Сенсомоторная алалия: как распознать проблему и что делать?

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Причины и факторы риска

Повреждение речевых центров коры головного мозга, вызывающее развитие алалии, возникает во время беременности или в раннем возрасте, т.е. еще до начала формирования речи. Среди факторов, значительно повышающих риск патологии, выделяют:

  • проблемы во время беременности: гипоксия, токсикоз, инфекции (особенно TORCH-комплекс), травмы, хронические заболевания и вредные привычки у матери;
  • родовые травмы, асфиксия, патологическое течение родов (затяжные, скоротечные);
  • рождение раньше срока;
  • тяжелые заболевания в первые годы жизни: ОРВИ, пневмонии, состояния, требующие применения наркоза;
  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятная социальная обстановка в семье.

Зачастую в формировании алалии участвуют не один, а сразу несколько патологических факторов, приводящих к развитию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это комплексное нарушение, проявляющееся задержкой психического развития, в том числе и нарушениями речевых функций.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Классификация: формы алалии у детей

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

  • моторная (экспрессивная): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором –сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.
  • сенсорная (импрессивная): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;
  • смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Симптомы моторной алалии у детей

Признаки моторной алалии у детей делятся на неврологические, психологические и логопедические. Неврологи, в первую очередь, отмечают нарушение координации движений и мелкой моторики. Ребенок часто падает, испытывает сильные затруднения с выполнением мелких действий, например, застегиванием пуговиц или собиранием мозаики.

Психологические симптомы включают характерные особенности поведения. У малыша чередуются периоды избыточной активности и выраженной заторможенности, работоспособность и усидчивость значительно страдают. Отмечается снижение памяти, в особенности на звуки, а также недостаточная внимательность.

Речевые умения при моторной форме алалии формируются значительно позже, чем у других детей. Ребенок с трудом произносит звуки, часто искажает слова: пропускает или добавляет слоги, меняет их местами или даже заменяет на сходные по звучанию.

Словарный запас значительно обеднен, поскольку малыш не всегда понимает значение того или иного слова и нередко неуместно употребляет незнакомые понятия. Предложения обычно состоят из 1-3 слогов, не имеют глаголов, прилагательных и наречий, а существительные чаще употребляются в именительном падеже. Возникают сильные затруднения при попытке пересказать текст или рассказать о каком-либо событии.

В тяжелой форме речь, как таковая отсутствует, заменяясь лепетом и звукоподражанием, которые дополняются жестами и мимикой.

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия у детей связана с нарушением анализа услышанной речи в центральной нервной системы, чем и обусловлены ее признаки. Ребенок постоянно и много «говорит», активно жестикулирует. Его речь представляет собой набор слогов, звуков и даже отдельных слов, которые произносятся неосознанно. Специалисты называют этот симптом «логорея».
Второй важный симптом, говорящий о сенсорной алалии – отсутствие понимания речи. В относительно легких случаях ребенок воспринимает отдельные слова или фразы. При этом достаточно поменять формулировку предложения, чтобы предложение стало бессмысленным для малыша. В тяжелых случаях даже минимальное понимание отсутствует.

Психологическое развитие ребенка значительно страдает. Специалисты отмечают выраженную задержку интеллектуального развития, вторичные нарушения личности и поведения. Ребенок нередко импульсивен, гиперактивен или, наоборот, замкнут.

Важно понимать, что в большинстве случаев у детей присутствуют симптомы и сенсорной, и моторной алалии; это позволяет врачам поставить такому ребенку диагноз сенсомоторной или мотосенсорной формы заболевания.

Возможные осложнения и последствия

Если родители не ведут ребенка с алалией к специалисту или не выполняют его рекомендаций, состояние прогрессирует. Если речь идет о моторной форме заболевания, малыш может столкнуться с такими проблемами как:

  • речевой негативизм (нежелание говорить);
  • заикание;
  • дисграфия и дислексия (расстройства чтения и письма).

Любая форма нарушения речи без коррекция становится причиной задержки интеллектуального развития, значительных трудностей в обучении и социализации ребенка.

Клиническая картина и особенности поведения

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  1. Полное отсутствие речи.
  2. Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  3. Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Диагностика

Любая форма нарушения речи вне зависимости от тяжести и выраженности симптомов требует комплексного обследования с участием невролога, психолога, логопеда, отоларинголога и других специалистов. Неврологическое исследование направлено на поиск патологического очага в коре головного мозга, а также исключение других причин нарушения речи. Исследование, как правило, включает:

  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография);
  • МРТ головного мозга;
  • рентген турецкого седла.

ЛОР проводит исследование органа слуха: отоскопию, аудиометрию и другие тесты, направленные на выявление тугоухости, а также оценивает состояние ротовой полости и гортани. В обязательном порядке проводится оценка слухоречевой памяти, диагностика устрой речи и т.п. Во время консультаций необходимо подробно рассказать врачам о ходе беременности и родов, перенесенных травмах и заболеваниях, а также всех особенностях физического и психического развития малыша.

Лечение алалии у детей

Методы лечения сенсорной, моторной и смешанной форм алалии у детей зависят от выраженности симптомов, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия признаков других нарушений. В зависимости от конкретной ситуации, врачи могут назначать лекарственную терапию и физиопроцедуры, чтобы стимулировать адекватную работу головного мозга.

Параллельно проводится постоянная работа с психологом и логопедом, с регулярным посещением занятий и закреплением результата в домашних условиях. Тренировки направлены на развитие мелкой моторики, улучшение произношения конкретных звуков и отдельных слов.

При необходимости выбранная схема лечения корректируется, дополняется массажем, лечебной физкультурой, психотерапией.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания, а также времени начала коррекции. При своевременном обращении к специалисту, регулярном и тщательном выполнении всех рекомендаций, вероятность успешной коррекции повышается. Моторная форма алалии устраняется легче, а вот при сенсорной и сенсомоторной форме прогноз не всегда благоприятен.
Профилактика алалии – это выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, регулярные занятия с малышом, минимизация риска травм и заболеваний.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]