Методика «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»


Как подобрать средство АДК

Фотография: Андрей Колб

Выбор средства АДК полностью зависит от возможностей отдельного ребёнка, поэтому это всегда индивидуальная история. Даже внутри одной категории устройств: как мы уже знаем, коммуникативные книжки у всех свои. Оптимальные средства поможет подобрать специалист — и да, мы не опечатались, именно средства. Потому что разные средства АДК могут отлично дополнять друг друга: например, неговорящий ребёнок может пользоваться как жестами, так и картинками. Если использование жестов затруднено из-за моторных ограничений, можно подключить коммуникатор или айтрекер — специальную приставку, с помощью которой ребёнок может управлять происходящим на компьютере глазами. Благодаря тому, что мы несколько лет ведём проекты по развитию АДК, которые поддерживают Фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Фонд президентских грантов и Фонд Святого Григория, Фонд Оранжевый пингвин, в нашем реестре появилось гораздо больше инструментов и сформировался определенный опыт использования таких средств. Хорошая диагностика помогает подобрать удобные ребёнку средства.

Средств АДК очень много, их можно не только сочетать, но заменять по мере развития возможностей ребёнка. И для этого важно, в первую очередь, не лишать ребёнка возможности общаться и взаимодействовать с миром: ведь жить в мире и гармонии намного проще, когда мы друг друга пониманием.

Что такое АДК

Фотография: Андрей Колб

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это целая область знаний о различных средствах общения, которые разрабатывают специально для людей, не обладающих речью или испытывающих с ней сложности. Эта тема включает в себя два направления:

— Альтернативная коммуникация придумана для людей, у которых речь полностью отсутствует — с рождения ввиду нарушений развития, в результате травмы или генетического нарушения. Например, у людей с тяжёлыми множественными нарушениями в связи с обширным поражением нервной системы: у него могут быть интеллектуальные нарушения, и ему может быть сложно понимать речь. Также могут быть большие проблемы с артикуляцией ввиду двигательных нарушений.

— Дополнительная коммуникация помогает людям, у которых речь есть, но она затруднена. Например, в раннем возрасте, когда речь запускается медленнее, и требуются дополнительные средства, которые способствуют развитию речи. Дополнительная коммуникация также подходит людям со специфическими нарушениями: так бывает у некоторых детей с аутизмом, они в принципе могут произносить отдельные слова, но в некоторых ситуациях общения, где много разных сигналов, они теряются, им трудно строить фразы, и тогда коммуникатор, книга или другое средство АДК могут помочь строить фразу с опорой на символы.

Короткие игры для стимуляции речи ребенка

К сожалению, некоторые родители не придают значения развитию речи малыша, а позже — отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что «все пройдет само». «Нормы» развития речи за последние несколько десятков лет значительно сдвинулись.

Речи ребенка нужно обязательно уделять внимание. Меньшее, что мы можем сделать — играть в несложные и быстрые игры с ребенком каждый день. Вот пример этих игр.

  • Камешки. Ребёнок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль-буль».
  • Индейцы. Ребёнок громко и протяжно произносит звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам.
  • Шарик. Ребёнок подбрасывает воздушный шар со звуком «Ух».
  • Ежик. В слепленного ёжика ребёнок втыкает спички — иголочки со словами «коль-коль-коль»
  • Гвозди. Ребёнок «забивает гвозди», сильно ударяя молоточком по кнопкам и произнося звук «Бах».
  • Живые звуки. «Хоккей! «- ребёнок машет «клюшкой» со звуком «хххх»; «паровоз» — резко разжимает кулаки со звуком «пппппп»; » крышка на чайнике» — стучит ладошкой по кулаку «бббб»; «дождик» — стучит пальцами по столу «к-к-к»; «часики» — палец качается в разные стороны: ть-ть-ть; «насос» — руки ставит в замок, наклоняется со звуком «сссссс- ссс».

Игра «Учим куклу говорить»

Речевая игра предназначена для детей от 10 месяцев до 3 лет для развития активной речи.

Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас. Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить. Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».

Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь. Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.

До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]