Основные причины
Причинами заболевания могут стать:
- Патология внутриутробного развития: перенесенные заболевания матери, травмы;
- Генетическая предрасположенность;
- Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование;
- Травмы головы;
- Отравления токсическими веществами.
Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни, проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, а так же педагогическая запущенность.
Причины и факторы риска
Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:
- алкоголь;
- резкие скачки гормонального фона;
- инфекции;
- падения и травмы;
- отслоение плаценты;
- депрессия, постоянный стресс.
Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:
- слабые схватки и неудачные роды;
- проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
- сильное переохлаждение новорожденного.
Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.
Симптомы
Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.
Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.
Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти, восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.
Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:
- ошибочная замена звуков в словах другими;
- выпадение звуков из слова;
- устойчивое повторение слова или фразы;
- ограничение словарного запаса;
- объединение слогов разных слов;
- замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
- выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.
Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов.
Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.
В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.
Особенности расстройства, характерные признаки
При расстройстве отмечается ряд симптомов:
- сохранено понимание чужой речи;
- нарушена плавность речи пациента;
- отмечаются расстройства артикуляции;
- расстроено формирование экспрессивной речи;
- часто встречается леворукость;
- страдает речевой праксис — способность воспроизводить звуки.
Если у ребенка моторная алалия, коррекционная работа логопеда поможет добиться восстановления необходимых функций. В случае с алалией речь не идет о полном излечении, однако можно добиться компенсации функций — сделать так, чтобы ребенок смог произносить нужные звуки. Также потребуется помощь других специалистов.
Диагностика
Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.
При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.
Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.
Формы моторной алалии у детей
Существует два вида моторной алалии — афферентная и эфферентная.
Афферентная
Такая форма обуславливается поражениями в участках коры головного мозга, отвечающие за контроль над речевыми программами. Этот участок расположен в левом полушарии, а именно в его нижнетеменной части. При такой форме алалии ребенку трудно проговаривать слова, находить правильные артикуляционные позы. Другими словами, ребенку сложно находить правильное положение языка, губ, челюстей чтобы получить тот или иной звук. Такое явление в научной медицинской литературе называется орально-артикуляторной апраксией. Для афферентной моторной алалии характерно искажение звуков и структуры слова.
Эфферентная форма моторной алалии
Эта форма происходит при поражении центра Брока. Он расположен в заднелобной части мозга. Этот участок отвечает за переключение отдельных артикуляционных актов. Дети с таким диагнозом не соблюдают правильность и очередность артикуляционных движений, заметно торможение речи. Подобное называется кинетической апраксией. Моторная алалия также классифицируется на три уровня:
- Первый уровень. Речь ребенка очень ограничена, он использует несколько слов, а речь состоит из звукоподражания и примитивного лепета.
- Второй уровень. Словарный запас среднего размера, малыш умеет строить короткие фразы, предложения.
- Третий уровень. Ребенок обладает фразовой речью.
Лечение
Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур.
Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы. Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.
Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.
Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь.
Хороший результат обеспечивают логопедический массаж и логоритмические упражнения. При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.
Сенсорная алалия
При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.
Особенности патологии:
- Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
- Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
- В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
- Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.
Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.
Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.
В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.
Режим тишины при коррекции сенсорной алалии
Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.
Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.
На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.
На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.
Прогноз и профилактика
При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.
Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.
На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.
Методика выполнение массажа
При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.
Последовательность массажных движений:
- поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
- аналогично гладятся глазные впадины;
- по кругу гладятся щёчки;
- затем массажируется межбровное пространство;
- растирается нос, массажируется губа, язык.
Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.
С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.