Многие дети в период развития речи торопятся и невнятно произносят слова. Если это явление носит постоянный характер, то можно говорить о наличии тахилалии. Данное нарушение характеризуется ускорением темпа речи ребёнка. Также могут наблюдаться «проглатывание» окончаний, искажение и повторение слов, изменение артикуляции. Тахилалия может быть причиной нарушения не только устной речи, но и причиной проблем при чтении и на письме.
Некоторые родители не обращают внимания на то, что ребёнок быстро говорит. Однако стоит понимать, что тахилалия может быть симптомом неврологической патологии. Например, ускорение темпа речи часто появляется у детей с тревожными расстройствами.
Отличительные особенности тахилалии
Если ребёнок начал очень быстро говорить, то это не всегда повод для беспокойства. При нервных расстройствах тахилалия также сопровождается:
- запинанием, повторами и проглатыванием звуков или слов;
- суетливой и быстрой двигательной активностью;
- возбуждённым состоянием во время сна;
- ухудшением памяти;
- раздражительностью и агрессивным поведением;
- сложностями с письмом и чтением;
- неправильным дыханием во время того, когда ребёнок что-то говорит (малыш торопится произнести предложение, не успевая набрать воздуха);
- снижением внимания и невозможностью сконцентрироваться.
У ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме. Такие дети часто перебивают, говорят без остановки и не слушают вопросов. Если вы заметили у своего ребёнка подобные проявления, то лучше обратиться за помощью к специалистам. В данном случае может потребоваться участие невролога, логопеда и психолога. Чем раньше родители обращают внимание на то, что их дети быстро говорят, тем лучше проблема корректируется специалистами.
Профилактические меры
Все предельно просто:
- Не конфликтуйте при ребенке.
- Не давите, не применяйте психологическое и физическое насилие.
- Старайтесь больше разговаривать. Обсуждать интересные темы.
- Поощряйте воображение.
- Хвалите сына или дочь, мотивируйте развиваться.
- Если не ладятся отношения со сверстниками, побеседуйте с психологом. Если рекомендации не подействуют, постарайтесь создать круг общения. Дети друзей, спортивные и творческие секции. Все это отличные возможности.
- Когда проявляются симптомы психического расстройства, срочно ведите ребенка к психиатру. Можете выбрать частного врача, если опасаетесь стигматизирующего диагноза. Это будет лучшим решением.
Почему ребёнок начал быстро и неразборчиво говорить?
Причины, по которым дети говорят быстро и невнятно, пока точно не установлены. Специалистами выделяется несколько провоцирующих факторов, приводящих к тахилалии. Это может быть:
- наследственность. Согласно последним исследованиям у большинства детей, страдающих от ускоренного темпа речи, есть родственники с такой же проблемой;
- неврологические проблемы. Они могут быть вызваны инфекциями, травмами и заболеваниями нервной системы.
Если ребёнок говорит быстро и невнятно, то не стоит паниковать. Обращение к специалистам позволит выявить причину нарушения, а также скорректировать его.
Диагностика
Обследованием пациентов с рассматриваемой проблемой занимаются клинические психологи, психиатры, а также психотерапевты. В тандеме.
Первичное обследование проводят психологи или штатные психиатры в местном ПНД. Что конкретно входит в перечень исследований:
- Устный опрос родителей пациента. Нужно узнать больше о поведении человека с точки зрения близких. Это поможет разобраться в ситуации.
- Разговор с самим пациентом. Это необходимо, чтобы выяснить характер и степень отклонения, если таковые есть.
- В сомнительных случаях используют специальный дидактический материал. Необходимо исследовать скорость и качество мышления. В рамках психопатологий психотического уровня (шизофрения) наблюдаются грубые процессы расщепления личности и сознания.
- Не лишним будет провести серию простых тестов, адаптированных под детей.
Если психопатологии не найдено, имеет смысл поговорить со специалистом о методах борьбы с проблемой.
В тяжелых клинических случаях, когда присутствуют симптомы продуктивного ряда, показана госпитализация в стационар. В молодые годы, тем более в детстве, превалируют простые формы шизофрении. Это наиболее опасная разновидность в плане распада личности. Продуктивных симптомов не имеет.
Вполне возможно, что причина патологического процесса — это органическое поражение мозговых тканей. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно найти источник. Назначают МРТ головного мозга и/или КТ. Также подойдет рентген черепа. Особенно часто встречаются опухоли разной локализации. От малозлокачественных астроцитом в мозговом веществе до аденом гипофиза в глубоких слоях. Также встречаются герминомы. Опухоли, которые сформировались из эмбриональных клеток.
Диагностика должна ответить на главный вопрос: почему ребенок разговаривает вслух сам с собой. Затем можно назначать лечение и делать выводы.
Работа по коррекции тахилалии
При коррекции тахилалии необходим комплексный подход. Может потребоваться приём медикаментозных препаратов, занятия с психологом, педагогом и логопедом. Если ребёнок быстро говорит из-за органических поражений ЦНС, то лечение предполагает устранение основного заболевания. При опухолях может потребоваться оперативное вмешательство, при травмах – нейропротективная терапия. Часто используются ноотропные и седативные препараты.
При тахилалии также актуальны физиотерапевтические процедуры. Детям, которые быстро говорят, назначают массаж воротниковой зоны, электросон и так далее. Ребёнку с психиатрическим заболеванием может потребоваться соответствующая помощь.
Важной частью устранения проблемы являются занятия с логопедом. Педагоги учат детей говорить размеренно и спокойно. Наиболее эффективны групповые занятия. На первых ступенях лечения тахилалии ребёнку ограничивают речь. Затем постепенно расширяется количество упражнений, предполагающих:
- игры в вопросы и ответы;
- чтение про себя;
- разучивание стихов и песен;
- выступления на публике и так далее.
Педагоги внимательно следят за тем, как говорит малыш, а потом подробно разбирают каждую ошибку. Занятия с логопедом необходимо посещать регулярно. Коррекция патологии может занять 9-12 месяцев. Родителям в этот момент важно следовать рекомендациям специалиста, разговаривать с малышом очень спокойно и тихо. Если ребенок слишком быстро разговаривает, то необходимо задавать ему простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Основные причины, почему ребенок говорит сам с собой
К таковым стоит отнести:
- Недостаток родительского внимания
Наиболее частая причина. Это другая крайность, противоположная «удушению» любовью. В описываемом случае ребенок растет как трава. Предоставлен сам себе. Внешняя речь становится единственным компенсаторным фактором. Пациент испытывает дефицит информации. В течение всего периода взросления, вплоть до 18-20 лет это переносится крайне трудно. Дети компенсируют недостаток интуитивно. В подобных случаях опасаться нечего.
- Недостаток общения со сверстниками
Встречается не менее часто. Зачастую страдают дети, которые обладают определенным складом личности. Например, глубокие интроверты, шизоиды. Молодые пациенты с начинающейся шизоидной психопатией или же синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Из-за нетипичных черт личности и странного, по мнению сверстников поведения, такой пациент подвергается насмешкам и издевательствам. В лучших традициях школьного образования.
Поскольку эти ситуации повторяются, развивается защитный механизм. Во внешнем мире человек неактивен, молчит, не проявляет инициативу. Дома — восполняет недостаток общения таким нехитрым способом. Особенно часто, если и родители не горят желанием общаться.
- Богатое воображение
Присуще большинству детей, но не все выражают собственные фантазии вербально. Если пациент говорит сам с собой просто так, вне игр и прочего, обязательно следует послушать содержание монолога. Контекст. Выдуманные друзья, существа — вполне нормальное явление для первых 7-9 лет. Плюс-минус.
- Стрессовые ситуации
Детям свойственно уходить от интенсивных психических нагрузок. Разговоры с собой, желание спрятаться, странные фантазии и игры. Все это части одного целого. В этом случае человек старается сбежать от реальности. Происходит так называемый эскапизм. Решать проблему нужно быстрее, пока она не усугубилась.
- Конфликты в семье
Ругань, скандалы и тем более драки — непомерная нагрузка на психику взрослого человека. Стоит ли говорить, насколько разрушительно они влияют на детское сознание? Разговоры в режиме монолога — это еще один способ сбежать от реальности в комфортный и безопасный выдуманный мир. Особенно опасно физическое и психическое насилие. Это фактор развития психопатологии, вплоть до биполярно-аффективного расстройства и различных типов шизофрении.
- Игровая ситуация
Стандартный пример. В этом случае молодой человек говорит с воображаемыми существами и вполне понимает, что их нет. Или с игрушками, наделяя их свойствами живого. Никакой опасности в этом случае нет. Речь идет о нормальном явлении. Чадо, которое говорит само с собой, учится обыгрывать жизненные ситуации. Примеряет новые роли.
- Психические болезни
Наиболее обширный и сложный для диагностики пласт состояний. С ходу определить, где выдумка, а где психопатология не так просто. Нужно наблюдение. Вопрос решает психиатр. Спектр возможных патологических процессов широкий. От шизофрении до шизоаффективного расстройства, биполярно-аффективного расстройства. Детская шизофрения — состояние довольно редкое. На его долю приходится не более 1,5-2% от общей массы психопатологий младшего возраста. К 10-14 годам число растет до 15-20%.
Прогноз
Прогноз тахилалии зависит от причины её возникновения. Важно также учитывать умственное и эмоциональное развитие малыша. Кроме этого преодоление проблем с темпом и скоростью речи зависит от участия окружающих. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и регулярно занимался с педагогом.
Тахилалия склонна рецидивировать. Поэтому после нормализации речи родители должны следить за тем, чтобы малыш не ускорялся во время разговора. Как правило, патология считается преодолённой, если рецидивы не наблюдались в течение 12 месяцев после окончания занятий.
Если ребёнок быстро говорит, а вы не знаете, что делать, то обратитесь за помощью к специалистам в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги выявят проблему, при необходимости направят к профильным врачам и проведут грамотную коррекцию патологии.
Ответ
ela, здравствуйте. То, что Вы описываете не похоже на нарушение слоговой структуры. Количество слогов малыш держит хорошо. А звуки пока вправе пропускать и заменять на более простые по артикуляции. Логопед поликлиники сразу за постановкой диагноза ЗРР должна была порекомендовать Вашему ребенку посещать речевой детский сад. Это хорошая возможность без дополнительных финансовых затрат помочь ребенку. В детских садах работают опытные логопеды. Молодым оказывается методическая поддержка. Не очень понятно Ваше стремление прибегнуть к помощи студентов. Есть очень хорошие студенты, готовые помочь за небольшие деньги. Но Вы должны отдавать себе отчет, что по сути Вы оплачиваете студенту практику, да еще и предоставляете собственного ребенка в качестве полигона для этой практики. Если Вас не очень интересует конечный результат, а важен приятный и не дорогой процесс, поищите на досках объявлений об образовательных услугах эту информацию. А лучше сами дайте объявление, что Вы ищите помощь старшекурсников логопедов. Они откликнутся. О диагнозе «заочно» говорить не стоит. Если Вы москвичка, приезжайте в Центр на консультацию. Уточним диагноз, поможем с выбором литературы. «Игры для тигры» хорошо защищены. Без диска не работают. Сделать «левую» копию не получится. Вам лучше потратить эти деньги на хорошие пособия и книги для занятий. Санаторий в Ивантеевке — это санаторий для детей с тяжелыми нарушениями речи. Направление туда можно получить областному ребенку в детской областной поликлинике (ОДКП), куда в свою очередь дает направление районный логопед. Для москвичей есть возможность получить бесплатную помощь в Центре ДЕТСТВО в городе Домодедово. Только мне кажется Вы ищите сложные пути. Вам надо искать помощи ближе к дому: поликлиника, детский сад… Что касается артикуляционной гимнастики, то (если она показана!) ее можно делать и без логопеда в форме игры. Но логопед на консультации должен показать, как правильно выполнять упражнения и какие именно упражнения подойдут Вашему малышу.
Также рекомендуем при возможности почитать книги по формированию слоговой структуры. Послушать семинар Косиновой по формированию слоговой структуры. Сходить к логопеду на консультацию, чтобы не интерпретировать
Удачи.