился придумывать сюжеты в играх и играть. Не могу поделиться личными контактами без предварительного согласования с дефектологом. Сейчас существуют много возможностей найти специалиста. От рекомендации невролога до поиска в социальных сетях.
- Логопед — специалист, который привел мягкий и вялый язык ребенка в нормальный тонус. Улучшила качество речи, в первую очередь занималась грамматикой русского языка по методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, параллельно ставя звуки.
Рекомендую познакомиться с методикой Т.Н. Новиковой-Иванцовой на сайте https://logosystem.ru/и запросить информацию, контакты логопедов, работающих по ней. Эта методика совершенно отличается от классических логопедических занятий. Подробнее о ней я напишу в другой статье. К сожалению на данный момент сайт не содержит подробной информации, так как восстанавливается после технического сбоя.
- Остеопат — специалист — волшебник. Я не знаю, как это работает, но это помогает. Все что мешает ребенку в теле, мешает и его языку и голове. Младшему сыну за 10 минут закрыли родничок в возрасте 3,5 года. Старшему сыну сняли напряжение лицевых мышц.
https://www.ost-med.ru/в Москве
https://www.craniosacral-balance.ch/ru/index.htmlв Цюрихе
- Нейропсихолог — специалист, к которому обязательно нужно ходить с ребенком перед поступлением в первый класс. Нейропсихологические занятия способствуют возникновению межполушарных связей в головном мозге помогают ребенку развить пространственное мышление, улучшают почерк ребенка!
Пивоварова Елена Викторовна https://sodruzestvo-centr.ru/
Вот основные специалисты, которые помогут вам и вашему ребенку. Но самый важный человек для вашего ребенка — это вы сами. Ничего не бойтесь, наберитесь терпения и спокойствия, найдите семьи с мамами, у которых есть подобные проблемы. Вам будет комфортнее и легче жить с тем фактом, что ваш ребенок развивается по-другому и осознавать, что вы не одна.
Этапы логопедической работы
Методика Новиковой-Иванцовой — «вызывание речи» — направлена на то, чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями овладеть фразовой речью. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.
Чтобы логопедическая помощь была эффективной, нужно соблюдать последовательность, занятия должны быть регулярными.
Обзор начальных этапов работы по запуску речи у детей с алалией. Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н.
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в течение трех лет жизни ребенка.
При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Как эффективно помочь ребенку с диагнозом алалия?
Методических разработок по данной проблеме мало, нет определенной четкой системы, поэтому приходится решать проблемы, комбинируя различные разработки современных логопедов, психологов. Предлагаю рассмотреть интересную и продуктивную работу логопеда Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны. Автор разработки — учитель РФ, кандидат экономических наук, логопед высшей категории, директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад V вида 1708 г. Москва». Представляю обзор начальных этапов работы по запуску речи у детей с алалией.
Уникальность этой методики заключается и в том, что она не только дает возможность « запустить пусковой механизм » появления речи, но и помогает в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо-ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи. В интернете представлен авторский метод работы в виде отрывков из вебинаров для логопедов, встреч родителей и автора, коротких видео практических занятий.
Основной стержень МФЯС — опора на онтогенетический принцип развития речи иформированиеязыковых кодов.
Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуленияи лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).
Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код.
Основные направления работы:
Развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (пение).
Вызывание и уточнение звуков русского языка
Развитие и коррекция слоговой структуры слова
Развитие лексико-грамматического строя речи
Развитие фразовой речи.
Развитие связной речи.
На личном сайте логопеда можно найти описание сути методики, а также много практического материала, размышлений Тамары Никифоровны о логопедической работе. Очень важным аспектом формирования навыков говорения является погруженность ребенка в речевую среду. С ним нужно постоянно общаться на разнообразные темы, рассматривать книжные рисунки и анализировать увиденное с помощью слов. Хорошо помогает прослушивание песен на родном языке, особенно в исполнении матери, такой подход поможет запустить механизм речи. Интересен тот факт, что дети, которым в детстве пела мать, чаще не имеют проблем звукопроизношения.
Поэтому ключевой метод МФЯС – это музыка. В процессе восстановления речевого развития дети поют гласные, что соответствует этапу гуления, затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз. Развитие ритмико-мелодико-интонационной организации речи (РМИО) Формирование ритмико-интонационнойсистемы по методике осуществляется с использованием аудиозаписи мелодий, специально подобранных для занятий с детьми.
Подготовительный этап — приемы, направленные на разделение неречевых звуков и упражнения на ритмику. Подготовительный этап условно соответствует в онтогенезе этапу гуления. Начальный этап предполагает вызывание гласных звуков.
Задачи: получить длительный произвольный ротовой выдох с длительной произвольной голосоподачей.
Новикова Иванцова выделяет три канала получения информации:тактильного, зрительного, слухового.
Дети с алалией не могут долго удерживать внимание зрительно, поэтому в работе на подготовительномэтапе упор идет вначале на тактильный канал. Этот канал полностью сохранен.
В практической частивидеоуроковТ.Н. Новикова-Иванцова показывает способы рабочей позы логопеда и ребенка.
Первый — ребенок прижат спиной к груди взрослого, ноги ребенка скрещены « по-турецки». Логопед держит его руки и ноги одной своей рукой, отбивая ритм и покачивая ребенка. Ребенок чувствует вибрацию руками, ногами, спиной, грудью. Сопряженно поются под музыку №1 гласные звуки, слоги. Затем гласные поются сопряженно уже длительно, потом с переключением: «Аа-аа-аа, оо-оо-оо, уу-уу-уу.» Иногда эта система пения выводит на непроизвольное формирование слога. Сначала ребенок во время пения дает только реакцию. Логопеду необходимо «играть голосом». Лишь позже ребенок начинает петь монотонно, но и это уже прогресс. Занятия энергоемкие, нужно все делать эмоционально.
Логопед на занятиях применяет карточки — схемы звуков. Наглядные пособия – карточки предлагаются крепить к одежде логопеда, чтобы ребенок мог их видеть при индивидуальной работе. Шесть символов гласных звуков (картинки Марии Фёдоровны Фомичёвой). Рисунки немного отредактированы.
Вторая рабочая поза при индивидуальной работе с ребенком заключается в присоединении зрительного контакта. Ребенок на коленях у педагога, лицом к лицу. Свои руки логопед держит «крабиком», захватывая руки ребенка. Отбивает поочередно ритм о колени ребёнка.
И третье решение – на кушетке. Ребенок лежит, логопед сидит сбоку, держа руку ребенка у себя на горле. Правой рукой поправляет артикуляцию ребенка, поет с ребенком. Петь обязательно сначала сопряженно.
Работа по пению звуков проводится в следующей последовательности:
Пение одного звука
Пение 2-х звуков
Пение однородных слоговых цепочек
Пение разнородных слоговых цепочек
Пение слов.
Под первую мелодию поются попевки, отрабатываются двусложные слова с первым ударным слогом: мама, папа, баба, каша, ваза, вата.
1 ЭТАП
Цель: Формирование слогов. Выработать навык плавного, ритмичного пения слогов со сменойгласных, со сменой согласных, закрытых слогов; плавного пения звукоподражаний и слов из 2-х одинаковых слогов.
Все поют в одном ритме. Надо получать произвольное дыхание, произвольную голосоподачу, произвольную артикуляцию.
Оборудование. 2 варианта слоговых карточек:
со сменой согласного звука (бы, мы, вы…)
со сменой гласного звука (ба, бу, би…) Причём свистящие и шипящие, сонорные звуки,вводятся, если только они есть в речи ребёнка.
Карточки для «попевок»: по 4 шт. на каждое звукоподражание (со сменой предмета, возле которого находится действующее лицо).
2 ЭТАП
Цель: выработать навык плавного ритмичного пения слов из двух слогов (разной структуры) на две четверти с первым (вторым) ударным слогом и из 3-х слогов.
Оборудование: картинки со словами предметами собираются пакеты, в которых два открытых, два закрытых слога и т. п. Картинки в пакетах на зажимах собраны так, чтобы в словах были разные согласные + один гласный. Разные согласные и два гласных (например: во всех словах О-У).
3 ЭТАП
Задачи: формировать умение плавно переключаться в процессе пения фразы. Ритмично петь на 2 четверти и 3 четверти. Учить петь фразу с любым ритмическим контуром.
Оборудование: листы с перечнем глаголов (с определённой слоговой структурой по классам) для игры на мелкую моторику «Весёлые ручки». Движения руками помогают донести до логопатов смысл (значение) слов–действий. Например, пеку, мою, чищу, еду. Т.к. дети с моторной алалией плохо запоминают то, что уже делали, прежде чем навык закрепится и образуется необходимая связь в коре головного мозга, ребёнок должен многократно повторить одно и то же задание.
Эти глаголы за годы обучения накапливаются (глагольные листы) и накапливается предметный словарь (см. 2 этап), из них впоследствии рождается предложение (вижу ламу, вижу Машу, вижу шубу…).
Гласные нараспев, слоги, слова, песни, обилие наглядных элементов, таких как символы и картинки — все это включает в себя действенная методика практикующего логопеда. Выпущены методические пособия « От слова к фразе», где удобно подобран материал, радует качество рисунков.
«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» — это лишь часть приемов, которые предлагает освоить методика Новиковой-Иванцовой. Данные комплексы позволяют задействоватьодновременно зрительную память и мелкую моторику, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов. В методике есть системный подход, четкие и конкретные инструкции, результативность. Думаю, что МФЯС поможет современным логопедам оказать реальную помощь неговорящим детям.
Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.вузов /. Под ред.. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.
2. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книга 2
/Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией/ Москва, ГОУ 1708, 2010. — 38 с.
Особенности методики
Существуют различные методики, которые направлены на то, чтобы помочь неговорящим детям. Что же выделяет работу Новиковой-Иванцовой?
Именно эти особенности отличают методику Новиковой-Иванцовой.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
- Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму. Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Результаты
Довольно часто логопеды используют методику Новиковой-Иванцовой для работы с неговорящими детьми. И многие восхищаются достигнутыми результатами, отмечая прогресс детей с алалией. Но некоторые среди недостатков отмечают, что нужно несколько месяцев заниматься только «пропеванием», поэтому не всем детям и родителям нравятся такие занятия. Другие включают понравившиеся задания в занятия. Но главное — это соблюдать последовательность и учитывать все особенности этой методики.
Занятия по пособию Новиковой-Иванцовой — это возможность для детей с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми. Эта методика учитывает онтогенез речи, что позволяет максимально эффективно построить логопедическую работу.
Источник
Значение методики
Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще.
Ее пособие вобрало в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.
По МФЯС выделяется несколько этапов:
- предварительный, на котором проводятся занятия на чувство ритмики;
- непосредственно практика, в ходе которой выполняются упражнения на развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, слов, песен с сопровождающим визуальным материалом.
Более подробно и комплексно о работе с неговорящими детьми можно ознакомиться в видеоматериале самого автора методики в двух частях.
Часть 1
Часть 2