adminБез рубрики Мой ребенок шепелявит – нередкая фраза, проносящаяся в голове родителей. Главное здесь понять – в этом нет ничего страшного.
Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, стоит начать упражнения для развития органов речи.
Чем раньше – тем лучше!
Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, то это не должно вызывать беспокойства. Это даже может показаться милым. Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина на работе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми и заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться поставленных целей. Человек просто стесняется говорить, высказать мнение и свои идеи.
Наивно ожидать, что дефект исчезнет сам по себе к 5-6 годам. Если этого не происходит, на ребенка ложится слишком много. В конце концов, он собирается пойти в школу. Тогда обычный день детей прерывается посещением стоматологов, логопедов, дефектологов и бесчисленными домашними тренировками. Для эмоционального истощения есть все предпосылки: стрессы, перегрузки, требования от взрослых. Ребенок может бояться, что сверстники над ним посмеются. Чем раньше начнется лечение, тем лучше.
Как вылечить недуг
Заметив у ребенка нервный тик (дергает головой, гримасничает, часто моргает, морщит нос или лоб), родителям не нужно медлить с визитом к врачу. Лечением нарушения занимается детский невролог. Бывает, что ребенок трясет головой, как при нервном тике, но при этом у него имеется иное заболевание, связанное с поражением отдела мозга, отвечающего за двигательную активность. В отдельных случаях может понадобиться и консультация психиатра (когда у ребенка сильный тик головой, обусловленный психическим расстройством).
Для диагностики нарушения специалисту обычно хватает обычного неврологического осмотра, иногда может потребоваться МРТ мозга или электроэнцефалография. Затем подбираются оптимальные методы терапии. Их набор зависит от выраженности тика, индивидуальных особенностей пациента. Основными направлениями лечения являются:
- прием медикаментов — успокоительных средств, препаратов для улучшения кровоснабжения, обменных процессов головного мозга;
- физиотерапия — электрофорез, электросон, хвойные ванны, аэрофитотерапия;
- лечебный массаж;
- создание благоприятной атмосферы в семье (нельзя ругать ребенка за непроизвольные движения, требовать контролировать их), исключение стрессовых ситуаций;
- обеспечить соблюдение режима, достаточные периоды отдыха, правильное питание, сократить время просмотра телевизора, занятий с гаджетами.
Часто лечение нервного тика у ребенка является длительным процессом. Даже когда симптомы быстро уходят, терапию нужно пройти в полном объеме. Иногда наблюдается чередование периодов ремиссии и обострения, и по мере созревания нервной системы проблема постепенно уходит.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает юным пациентам забыть о нервных тиках. Среди специалистов нашего Центра есть те, кто работает именно с детьми, имеют богатый опыт в терапии таких нарушений. Родителям не стоит пускать ситуацию на самотек: гиперкинез не угрожает жизни, но мешает успешной социализации ребенка.
Упражнения для профилактики шепелявости у детей
Расслабляем мышцы языка. Нужно облизать верхнюю губу, движением сверху вниз, затем расслабить язык. Теперь произнесите «трудные» звуки. В таком порядке выполните действия несколько раз. Для начала делайте это вместе с ребенком – надо показать пример.
«Непослушный язык». Дети очень любят это упражнение. Они делают его с детства неосознанно, просто играясь. Поэтому следите за правильностью выполнения. Представьте, что язык — ровная лопатка, которую нужно выложить на нижнюю губу и заговорить, как забияка «ля-ля-ля». При этом губа не должна подгибаться.
«Блинчик». Это упражнение-массаж. Пусть ребенок представит, что язык — блин, который надо разложить на нижних зубах, немного высунув вперед. А теперь, слегка покусываем его передними зубками за кончик. Как будто хотел рассказать тайну и передумал. После этого упражнения язычок должен отдохнуть.
«Чашечка». Хорошо, если следует за «блинчиком», ведь он вкуснее с чаем. Так, ваше дитя не забудет последовательность занятий. Нужно зафиксировать челюсть, будто она замерзла. Теперь не высовывая язык, нужно придать ему форму чашечки, подняв края и кончик вверх. В этом положении, попытайтесь произнести букву «з». Не отчаивайтесь, услышав вместо этого букву «ж» — это нормально.
Функциональная дислалия
Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.
Причины функциональной дислалии:
- Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
- Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с закреплением правильного произношения;
- У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
- «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в его речи
Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач- логопед.
Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.
Упражнения со словами
«Пробка». Древнее упражнение, которое практикуется при разных речевых дефектах. Нужно зажать пробку от вина, либо другой, но безопасный предмет в зубах и приступить к чтению. Старайтесь выговаривать слова максимально понятно. Если ребенок еще не читает, то пусть повторяет за вами стишки, рассказывает короткие сказки.
Скороговорка. Выберите скороговорки, которые понятны ребенку или которые вы можете объяснить. В противном случае урок превращается в повторение ряда слов. Но становится намного интереснее с пониманием значения. При данном дефекте скороговорки подходят для работы со звуками: ч, ш, щ, ж, с, з, ц.
В любом случае, главное – это забота о своем ребенке. А она от части проявляется за наблюдением за здоровьем и возможными нарушениями. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Разновидности тиков головы
Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.
Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.
Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.
Как перестать шепелявить подростку и взрослому?
С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.
Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.
Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.
Скороговорки — наше все!
Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.
Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.
Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.
Методы коррекции
Проблема разрешима. Но надо постараться!
Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.
И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.
Упражнения для разработки артикуляционного аппарата
У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.
Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.
Лечение в медицине
Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.
Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.
Причины шепелявости
Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?
Это могут быть:
- Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
- Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
- Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.
Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.
Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:
- как убрать шепелявость;
- как перестать шепелявить подростку;
- как избавиться от шепелявости у взрослого?
Дыхательная гимнастика
Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:
- «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш». Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
- Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
- Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
- Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.
Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.
Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.
Длинные скороговорки для развития дикции
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
- В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.