1. Произнесение звука [С] 2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С] 3. Артикуляция звука [Ц] 4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно 4.1. Упражнения для губ 4.2. Гимнастика для языка 4.3. Дыхательная гимнастика 5. Второй этап постановки 6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Произнесение звука [С]
- губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
- зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
- язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
- вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
- голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Коррекция дислалии
Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:
- Обследование звукопроизношения ребенка;
- Коррекция нарушенных звуков речи:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
- Постановка нарушенных звуков;
- Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.
В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:
- Подготовительный;
- Постановка звука;
- Автоматизация звука;
- Дифференциация звука.
Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.
Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков.
Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.
Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье
Видео проведения артикуляционной гимнастики:
Фото и видео проведения дыхательных упражнений
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка»
. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка»
. Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются»
. Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик»
. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик»
. Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели»
. Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки»
. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка»
. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка»
. Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится»
. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая»
. Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок»
. Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота»
. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].
«Поющий пузырек»
. Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус»
. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Звук р — согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь — согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:
- губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы — разомкнуты;
- язык — широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки — вибрируют, давая голос;
- воздушная струя — очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным
Характеристика звуков Л, Ль и правильное положение органов речи при их произнесении.
Звук л — согласный, звонкий, твердый.
Звук ль — согласный, звонкий, мягкий.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:
- губы растянуты в стороны, как при улыбке;
- язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы («бугорки») за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Постановка звука.
После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).
Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху».
Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш.
Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.
Как произносится звук Ж в норме?
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Постановка звука [Ж].
После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой — у себя.
Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)
После того, как ребенок научится проиизносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.
Как произносится звук Ч в норме.
Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
- зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
- широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
- голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
- Постановка звука Ч.
- Звук Ч можно поставить двумя способами.
- Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
- Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!
- Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» — «Ч-ч-ч».
Как произносится звук [с] в норме.
Звук [с] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [c’] («сь»). Парный по звонкости-глухости — звук [з].
При произнесении звука [с] органы аритикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [с].
Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.
Как произносится звук [з] в норме.
Звук [з] — согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости — звук [з’] («зь»), Парный по глухости — звук [с].
При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится мягкий звук [з’] в норме.
Звук [з’](«зь») — согласный, звонкий, мягкий. Парный ему по твердости — звук [з]. Парный по глухости — звук [с’](«сь»).
При произнесении звука [з’] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [з].
Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] — глухой, произносится без голоса, а [з] — звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, «включить» голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает.
Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке «спит», мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике — горлышке.
Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.
Как произносится звук Ц в норме.
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) — согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:
- — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- — спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
- — воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Как произносится звук [к] в норме.
Звук [к] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [к’] («кь»). Парный по звонкости-глухости — звук [г].
При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
- зубы разомкнуты:
- кончик языка лежит у основания нижних резцов,
- передняя и средняя части спинки языка опущены,
- задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
- боковые края языка прижаты к вехним боковым зубам;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
- воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Постановка звука [к]
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Произносим слоги ТА-ТА-ТА…
Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на переднюю часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. По мере того, как язык отодвигается, слышим: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ-КЯ-КЯ-КЯ-КА-КА-КА.
Постепенно ослабляем механическую помощь, сводя ее «на нет». Теперь язык может сам удерживать правильную позицию.
Второй этап постановки
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.
Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:
- Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
- В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].
- В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
- Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.
- Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.
Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].
При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.
Диагностика дислалии
Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.
Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.
Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:
- в группе свистящих согласных [с] [с‘] [з] [з‘] [ц];
- в группе шипящих согласных [ш] [ж] [ш‘] [ч];
- в группе сонорных согласных [р] [р‘] [л] [л‘] [j] [ja] [jэ] [jo] [jy] [jи];
- в группе заднеязычных согласных [к] [к‘] [г] [г‘] [х] [х‘];
- в группе звонких согласных [в] [в‘] [б] [б‘] [д] [д‘];
- в группе глухих согласных [ф] [ф‘] [п] [п‘] [т] [т‘].
Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).
При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).
Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:
- особенности темпа речи;
- четкость произнесения слов;
- правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
- звонкость голоса.
Важно помнить! В центре развития речи «Говорить легко» возможно пройти комплексное логопедическое обследование и получить заключение специалистов.