Причины
К довольно проверенным способам исследования дислексии у детей и взрослых относят способы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и т.д.). Благодаря данным исследованиям удалось подтвердить, что нарушения возникают в результате нейробиологических причин. У людей с дислексией можно отметить некоторые отклонения от нормы в части мозговой ткани.
Наряду с данными факторами, вызывающими распространение дислексии школьников, специалисты различают и иные:
- явление, при котором правое полушарие мозга функционирует более активно,
- нарушение баланса между обоими полушариями,
- черепно-мозговые травмы,
- серьезные заражения наподобие менингита,
- отклонения, выявленные в процессе рождения ребенка: заблаговременное отслоение плаценты и так далее,
- нарушения в процессе вынашивания ребенка, которые связаны с заражениями или потреблением вредоносных веществ.
Особое место занимают также социальные факторы (запущенность с точки зрения педагогики, неблагополучное окружение, нехватка общения, которые находят свое отражение в полноценной утрате речи и параличе).
дислексия у школьников
Предлагаем теперь подробнее остановиться на симптоматике заболевания.
Признание
Лингвист Evelien Krikhaar рассказывает, что в Гронингене родители, которые испытали в детстве трудности с обучением, демонстрируют огромную мотивацию к сотрудничеству.
Это важно, потому что исследование довольно интенсивное. В лабораториях Амстердама, Гронингена и Неймегена на каждого ребенка было выполнено 9 исследований головного мозга – последнее исследование проводилось, когда ребенку был 41 месяц. На головку ребенка надевалось нечто наподобие резиновой шапочки для плавания, в которую было вмонтировано большое количество электродов, позволяющих измерить электрическую активность головного мозга. Исходя из того, что детям с дислексией трудно разграничивать звуки, младенец слышал слово »бак», которое время от времени перемежалось со словом »дак». Головной мозг младенцев контрольной группы – без наследственного риска дислексии – уже в двухмесячном возрасте давал »реакцию несоответствия», т.е. был в состоянии неосознанно отмечать разницу. Младенцы из группы риска – из семей, в которых минимум один родитель был с дислексией – показывали достоверно сниженную или замедленную реакцию несоответствия. »Поразительный результат,» – считает Krikhaar. »Интересно, что видны различия между группами детей, когда их мозг продолжает развиваться».
Симптомы
Дислексия симптомы могут выражаться по-разному и напрямую связаны с возрастной категорией заболевшего человека. Для того, чтобы было легче понять, в чем суть симптоматики, она классифицирована на несколько подвидов.
Первые симптомы рассматриваемого заболевания:
- Неаккуратное держание ручки или карандаша в руке.
- Нарушение когнитивных способностей.
- Изменение порядка букв при образовании словесных единиц.
- Изменение порядка букв и слогов в процессе письма или чтения.
- Нежелание читать тексты вслух или самостоятельно писать сочинения.
- Возникновение проблем в освоении алфавита и таблицы умножения.
- Появление трудностей в ориентации по тексту.
- Невозможность выполнения простейших заданий.
- Возникновение трудностей в процессе освоения чистописания и чтения.
Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:
- Развитие речи, начавшееся в поздний период времени.
- Проблемы в изучении и правильном произнесении словесных единиц.
- Трудности при запоминании слов и их воспроизводстве.
- Проблемы при изучении принципов письма и чтения.
- Неправильное размещение букв и слов.
- Трудности выстраивания коммуникации с ровесниками.
Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:
- Проблемы с восприятием речи на слух и при чтении.
- Использование других слов, похожих по смыслу и произнесению.
- Инверсия букв и перемещение позиций букв, слогов и словесных единиц в процессе прочтения текстов.
- Трудности в распознавании арифметических символов.
- Неуклюжесть и чрезмерная активность.
- Проблемы с запоминанием фактической информации.
- Нарушение равновесия.
- Запоздалое освоение новых умений и знаний.
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в средней школе:
- Плохое качество чтения (в сравнении с ровесниками).
- Нежелание читать вслух и писать.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Нечитабельный почерк.
- Ошибочное написание и произнесение слов.
- Проблемы с распознаванием мимики и языка телодвижений.
- Проблемы в выстраивании коммуникации с ровесниками.
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в старшей школе:
- Низкое качество письма.
- Медленное чтение и допущение внушительного числа ошибок.
- Некорректное произнесение слов.
- Проблемы с распознаванием, краткой передачей и рефератированием полученной информации.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Замедленная скорость выполнения заданий.
- Сложности в приспособлении к определенным изменениям.
Симптоматика дислексии у взрослых:
- Проблемы в понимании речи и письма.
- Неразличимое произнесение слов.
- Признаки дисграфии.
- Трудности в последовательном размещении слов или чисел.
- Рассеянность и невнимательность.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Проблемы с рациональным распределением собственного времени.
Для того, чтобы моментально распознать наличие дислексии у вашего ребенка, рекомендуем вам посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». Если вам удалось отметить у своего ребенка признаки развития недуга, тогда нужно моментально записаться на приём к врачу, который располагает необходимым оборудованием для проведения качественного осмотра.
симптомы дислексии
Диагностика и коррекция детской дислексии
Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.
По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.
Упражнения при дислексии
Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:
- «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
- «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
- «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
- «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
- «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
- «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
- «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
- «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.
Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.
Диагностика
Установить диагноз дислексии у взрослых и детей — это комплексная задача, так как трудности в процессе чтения могут возникать по самым различным причинам: осталось в развитии, педагогическая запущенность, нарушение слуха и зрения (например, близорукость) и так далее. Дислексия характеризуется тем, что ребенок допускает одни и те же ошибки, несмотря на работу с педагогами и родителями, поэтому речь идёт о необходимости коррекции дислексии.
Стоит отметить, что дислексия не относится к психическим болезням и диагностируется некоторым количеством врачей посредством проведения самых разнообразных тестов.
Другие методики оценки риска формирования дислексии у дошкольников
Рассмотрим батарею тестов риска, реализованных в других языковых условиях как предикторы дислексии. Частично эти тесты можно использовать, начиная с 5 лет, что выгодно отличает их от отечественной методики, рассматриваемой выше.
Тест быстрого серийного называния
Тест разработан международной группой экспертов, апробирован для разных возрастных групп. Предварительно производится тренировочное выполнение заданий, в ходе которого исследователь должен убедиться, что необходимые названия ребенку известны. Нормальное время выполнения каждого задания составляет 1 минуту.
Серийное называние изображений
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся картинок (36 изображений). Задание заключается в быстром назывании вслух изображенных предметов. Учитываются допущенные ошибки и скорость выполнения.
Серийное называние цветов
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цветов, которые он должен назвать как можно быстрее.
Серийное называние букв
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся букв, которые он должен назвать как можно быстрее.
Типы дислексии
- Фонематическая. Как правило, с такой формой сталкиваются дети начальной школой. Развитие болезни связано с непроизвольным смешением ребенком похожих звуков. Данная разновидность находит свое отражение в чтении по буквам.
- Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок обладает техникой чтения, однако не может уловить смысл текста. Причиной развития такого типа заболевания может стать бессвязность слов для ребенка.
- Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, взаимосвязана с трудностями согласования разных частей речи. В качестве примера можно привести следующее: «розовая цветок», «интересный книга» и т.д.
- Оптическая. Все буквы составлены из одинаковых значков: палочки, круги и т.д. Данная дислексия находит свое отражение в том, что дети смешивают подобные по написанию буквы, что препятствует качественному развитию их когнитивных и иных способностей.
- Мнестическая. Взаимосвязана с тем, что дети не могут уловить связь между наименованиями букв и звуков.
Нарушения чтения представляют собой одну из распространенных форм речевой патологии детей школьного возраста. Учение о нарушениях письменной речи существует уже более 100 лет. К настоящему времени сложилась определенная концепция толкования письменной речи как сложной психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни. Проблеме письменной речи посвящены работы Лурия А.Р., Корнева А.Н. Лалаевой Р.И., Левиной Р.Е., Каше Г.А., Спировой Д.Ф., Садовниковой И.Н. и других специалистов.
Современные представления о высших психических функциях базируется на учениях А.Р. Лурия, Цветковой Л.С. и других, ставших основоположниками системного изучения нейрофизиологических механизмов психики. В соответствии с теорией, разработанной этими исследователями, любая высшая психическая функция является сложной системой, работа которой обеспечивается рядом взаимосвязанных мозговых зон. А.Р. Лурия выделил три блока, образованные особыми структурами мозга и на разных уровнях осуществляющие все психические функции. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Второй блок выполняет прием, переработку и хранение информации. Третий блок реализует программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Именно А.Р. Лурия в своих работах впервые описал функциональную систему письма. Учитывая психофизиологическую, психологическую и социальную близость и неразрывность навыков письма и чтения, можно выделить компоненты функциональной системы чтения:
— избирательная активация;
— переработка зрительной информации;
— переработка слухоречевой информации;
— переработка кинестетической информации;
— переработка зрительно-пространственной информации;
— серийная организация движений, обслуживающих чтение (глаза двигательных и артикуляционных);
— программирование, регуляция и контроль операций чтения. [1]
Чтение – навык комплексный. По существу это сочетание нескольких навыков. Из них наибольший интерес представляют: а) способ чтения; б) скорость (темп) чтения; в) правильность ; г) понимание прочитанного. Из них наиболее информативным являются способ чтения и понимание текста. Основным показателем сформированности технических показателей чтения является способ чтения, т.е. максимальное число знаков, которое ребенок опознает одномоментно. Данное количество знаков в этом случае является его оперативной единицей чтения [2, с. 9]
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
При дислексии обычно оперативная единица чтения не превышает одного знака, а скорость чтения редко достигает уровня 2 класса даже через много лет обучения. Ошибки, которые допускают дети с дислексией, качественно не отличаются от тех, которые в норме наблюдаются у начинающих овладевать чтением. Понимание прочитанного страдает при дислексии в разной степени. Иногда оно нарушено негрубо, а иногда – почти отсутствует (т.н. механическое чтение) [2, c. 9].
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих) (например, тевочка, лобата); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, одувантик; б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н и др.); в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и.т.д.)
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоге и слова.
Искажения звукослоговой структуры слова: а) пропуски согласных при стечении (скамейка – камека); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз-парвоз); в) добавление звуко( под дождем- под дождием); г) перестановка звуков (лопата — лотапа); д) пропуски, перестановки слогов (канава- кавана).
Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
Замены слов (захлестнула – захлопнула).
Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов [3, с. 128]
Соотношение ошибок чтения зависит от этапа овладения навыком чтения. На аналитическом этапе овладения чтением преобладают замены звуков, нарушения слияния звуков в слоге (побуквенное чтение), искажение звукослоговой структуры слова. Нарушение понимания прочитанного чаще всего носят вторичный характер, они обусловлены технически неправильным чтением. На аналитико-синтетическом и синтетическом этапе овладения навыком чтения доминирующими ошибками выступают искажения звукослоговой структуры слова, аграмматизмы, замены слов, а также нарушения понимания прочитанного.
Все мировое научное сообщество единодушно согласилось с мнением, что для профессиональной диагностики нарушений чтения не обойтись без стандартизированных методик.
Нейропсихологическую диагностику, обследования письма и чтения младших школьников разработали Ахутина Т.В., О.Б. Иншакова. Методика позволяет специалистам комплексно оценить трудности в овладении навыками чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах, носит тестовый характер, позволяет получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций, оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушения чтения у детей.
Существует много разнообразных приемов обследования чтения у детей, причем их нужно использовать строго дифференцированно, в зависимости от уровня овладения ребенком навыком чтения, от этапа его формирования, а также в порядке постепенно возрастающей сложности. Это позволит установить, в чем состоят главные затруднения ребенка.
Детям, которые только начали обучаться, предлагается чтение отдельных букв. В качестве усложнения задания можно использовать варианты шрифта. Далее предлагать найти определенную букву среди других. Необходимо обращать внимание на темп перекодировки ребенком графемы в фонему и наоборот, стойкость ошибок.
Далее детям следует предложить чтение простых слогов, трех и четырех буквенных слогов, частотных слов, низкочастотных слов, орфоэпическое чтение частотных слов, низкочастотных слов, чтение квазислов и текстов различной сложности.
Оценке подлежат такие параметры как правильность, количество и характер допущенных ошибок, правильность выбранного направления чтения, трудности зрительного слежения. Фиксируется использование слежения пальцем во время чтения и рука, которой выполняется, постановка ударения, правильность фонетического чтения, сформированность орфоэпического чтения частотных и малочастотных слов, продуктивность чтения, скорость, способ чтения, выразительность, способность составить пересказ текста, доступность текста.
Методику раннего выявления предрасположенности к дислекcии разработал Корнев А.Н. (1982г.) Он предложил ряд тестов, в которые входят: “Рядоговорение”, “Ритмы”, “Тест Озерецкого “Кулак – ребро — ладонь”, субтест “Повторение цифр”.
А.Н. Корнев и О.А. Ишимова, разрабатывая методику диагностики дислексий у учащихся 2-6 классов, для выявления у детей предрасположенности к дислексии до начала обучения в школе, представили возрастные нормы основных показателей чтения московской популяции школьников. Определены формы диагностики чтения:
— как показатель успешности и эффективности образовательного процесса;
— психолого-педагогическая диагностика чтения для выявления детей, отстающих в усвоении чтения и нуждающихся в коррекционной помощи учителя;
— дифференциальная диагностика нарушений чтения у детей.
Соответственно исследование навыка чтения проводится в три этапа:
Первый этап: с помощью Стандартизированной методики исследования навыка чтения ( СМИНЧ) устанавливается уровень сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения ( К Т Ч) и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка.
Второй этап: если при исследовании на первом этапе диагностирована дислексия, то по данным тестирования АВМ–WIS определяются стойкость выявленного расстройства и его прогноз.
Третий этап: когда принято решение о включении ребенка в коррекционную группу, с помощью Теста оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ) определяется тип слогов, с тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговая сложность слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе.
Исследование чтения с помощью СМИНЧ предназначено для клинико-психологической диагностики в практике логопедов и психологов, должно проводиться индивидуально. Необходимо создать в отношениях с ребенком непринужденную атмосферу, наладить контакт.
Предлагаются два текста: “Как я ловил раков”, “Неблагодарная ель”. Исследуются скорость и правильность чтения. По итогам чтения текстов будут получены две шкалы оценки КТЧ1 и К Т Ч 2. Исследуя качественные особенности чтения, предполагается 6 градаций способа чтения (Корнев А.Н. 2003 г.): побуквенное, побуквенное — к слоговому, слоговое, слоговое – к чтению целыми словами, целыми словами и группами слов. Оценить доминирующий способ чтения, пройти более углубленное обследование можно с помощью ТОПЕЧ.
После прочтения текста проверяется понимание прочитанного посредством ответов на 10 стандартных вопросов, приведенных в методическом пособии. Признаком патологии, требующей специализированной помощи в г. Москве является крайне низкий уровень понимания прочитанного. Методика ТОПЕЧ применяется для определения предельных по степени комплексности (количеству знаков) оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. На основании полученных результатов исследования техники чтения (скорости, правильности и способа чтения) и качества понимания составляется диагностическое заключение и планируется коррекционная работа по преодолению данного нарушения.
Коррекционная работа по преодолению дислексии основывается на общепринятых дидактических принципах. Приемами выработки техники чтения являются: хоровое, “жужжащее”, шопотное, сопряженное, отраженное, самостоятельное, с обязательным тактильным ощущением.
Формирование навыка чтения предполагает этапы:
— овладение звуко-буквенными обозначениями;
— послоговое чтение;
— выработка приемов слитного чтения слов (синтетические приемы)
— синтетическое чтение
Направления работы по устранению дислексий соответствуют несформированности, нарушений той или иной функции. Основными задачами коррекции дислексии, обусловленной несформированностью устной речи ( ФФН), являются:
- формирование точной дифференциации фонем русского языка;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц;
- коррекция дефектов звукопроизношения
Устранение дислексии, вызванной системным недоразвитием речи, помимо коррекции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:
- количественное и качественное обогащение активного словаря;
- развитие навыков словообразования;
- уточнение значений синтаксических конструкций;
- развитие навыков построения связного высказывания;
Названные задачи реализуются в системе традиционных логопедических занятий и составляют их основное содержание, разработаны и освещены в трудах Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.
Целью коррекции дислалии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций, является обучение ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения. Задачи коррекционно-педагогической работы состоят в развитии и коррекции гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Методика включает в себя два блока:
- это развитие и коррекция гностических зрительных функций
- объектом коррекционного воздействия второго блока являются моторные функции зрения
Задачи развития и коррекции гностических зрительных функций предполагают: развитие произвольного зрительного внимания, навыков зрительного анализа и синтеза и зрительной памяти.
Развивая и коррегируя зрительно моторные функции работаем над точностью прослеживающих движений глаз, формированием стратегии сканирования перцептивного поля, зрительно-пространственных представлений и выработке зрительно-моторных координаций.
Методика работы по формированию устойчивого навыка слежения взором в направлении слева направо и сочетания этого навыка с синхронным движением руки разработана О.Т. Иншаковой. Используется материал зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Приемы запоминания лежат в основе мнемотаблиц, разработанных Н.А. Гурьевой.
Задания подбираются по принципу возрастающей сложности. На каждом этапе коррекционно-развивающие задачи решаются сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вводится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предложения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготовкой к восприятию букв и цифр.
Многолетняя практика работы на логопедическом пункте с учащимися начальных классов, имеющими нерезко выраженное ОНР, ОНР показывает, что дисграфия легче предупреждается и устраняется, чем дислексия. Анализ результатов конца года по русскому языку и чтению убеждает в том, что дисграфические ошибки почти полностью устраняются, дети меньше допускают орфографических ошибок, в то время, как техника чтения у некоторых учащихся остается на низком уровне. Проблема изучения дислексии у учащихся общеобразовательной школы нуждается в дальнейших исследованиях и разработках.
Список использованной литературы.
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950г.
2. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010г.
3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая дигностика, обследование письма и чтения младших школьников: методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2008г.
Последствия дислексии
Ребенок с таким заболеванием сталкивается с существенными проблемами, которые связаны с комплексностью улавливания смысла текста. На процесс почтения затрачивается больший временной промежуток, следствием чего является низкая успеваемость в учреждениях образования. Из-за того, что дислексики уделяют мало времени чтению, они могут иметь небольшой словарный запас. Кроме этого, для таких людей характерны плохая ориентация в пространстве, невозможность самоорганизации, нарушение равновесия и низкая самооценка.
последствия дислексии
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Какие меры предпринимать в случае наличия у ребенка заболевания?
Исправлением дислексии у младших школьников занимается логопед. В соответствии с типом нарушения используются определенные методы терапии дислексии.
Однако, в конце стоит отметить, что несмотря на все негативные последствия, упомянутые последствия не мешают людям находить свое призвание в других сферах жизнедеятельности. Как правило, такие пациенты впоследствии становятся творческими личностями. Многим родителям кажется, что данный недуг может свести на «нет» дальнейшее развитие ребенка, но в качестве примера хотим привести вам знаменитых людей, которые страдают дисграфией и дислексией: Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Монро, Том Круз, Кира Найтли и другие.
Самое важное — это принять заболевание и предоставить ребенку качественную помощь для дальнейшего становления его специалистом в определенной области.
Как строится работа
Задача нейропсихологической работы
— перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.
Детям с нарушениями письма и/ или чтения необходима психологическая поддержка,
которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.
Логопедическая работа
планируется в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений. Логопед учитывает все полученные рекомендации и заключения и планирует занятия, цель которых — нормализация процессов письма и / или чтения, формирование и закрепление соответствующих навыков.
Координация деятельности логопеда и учителей предполагает выработку рекомендаций
относительно того, как подавать учебный материал детям с нарушениями чтения и /или письма, и
требований
к оценке письменных работ и результатов чтения.
Работа с вербальным материалом строится по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Он может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач) в графический или предметный (схемы, модели).
Профилактика
К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:
- соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
- отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
- предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
- своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
- постоянное речевое общение с ребенком;
- развитие мелкой моторики.
Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.
Если у вашего ребенка есть проблемы с чтением, не спешите списывать все на лень или невнимательность. Возможно, у него проявились симптомы дислексии. Запишитесь на консультацию в клинику «СМ-Доктор», узнайте, в чем причина проблем и как их устранить.
Классификация
Ребенок может не различать отдельные символы и буквы, и тогда врачи говорят о литеральном расстройстве, а если малыш в целом с трудом воспринимает слова и предложения, диагностируется вербальная форма заболевания.
В соответствии с нарушенными механизмами восприятия речи у детей выделяют следующие виды дислексии:
- фонематическая, развивающаяся из-за нарушения способности распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги;
- семантическая, обусловленная слабым словарным запасом, невозможностью объединять отдельные слоги в цельные слова;
- аграмматическая, когда ребенок не понимает структуру языка, по каким правилам выстраиваются словосочетания и предложения;
- мнестическая, при которой малыши с трудом соотносят звуки с буквами, страдают от нарушений речевой памяти;
- оптическая, связанная с недостаточным или аномальным формированием зрительно-пространственного восприятия.
Также отдельно выделяют тактильную дислексию: такая форма расстройства характерна для слабовидящих детей, когда они с трудом распознают символы через тактильные ощущения.
О нашем Центре
Специалисты нашего центра (невролог, нейропсихолог, логопед, дефектолог) проведут диагностику уровня психического и речевого развития, оценят состояние когнитивных функций с помощью специальных тестов, упражнений, нейропсихологического исследования.
По результатам диагностики проводится подбор программы коррекционных занятий для каждого ребенка индивидуально. Не существует двух совершенно одинаковых детей, страдающих дислексией. Наилучший и «работающий» вариант коррекционных занятий строится в 4 этапа: два этапа интенсивной разнонаправленной коррекционной работы нейропсихолога и логопеда-дефектолога — по 15-30 занятий ежедневно — на старт и на закрепление, и два этапа промежуточной поддерживающей коррекции — с кратностью 2-3 раза в неделю. Весь лечебный процесс занимает до полугода, когда мы можем с уверенностью говорить о достижении стойкого терапевтического результата.