19 апреля 2016 Автор: Александр Харин
Рубрика: Ораторское искусство, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о речи, общении и влиянии на людей, Эффективное общение
Правильный темп речи = взаимопонимание.
Из разговора бизнес-тренера и посетителя.
– Тренер, я хочу, чтобы вы научили меня выступать публично, мне кажется, что я прирожденный политик.
– …! Что вы говорите?
– Я говорю, что хочу стать политиком, научите меня ораторскому искусству.
– …? Я не понимаю вас, вы можете замедлить темп речи?
– Вот и вы туда же! Я говорю, что хочу стать политиком, но меня не понимают другие.
– Слышу слова «политик» и «оратор», все остальное не разберу. Скажите помедленнее.
– Я не могу говорить медленно, когда я разговариваю с людьми. Мне так важно выразиться, что я волнуюсь!!!
Посетитель начинает злиться и стучит кулаком по столу.
– О, из вас выйдет настоящий политик – Никита Хрущев, прям! (тренер с иронией).
–А я что говорю… (довольный улыбается).
Такое общение напоминает разговор глухого с немым.
Еще бОльшая проблема, когда одни люди говорят оживленно, другие крайне медленно. Посмотрите это видео:
Знаете ли вы, что принципом любого общения является возможность быть понятым. И этот факт неоспорим. Поэтому одним из критериев любой хорошей речи или ораторского выступления является темп речи. Хороший ли вы оратор можно определить по тому, как быстро вы говорите.
Представьте себе, что мозг каждого человека – это некий компьютер. Каждый человек имеет кратковременную память, у компьютера это оперативная память. В зависимости от сообразительности человека «оперативка» бывает разная, у кого-то всего лишь 32-64 Мб, а у кого-то целых 2 Гб.
О чем это говорит? Что одновременно мозг одного человека может перерабатывать несколько слов, а другого – несколько абзацев речи. Поэтому при быстром темпе речи у одних людей «задымится мозг», они попросту перестанут соображать. Зато другие с «большой оперативкой» при медленной речи будут сердиться или же заскучают и займутся своими делами.
Какой темп речи выбрать, чтобы люди слушали
Представьте, друзья мои, что перед вами множество народа, для которых нужно выступить: сказать хороший тост, смотивировать пойти на футбол, выступить публично. Какой темп речи выбрать, чтобы понимали все?
Ответ очевиден. Нужно подобрать такую скорость речи, чтобы удобно было слушать всем.
Таковой является речь со скоростью 2-3 слова в секунду. Это средний темп. Тогда и люди с «шустрым умом» не будут скучать, и медлительные смогут внимательно слушать.
Как выработать среднюю скорость речи?
Для этого удобнее всего использовать ритмический жест. Поднимаете руку, соединяете пальцы и делаете отмашку в такт каждому слову. Если вы будете говорить слишком быстро, то ваша рука не будет успевать попадать в такт словам. С другой стороны, легкая отмашка рукой создает ритм речи, и такая речь автоматически оживляется, не будет казаться медленной и скучной, будет интересна слушателям.
Основные шаги для постановки голоса
На самом деле, чтобы положительно повлиять на характеристики и свойства голоса, нужно освоить всего несколько важных вещей. Они универсальным образом влияют на основные характеристики голоса и, если вы освоите их полностью, то улучшите абсолютно все.
Что влияет на характеристики голоса:
- Дыхание и опора.
- Дикция и артикуляция.
- Работа с резонаторами.
Кроме того, нужно обязательно работать над избавлением от зажимов – любых неприятных ощущений в области груди, челюсти, горла, шеи, скул и других частей тела. Если дискомфорт возникает, когда вы начинаете говорить, это верный признак зажима. Более подробно о борьбе с зажимами мы поговорим в разделе «Дикция и артикуляция», где дадим простейшие упражнения на снятие зажимов.
Отметим, что все предлагаемые в данном курсе упражнения – это симбиоз рекомендаций профессионалов, так или иначе работающих с голосом: врачей, лекторов, дикторов, артистов, вокалистов и т.д. Мы упростили все советы до уровня, когда ими сможет воспользоваться любой человек, в том числе и не имеющий ораторских способностей и никогда не занимавшийся развитием голоса.
Дыхание и опора
На любых курсах по ораторскому мастерству, в любой школе вокала обучение начинается с постановки дыхания. Иногда можно встретить оборот «правильное дыхание», но мы его использовать не будем. По сути, не бывает дыхания правильного или неправильного – бывают те или иные задачи, которые стоят перед вами в данный момент.
Дыхание, необходимое просто для снабжения организма кислородом, отличается от дыхания, которое нужно с целью правильного красивого звукоизвлечения. Вот как раз для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.
Что дает тренированное дыхание и опора для голоса:
1 | основу красивого звучания; |
2 | доступ к высоким нотам (для певцов; |
3 | легкость и полетность голоса; |
4 | профилактику зажимов связок и других частей тела; |
5 | выносливость голосового аппарата. |
Как этого всего добиться? Рассмотрим пошаговый алгоритм постановки дыхания и поиска опоры для голоса с тем, чтобы он звучал красиво и ярко.
Шаги по постановке дыхания и опоры голоса:
- Глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Важно: плечи не должны подниматься!
- Задержка дыхания таким образом, чтобы живот и бока остались в зафиксированном раздутом состоянии, т.е. удержание воздуха за счет мышц брюшного пресса.
- Постепенный выдох с минимальным расходом воздуха, без резкой потери воздуха.
Это и есть принципиальные отличия дыхания, необходимого просто для жизнедеятельности организма, и дыхания, необходимого для уверенного звукоизвлечения. Если в обычном режиме мы вдыхаем в верхнюю часть легких, то для чтения лекции или любого другого публичного выступления воздухом нужно заполнять бОльшую часть легких.
Есть еще один нюанс: вдыхать желательно столько воздуха, чтобы его хватило на произносимую фразу, не больше и не меньше. Если вы вдохнете меньше, окончание фразы прозвучит невнятно и зажато, т.к. у вас не хватит воздуха для нормального звучания. Если вы вдохнете больше и по окончании фразы опять начнете добирать воздух, произносимые фразы тоже начнут звучать невнятно, а вам будет сложно контролировать поток воздуха так, чтобы он выходил постепенно, без резких рывков. Навык контроля объема вдыхаемого воздуха приходит с тренировкой и практикой.
Упражнения на постановку дыхания и опоры:
- Расслабить верхнюю часть тела – встать прямо, опустить плечи, сделать глубокий вдох и выдох, медленно покрутить головой вправо-влево, потрясти или покачать опущенными руками, затем слегка округлить спину и наклониться чуть-чуть вперед, еще немного потрясти или покачать опущенными руками, вернуть в исходное положение.
- Сделать глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Можно помочь себе, если наклониться чуть-чуть вперед, округлив спину. Так вы дадите воздуху более свободный путь в легкие. Задержите дыхание на сколько сможете. Если сможете задержать хотя бы на 30 секунд, это хороший результат. Повторите 3 раза.
- Сделать глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Можно помочь себе, если наклониться чуть-чуть вперед, округлив спину. Задержите дыхание на мгновенье и начинайте медленно выдыхать воздух со звуком «с-с-с-с-с», продолжая держать бока и живот раздутыми. Если сможете продержаться хотя бы 30 секунд, это хороший результат. Повторите 3 раза.
Во время выполнения упражнений смотрите в зеркало и контролируйте положение живота и боков (они должны быть раздуты) и положение плеч (они должны быть опущены и не должны подниматься).
При правильном выполнении упражнений у вас не должно быть никакого дискомфорта в шее, плечах, челюсти, голосовых связках. Возможна лишь небольшая усталость брюшного пресса, если вы не слишком тренированный человек и не особо дружите со спортом.
Если же при выполнении упражнений 2 и 3 вы ощущаете дискомфорт в шее, плечах, челюсти, голосовых связках, немедленно прекратите их выполнять и вернитесь к упражнению 1 на расслабление верхней части туловища.
Обращаем ваше внимание на важный нюанс: предлагаемые в курсе упражнения помогают не всем, а только тем, кто их делает! Настоятельно рекомендуем освоить вышеприведенные упражнения с тем, чтобы в последующих уроках вы смогли перейти к заданиям более высокого уровня сложности, также необходимым для развития красивого голоса и речи.
Продолжим тему. О расслаблении, раскрепощении, вдохе и выдохе для лучшего звучания голоса можно много узнать из опыта действующих и уже достигших успеха артистов. Для примера можем предложить посмотреть уроки, которые дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М». В уроке №1 затронута тема расслабления, раскрепощения и свободы голоса:
А в уроке №2 Полина Гагарина подробно разъясняет и демонстрирует вышеописанную технику дыхания:
Для достижения нужного эффекта – тренировки дыхания и нахождения опоры для голоса – нужно выполнять эти упражнения ежедневно на протяжении 2 недель. Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более подробно о дыхании и поиске опоры для голоса вы можете почитать в работе итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La respirazione e l’appoggio nel canto («Дыхание и поддержка в пении») [F. Fussi, 2017].
Уточним, что принципы звукоизвлечения для пения и устной речи сходны. Отличия лишь в глубине необходимой проработки: если в повседневной жизни мы можем сами решать, нужно ли нам звучать красиво и убедительно, то у певцов это входит в профессию по умолчанию. Поэтому если вы освоите технику дыхания, которую практикуют оперные и эстрадные исполнители, устное выступление перед большой аудиторией вам будет даваться вообще без труда.
Дикция и артикуляция
Следующий важный шаг в постановке голоса – это дикция и артикуляция. Эти понятия не зря стоят рядом. Они настолько тесно взаимосвязаны, что одно без другого попросту невозможно. Без четкой артикуляции невозможна хорошая дикция. В то же время избыточно активная артикуляция может делать звуки более грубыми.
Артикуляция – это совокупность работы органов речи при образовании звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – это четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Работа над дикцией и артикуляцией, помимо самоочевидных результатов в виде четких понятных звуков, имеет еще один весомый бонус. Это снятие зажимов с горла, которые являются распространенным явлением в нашу эпоху всеобщего сидения за компьютерами и гаджетами.
Что дает хорошая дикция и артикуляция:
1 | четкость и понятность произношения звуков; |
2 | выразительность и энергетика в голосе; |
3 | доступ к длинным нотам (для певцов; |
4 | более живую мимику; |
5 | избавление от зажимов в области горла. |
Про зажимы следует сказать отдельно. Без устранения зажимов невозможна хорошая артикуляция, но, в то же время, работа над артикуляцией позволяет постепенно начать избавляться от зажимов. Заметим, что артикуляционный аппарат достаточно сложен и, помимо языка и губ, в артикуляции участвует большое количество мышц.
Устройство артикуляционного аппарата:
Схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Зажим в любой из этих мышц может свести на «нет» все ваши усилия по развитию четкой выразительной речи, поэтому, если не можете локализовать проблему самостоятельно, обратитесь к логопеду либо выполняйте универсальные упражнения по снятию зажимов, улучшению дикции и артикуляции.
Упражнения по снятию зажимов:
- Расслабьте лицо, шею, все артикуляционные мышцы. Для этого слегка покачайте головой вправо-влево, вперед-назад. Важно: избегайте резких движений и не пытайтесь добиться максимальной амплитуды движений. Если вы ощущаете дискомфорт или слышите какие-то щелчки и прочие звуки, пропустите это упражнение. Если дискомфорт в шее и артикуляционных мышцах – это ваше перманентное состояние, найдите возможность обратиться к неврологу или хирургу.
- Тренируйтесь держать шею и голову прямо. Проверьте, насколько хорошо вам это удается, положив книгу на голову. Если закрытая книга держится плохо, пока тренируйтесь с открытой книгой, положив ее открытыми страницами поверх головы. После того как вам удалось удержать книгу на голове в состоянии покоя, попробуйте удержать ее, когда говорите. Подойдет любой текст, для которого не нужно наклоняться, чтобы прочитать его с листа или компьютера.
Больше упражнений на расслабление и снятие зажимов вы сможете увидеть в уроках Полины Гагариной. Они одинаково пригодны для артистов, певцов, лекторов и всех людей, кому приходится много говорить:
Упражнения по улучшению дикции и артикуляции (выполнять перед зеркалом):
- Тренировка подвижности языка – вытягивайте его максимально вперед, пытайтесь как бы «достать» языком кончик носа и подбородок.
- Тренировка положения рта – откройте рот так, чтобы в него поместились 2 пальца, сложенные один над другим. Язык должен оставаться плоским и упираться в нижние зубы. Произнесите звуки «а-а» так, чтобы рот не закрылся, язык не выгнулся и не «ушел» назад. Также полезно тренировать звуки «нга-нго-нгы-нге-нгу-нгя» и следить, чтобы рот оставался широко открытым.
- Тренировка взаимодействия челюсти и языка – откройте рот, опустив и отодвинув чуть назад челюсть. Для контроля положения приложите палец к губам, будто хотите сказать «т-с-с, тише». Нижняя губа не должна касаться пальца, когда рот открыт. Произнесите гласную «а». Язык должен оставаться плоским и упираться в нижние зубы. Следите, чтобы язык не выгнулся и не «ушел» назад.
- Тренировка формирования звука по верхнему небу – включите диктофон, сделайте улыбку-оскал и попробуйте произнести какие-либо слова (стихотворение, текст презентации, ответ на экзаменационный билет) в таком положении. Если вы все сделали правильно, звук станет более чистым, ярким и объемным, чем обычно.
- Тренировка формирования звука по верхнему небу плюс тренировка произношения согласных – включите диктофон, сделайте улыбку-оскал, расслабьте челюсть и зажмите в зубах карандаш. Попробуйте произнести какой-либо текст в таком положении. Вытащите карандаш и повторите этот же текст, просто удерживая улыбку-оскал. Если вы все сделали правильно, при сравнении аудиозаписей вы услышите, что последний вариант текста прозвучал лучше, чем первый.
К слову, как заверяет врач из Великобритании Леонард Джейн, сжатие карандаша между зубами может помочь расслабить мышцы челюсти и уменьшить интенсивность головной боли [Dailymail, 2016]. Так что если у вас есть головные боли, тренировка голоса даст дополнительный бонус в виде улучшения самочувствия.
И, конечно же, развитию дикции и артикуляции помогают скороговорки. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
К теме развития дикции и более развернутым рекомендациям по ее развитию мы вернемся в отдельном уроке. А сейчас изучим еще один мощный способ влиять на характеристики голоса и управлять его звучанием на свое усмотрение.
Когда можно использовать быстрый темп речи?
Слегка ускоренный темп речи используется оратором или выступающим в агитационных речах, в побудительные моменты выступлений, для того, чтобы оживить публику. Хотя есть еще другие варианты.
Вспомните речь комментатора на футбольном матче. В момент головой ситуации он начинает говорить все быстрее и быстрее. И тогда кажется, что наши игроки вот-вот могут забить гол. Оказывается, что увеличивая скорость речи мы нагнетаем атмосферу.
Хорошо ускорять речь, когда вы пытаетесь «пробить оборону» слушателей или показать динамику происходящего. Для таких ускорений подходят критические эпизоды в рассказах о боксе, футболе, ралли, ближнем бою, передачи любовной страсти.
Но следует знать, что после описания динамического эпизода, следует уменьшить темп речи до среднего.
Раскрытие резонаторов
Для начала напомним, что такое резонаторы, и расширим знания о резонаторах, полученные в уроке №1. Резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску нашего тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Итак, какие же существуют резонаторы? В разных источниках можно встретить разные варианты классификации резонаторов. Где-то к основным резонаторам относят глотку, трахею, ротовую и носовую полости. Кто-то считает, что существует грудной резонатор и группа головных резонаторов, к которым относятся полости выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.
Понятие «грудной резонатор» с точки зрения анатомии несколько условно, однако оно очень удобно для описания локализации ощущений при тренировках голоса, поэтому целесообразно пользоваться именно таким условным термином. Ввиду того, что наш курс ориентирован на развитие практических навыков, мы воспользуемся наиболее внятной и удобной системой, которая делит все природные усилители голоса на четыре основных составляющих элемента, с которыми можно предметно работать.
Резонаторы, которыми можно управлять для звукоизвлечения:
- Грудной резонатор.
- Ротовой резонатор.
- Носовой резонатор.
- Головной резонатор.
Так или иначе, резонансные полости представляют собой замкнутые пространства, содержащие воздух, который способен резонировать, т.е. вибрировать при попадании звуковой волны. Другими словами, резонирует воздух, содержащийся в полостях, а не полости как таковые. Ввиду того, что мы можем изменять форму и объем полости, мы можем менять форму и объем резонатора и, соответственно, силу резонирования и звук, который получается при этом.
Что значит менять форму и объем полостей? Мы можем, к примеру, расширить нижнюю часть легких и увеличить объем грудного резонатора. Мы можем шире открыть рот (тренируемся с упражнением на 2 пальца во рту!) и увеличить объем ротового резонатора. Кроме того, сделав улыбку-оскал и изменив форму ротового резонатора, мы можем отправить более мощный поток воздуха вверх в голову и таким образом изменить звучание головного резонатора.
Все резонаторы взаимосвязаны, способны взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга. Мало кто в повседневной жизни использует полностью возможности всех резонаторов. Обычно более всего работает какой-то один, максимум два резонатора.
Какой резонатор преимущественно работает у вас:
- Если у человека голос низкий и глухой, это значит, что у него задействован преимущественно грудной резонатор.
- Если у человека голос слишком высокий, писклявый и/или полудетский, это означает доминирование головного резонатора.
- Если у человека хорошо слышимый голос и внятная речь, у него активно задействован ротовой резонатор плюс головной или грудной и, возможно, носовой.
- Если голос гнусавый, человека обычно так и описывают, что он «говорит в нос». Это преобладание носового резонатора.
Кстати, гнусавый голос и избыток «носа» в голосе только для непросвещенного человека является проблемой и неудобством. Знающие люди в курсе, что развитый носовой резонатор – это путь к соединению всех резонаторов и, соответственно, яркому красивому голосу. Больше о носовом резонаторе вы узнаете, если прочитаете статью итальянского хирурга, отоларинголога и фониатра Франко Фусси La voce nel naso («Голос в носу») [F. Fussi, 2017]. А мы пока разберемся, зачем нам соединять резонаторы.
Что дает соединение резонаторов:
1 | объемное и мощное звучание голоса; |
2 | отличную слышимость в аудитории любого размера; |
3 | возможность перенастраивать голос по ходу выступления; |
4 | возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.; |
5 | больше возможностей для интонирования и выразительности речи; |
6 | больше возможностей для обогащения индивидуального тембра; |
7 | возможность сгладить переходные ноты (для певцов). |
Другими словами, соединение резонаторов дает возможность максимально использовать функционал каждого резонатора и добиться так называемого синергетического эффекта, когда взаимодействующие резонаторы усиливают действие друг друга. Но для начала нужно поработать над развитием каждого резонатора. Поэтому разберемся, для чего нужен каждый резонатор и как его развить.
Функции резонаторов:
- Грудной резонатор – его работа обеспечивает мощное звучание голоса, может помочь сделать голос бархатистым и интимным, он дает доступ к низким нотам и (внимание!) делает более выразительными высокие ноты и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
- Головной резонатор – его работа придает голосу полетность, звонкость, легкость, он обеспечивает доступ к высоким нотам.
- Ротовой резонатор – обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов горла, помогает говорить более свободно.
- Носовой резонатор – соединяет все резонаторы, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Кроме того, носовой резонатор абсолютно необходим для тех, кто хотел бы освоить эстрадно-джазовый вокал или научиться петь рок. Забегая вперед, скажем, что именно с помощью носового резонатора идет работа над освоением вокальной техники микст, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Как же работать над развитием резонаторов? Специально для вас – самая элементарная диагностика, позволяющая ощутить работу каждого из резонаторов.
Как почувствовать и развить работу резонаторов:
- Чтобы почувствовать работу грудного резонатора, можно положить руку на грудь, поставить голос на опору и произнести нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Именно таким образом и можно развить грудной резонатор: повторять этот звук ниже и ниже. Контролировать процесс можно с помощью Pano Tuner.
- Чтобы почувствовать работу головного резонатора, нужно издать звуки «и-и-и», «у-у-у», «и-й-у-у-у», «ву-у-у» (по очереди или на выбор). В этом случае ощутите вибрацию над и между бровями, в области лба и, возможно, затылка. Для полноты ощущений можно сдвинуть брови. На любом из этих звуков можно развить головной резонатор, если исполнять его связно, плавно, без пауз (легато) сверху вниз, т.е. от высоких нот к низким.
- Чтобы почувствовать работу ротового резонатора, нужно просто шире открыть рот и сказать «а-а» так, чтобы ощутить звук в районе зубов и твердого неба. Не забывайте про вдох и опору для голоса!
- Чтобы почувствовать работу носового резонатора, нужно произнести звук «н-н» или «м-м» так, будто мы хотим помычать или поныть. Рот должен быть чуть-чуть приоткрыт (можно добавить легкую улыбку), а вы должны ощутить вибрацию в районе носовых пазух и верхней губы. Возможно, вам захочется чихнуть.
Не пытайтесь произносить буквы громко, резко, не напрягайте голосовые связки. Не забывайте про вдох, контролируйте, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
После того как вы ощутите работу каждого резонатора, поработаете над их развитием и уверенным звучанием с помощью предложенных упражнений, можно перейти к соединению резонаторов. Все необходимые для этого буквы мы уже отработали по отдельности, а сейчас нужно будет потренироваться произносить их вместе.
Например, научить красиво звучать вместе головной и носовой резонатор можно при помощи звука «ги-и-и». Произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). Не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
Головной и ротовой резонатор можно соединить при помощи звука «и-йа-а», что-то вроде протяжного «я», только с более выраженным «и». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
А чтобы зазвучал головной, носовой и ротовой резонаторы, нужно соединить оба упражнения и произнести «ги-и-йа-а-а». Также произносим протяжно, без пауз, сверху вниз (от высоких нот к низким). И также не забываем про вдох, контролируем, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.
И, наконец, чтобы соединить грудной и ротовой резонаторы, вам нужно… просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Тут все логично: буква «х» нужна для грудного резонатора, буква «а» для ротового, следовательно, их соединение способствует соединению резонаторов.
Так вы последовательно отработаете все необходимые соединения (голова-нос, голова-нос-рот, рот-грудь) и улучшите звучание своего голоса по всему диапазону. И помните, что каждый последующий шаг в работе над основными свойствами и характеристиками голоса – это не повод забыть то, что вы выучили накануне на предыдущем этапе. Поставленное дыхание и опора для голоса должны быть всегда, четкая дикция и адекватная артикуляция – тоже.
К слову, если вы досмотрели урок №3 от Полины Гагариной до конца, вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон. А если вы хотите поработать над резонаторами под музыку, посмотрите следующий урок. Там же будут более сложные упражнения на постановку дыхания:
В качестве дополнительной литературы можем рекомендовать книгу «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013]. Там многие нюансы рассмотрены более подробно и, возможно, вы сможете почерпнуть для себя что-то полезное.
Подведем итоги урока. Сегодня вы подробно узнали об основных свойствах и характеристиках голоса: сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон, темп и благозвучность. А также о том, что улучшить эти характеристики можно, если поставить дыхание, найти опору для голоса, отработать дикцию, артикуляцию и научиться в полной мере пользоваться всеми резонаторами.
Мы желаем вам успехов в работе над курсом и предлагаем пройти тест на усвоение материала урока.
Медленная речь. В чем ее сила?
Медленная речь также имеет свои преимущества.
Если вы хотите придать значимость своим словам, если хотите внушить, или убедить человека в чем-то, тогда обязательно говорите медленно. Это закон!
Дело в том, что медленная речь звучит более внушительно. Например, товарищ Сталин говорил медленно и важно, делал большие паузы между словами.
Поэтому возьмите за правило в каждый момент речи, когда вы говорите что-то особенно важное, замедлить речь, говорить четко и веско, будто бы «процеживая» слова сквозь зубы.
Только так вам поверят больше и сильнее!
Вывод: речь – это река, она то замедляется, то ускоряется, но всегда умеренна, чтобы по ней можно было плыть речным судам.
Учитесь говорить доступно, но всегда динамично, весомо и убедительно.
Научиться говорить красиво, убедительно и в правильном темпе, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»
Характеристики речи в профессиональном общении
Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника.
Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.
Голос
Голос — это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.
В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров. Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
- неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
- частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть и просто бронхит!);
- не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.
Темп речи
Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.
Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.
Кроме того, одна из особенностей медленного темпа — тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.
Громкость
У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.
При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.
Высота голоса
Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрата контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.
Интонация
Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи.
Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.
Пауза в речи
Пауза (молчание) — важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.
Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом — это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев:
- Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.
- Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.
- Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.
Смысловые ударения
В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
- более медленного произнесения ключевых слов;
- изменения громкости в момент их произнесения;
- повышения или понижения интонации в процессе произношения слова;
- выделения паузой.
Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.
Техники активного слушания
Деловая беседа — это улица с двухсторонним движением. Поэтому ее успешность зависит как от умения говорить, так и от умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему, немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и т. п. Умение слушать «всем телом» помогает лучше понять собеседника и показывает ему заинтересованность в разговоре с ним.
В управленческом взаимодействии руководителя техники активного слушания могут использоваться двояко:
- по прямому назначению — для того чтобы поддерживать психологический контакт с собеседником и демонстрировать заинтересованность в продолжении беседы;
- в обратном смысле — для того чтобы разорвать психологический контакт и продемонстрировать незаинтересованность в дальнейшей беседе.
Рассмотрим техники активного слушания в контексте их прямого назначения:
- Смотрите на собеседника. Зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации и очень информативен. При этом следует понимать, что если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что он говорит. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.Соответственно, если в то время как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в кабинете, то тем самым вы невербально сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере, в этот момент.
- Реагируйте. Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
- Замечайте чувства. Фразы «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.
- Задавайте вопросы на понимание. Если вы чего-то не поняли — спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос предопределяет те ответы, которые вы получите.
- Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора
Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.
Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.
Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.
Поведенческие приемы
Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Кому-то из специалистов эти особенности поведения оратора кажутся не очень существенными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что следует уделять этому чуть ли не самую важную роль.
В данном разделе мы в большей степени придерживаемся первой точки зрения. Авторы считают, что главный принцип поведения на сцене – общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.
1
Поза
Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.
Итак, общие рекомендации к поведению во время выступления: быть естественным и вести себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сильной помехой при деловой беседе внутри коллектива, но на презентации продукта для инвесторов она может выглядеть немного вульгарно. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.
В специальной литературе по ораторскому искусству можно встретить следующие рекомендации относительно позы выступающего во время произнесения речи:
- не держать руки в карманах (большинство ораторов успешно нарушают это правило);
- не скрещивать руки на грудин;
- не держать руки за спиной;
- не сутулиться, и наоборот, не слишком выпячиваться.
Также лучше попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они сильно выделяются на фоне вашего выступления. Некоторые люди часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки, поглаживают воображаемую бороду, дергают себя за ухо или вертят в руках различные предметы и т.д. Это не такая уж помеха, как может показаться на первый взгляд, но если вам кажется, что это мешает выступлению, отвлекает вас и слушателей от содержательного компонента речи, постарайтесь избежать этих навязчивых действий или переключиться на другие жесты.
2
Жестикуляция
Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов.
Однако при этом мы вряд ли увидим одинаковые жесты в исполнении разных людей, поскольку системы жестикуляции разнообразны не только в разных странах, но и среди представителей одной нации. Шаблонных фигур жестикуляции не существует, но язык тела всегда сопутствует нашему мыслительному процессу.
Один ученый, Альберт Мейерабиан, установил, что передача информации только на 7 %происходит за счет вербальных средств, на 38% — за счет звуковых средств, и на55% — за счет остальных невербальных средств. В это не трудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином.
Этот великий актер (который, кстати, по некоторым данным считается и великим оратором), не произнося в своих фильмах ни единого слова, умел передать зрителям невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно рассказать о любой ситуации всего лишь используя жесты, мимику, язык тела.
3
Мимика
Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.
Редко встречаются люди, которые лишены мимики, поэтому вы, скорее всего, уже пользуетесь ей в своих выступлениях. Например, если вы говорите с сарказмом, то наверняка, немного прижмуриваетесь и делаете еле заметную ухмылку, а когда рассказываете какой-то неочевидный факт, немного шире раскрываете глаза.
Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:
1 | Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудторию. |
2 | Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы. |
3 | Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента. |
4 | Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации. |
5 | Вы сообщаете что-то неожиданное. |
6 | Вы говорите самые важные мысли вашей речи. |
Кроме всего прочего обратите внимание на ваши глаза. Взгляд выдает вашу заинтересованность в общении с людьми, пришедшими на выступление. Если вы смотрите поверх голов слушателей или, наоборот, в пол, то не трудно сделать вывод, что вам интересно не столько донести информацию до людей, сколько просто правильно произнести заготовленную речь.
Важно постараться наладить визуальный контакт с лицами в зале, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. Скорее всего, вы найдете тех, кто с вами солидарен, поддерживающе следит за вами взглядом или кивает. Если же от волнения вы начнете слишком быстро и часто переводить взгляд, такое поведение может выдать ваши переживания и неуверенность.
Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение оратора в процессе ее произнесения, поскольку именно поведение позволяет вам наладить контакт со слушателями и правильно преподнести им подготовленный материал.
Для слушателей и зрителей важна не только сама информация, которую они получают, но и живой человек, оратор, который, в отличие от автора книги предлагает аудитории живое общение, позволяет внести некую интерактивность в происходящий процесс.
Инициаторами этого процесса выступают именно умелые ораторы, благодаря правильному поведению выразительным жестам и мимике которых, мы с большим увлечением слушаем их выступления. Мы рекомендуем вам познакомиться с выступлениями опытных, знаменитых ораторов, которые обладают всеми необходимыми качествами для завоевания внимания и уважения аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.
Если же вы чувствуете, что в ваших публичных выступлениях не хватает поведенческих факторов, правильной позы, яркой жестикуляции и выразительной мимики, вам наверняка пригодятся навыки актерского мастерства, о которых вы сможете прочитать в разрабатываемом тренинге по актерскому мастерству.