Методика наращивания при запуске речи.
Данная методика запуска речи предполагает наращивание, на имеющийся слог у ребёнка. Например: есть слог «МА». Ваша задача подобрать слова со слогом «МА». Написание в расчёт не берётся. Важно, как слово произносится. (мама, машина, малина, мо(а)локо). Ребенок говорит: МА, вы продолжаете: …ШИНА.
Создавайте ситуацию успеха.
Это очень важно. Пусть он произнёс неправильно. Вы в ответ повторяете слово правильно и хвалите. У дошкольников должно появиться желание выйти с Вами на диалог.
Чтобы у ребёнка сформировалось слово необходимо, чтобы в его голове было около пятидесяти образов с ним. Например: машина. Машина едет. У тебя красная машина. Какая большая машина нарисована. У машины есть колёса, руль. Мы сегодня едем на дачу на машине. Машина скорой помощи сигналит. Дети должны изучить этот предмет со всех сторон. Цвет, форма, размер, для чего нужна, как пользоваться. Мы не просто произносим одно и тоже слово, мы это всё подкрепляем картинками, игрушками, рассказом.
Не перенасыщайте информацией. Слов должно быть мало, но по делу. Ребёнок должен уловить суть.
Правильно: Смотри. Машина едет.
Неправильно: Ой, сыночек. Серёжа. Смотри, как много машин поехало. И красная, и синяя, и жёлтая. А куда это они едут все?
Из такого потока информации ребёнок не сможет уловить ничего. Представьте, что вы начали изучать иностранный язык и вам включили песню в быстром темпе с большим количеством слов, которую надо перевести. Сложно. Так и ребёнку трудно вычленить необходимую информацию.
Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.
Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным. В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:
Достаточно ли активны движения?
Вялость и ограниченность движений конечностей, нежелание брать игрушки, отсутствие в 2-3 месяца «комплекса оживления» — признак неблагополучия, повод для обращения к педиатру.
Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка?
Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.
Хорошо ли видит ваш ребенок?
После первого месяца жизни малыш останавливает свой взгляд на лице взрослого, на ярких игрушках или предметах. Немного позднее он следит взглядом за предметами, которые взрослые передвигают перед его лицом, за двигающейся над кроваткой каруселью. Если этого не происходит, нужно обратиться к педиатру или к окулисту.
Хорошо ли слышит ваш ребенок?
Слух – ведущая функция, без которой невозможно освоить речь. В норме новорожденный уже в 3-4 недели начинает прислушиваться к звукам. Затем малыш поворачивает голову к источнику звука. При разговоре с ним он сосредотачивает внимание на губах взрослого, как на источнике звука. Если малыш не реагирует на громкие звуки, не оборачивается, когда его зовут по имени, нужно обратиться к отоларингологу, к сурдологу.
Предпосылки возникновения речи.
- Предметно-практическая среда. Ребёнок окружён развивающей средой и понимает САМ, что песок в ведро можно насыпать, кольца на основание пирамиды надеть, в отверстия сортера вставить предметы.
- Базовая идентификация. Понимание карты своего тела: показывает части тела на себе, маме, игрушке, картинке.
- Эмоциональная сфера — понимает базовые эмоции весёлый и грустный.
- Различные формы общения ребёнка и взрослого.
- Мотивация — наличие потребности в речи. Общайтесь вопросами, а не повествовательными предложениями.
- Концентрация внимания. Привлекайте внимание ребёнка словами: «смотри», «посмотри», «видишь».
- Работа с объёмом памяти. Необходимо его поэтапно увеличивать.
- Вызывайте речевые автоматизмы (да — нет, много — мало, есть — нету). Дети хорошо воспринимают на уровне интонации, эмоции.
Короткие речевые игры-стихи
Ежик
С барабаном ходит ёжик: Бум- бом!( 2р) Целый день играет ёжик: Бум- бом! (2р) С барабаном за плечами: Бум- бом! Ёжик в сад зашёл случайно: Бум- бом!
Ёжик может ходить с разными инструментами или предметами: Колокольчик- дзынь, телефон- трррр, трещётка- трын и т.д.
Бегемот
Раздаётся из болота : «аааааааа!» Грозный голос бегемота : «аааааа» Он болото стережёт: ааааааа Грозным голосом поёт : аааааааа!
Филин
Ухал, охал, ахал филин «УУУУУ! Ууууууууууу! » Эхо слышалось в лесу УУУУУУУУУУУ! Уууууууууу! Звери в страхе разбежались, Песни фили испугались. УУУУУУУУУ! Уууууууу!
Огород
Ребёнок «сажает» овощи в любое место грядки со словом «тык» — Мы на корточки присядем — И на грядочке посадим — Лук, укроп, морковь, горох — Будет урожай неплох. Берём лейку и поливаем «кап» — В огород сейчас пойдём — Наши овощи польём — Лук, укроп, морковь, горох — Ни один чтоб не засох. Со словом «Дёрг!» — Вместе в огород пойдём — Урожай мы соберём. — Лук, редиска, кабачок. Помидор и чесночок.
Причины и механизмы нарушения
Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:
- Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
- Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.
Биологические причины:
- Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
- Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
- Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
- Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
- Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.