Формирование языкового анализа и синтеза у обучающихся с дисграфией


Формирование языкового анализа и синтеза у обучающихся с дисграфией

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки — это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространённым при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (школа – «кола»), пропуски гласных (дома – «дма»), перестановки букв (окно – «коно»), добавление букв (таскали – «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан – «ката»). Для правильного письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия, которая не является самостоятельным речевым нарушением, а лишь составляющей нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью и амбидекстрией. Одним из главных направлений логопедической работы по устранению звуковых ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза.

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Рассмотрим каждую позицию более подробно.

Анализ структуры предложения

предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения я предлагаю своим ученикам следующие задания:

определить границы предложения в тексте;

придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов;

придумать предложение с определённым количеством слов;

увеличить количество слов в предложении;

составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения;

составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте;

придумать предложение с определённым словом;

составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками;

по графической схеме придумать предложение;

определить место слова в предложении (по счёту);

поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Слоговой анализ и синтез

предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает нашим учащимся более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

Я уже отмечала, что характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при опоре на внутреннее или шёпотное проговаривание, воспринимаются как оттенки согласных звуков, которые кинестетически являются более чёткими.

Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делаю акцент на гласные звуки.

В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Сначала работу веду с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляю в плане громкой речи. На последующих этапах работы переношу это действие во внутренний план, осуществляю его на основе слухо – произносительных представлений.

Практический материал по развитию фонематического анализа и синтеза.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.

Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений.

Примерные задания:

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова. При этом широко используются письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.

4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому лее слогу, чтобы получилось слово:

Па- (пар), па- — (парк), па- — — (паром), па- — — — (паруса).

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука.

Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв. р у ч к а:

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот крот, мех смех, осы косы; луг плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом сок сук суп сух

сох сор сыр сын сон;

в) переставляя звуки: пила липа, палка лапка, кукла кулак, волос слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом мак кот топор рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. Например: п……….. (простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос сон, кот ток, сор рос, топ пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

17. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».

18. Найти общий звук в словах: луна стол, кино игла, окна дом.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Самые распространённые ошибки при дисграфии: ошибки языкового анализа и синтеза, фонематические ошибки, аграмматические ошибки, оптические ошибки.

Можно отметить, что ошибки языкового анализа и синтеза встречаются в диктантах всех учащихся, страдающих нарушением письма. Это:

  • нарушение границ предложения,
  • слитное написание предлогов с другими словами,
  • слитное написание слов,
  • слитное написание союза с другим словом (истала бегать),
  • раздельное написание частей слова (белочка вы бежала из клетки),
  • пропуски букв согласных звуков в середине и конце слова,
  • пропуски букв гласных звуков в середине и конце слова,
  • пропуски слогов прила (пролила),
  • добавление букв согласных звуков однаждый (однажды),
  • пропуски слов.

В учебном году, согласно обследованию учащихся 5-х классов на начало учебного года встречались все выше перечисленные ошибки, на конец учебного года отсутствовали следующие ошибки: слитное написание слов, слитное написание союза с другим словом, пропуски слогов, добавление букв согласных звуков, раздельное написание частей слова, нарушение границ предложения, пропуски слов.

Особое внимание следует уделить рассмотрению ошибок на пропуски мягкого знака в конце и середине слова. Эти ошибки обусловлены не только недоразвитием фонематического слуха, но и несформированностью фонематического анализа и синтеза, так как мягкость согласных в этом случае, обозначается отдельной буквой. Поэтому в процессе коррекционной работы необходимо предъявлять задания, как на формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные в различных речевых единицах, так и на формирование умения обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, устанавливать количество и последовательность звуков и букв в словах с мягким знаком, а также формировать представление о разделительном мягком знаке.

Использование учителями на уроках специальных заданий по развитию языкового анализа и синтеза, а также систематические занятия логопеда по устранению дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи, способствуют уменьшению количества ошибок языкового анализа и синтеза, улучшению качества письма школьников с дисграфией. Наиболее высокий результат достигается в том случае, если параллельно обогащать и уточнять пассивный и активный словарь детей, работать над коррекцией грамматического строя речи, развивать фонематический слух и восприятие.

Развитие языкового анализа и синтеза делится на 3 основных этапа: развитие лексико-синтаксического анализа, развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза. Для каждого этапа предлагаются специальные задания, которые можно использовать на уроках.

Развитие лексико-синтаксического анализа.

1. «Придумай предложение». Схемы предложений: подлежащее+сказуемое, подлежащее, сказуемое, второстепенный член.

2. «Текст». Определи границы предложений. Надвинулась тёмная туча ясное солнышко скрылось сверкнула молния полил дождь.

3. «Сосчитай-ка». Что лишнее? — Бабушка купила репу, лук, морковь, ромашки. — Продавец продаёт апельсины, мандарины, бананы, картофель. — Мальчик рисует автобус, троллейбус, трамвай, велосипед. — Зимой Саша носит шапку, шубу, сапоги, сандалии.

4. «Соедини слова в предложения». Предлагается лексический материал.

  • Собирает, девочка, ягоды.
  • Распустились, тюльпаны, красные.
  • Ласточки, поют, песню, красивую.
  • Коля, пушистого, кормит, котёнка.
  • Поют, дети, весёлую, песню.

5. «Подбери к слову-предмету слово-признак». Предложения: цветёт мак, цветут маки, бегает цыплёнок, бегают цыплята, зреет помидор, зреют помидоры, стоит дом, стоят дома, созрел огурец, созрели огурцы.

6. «Увеличь предложение». Предложения: Альпинисты взошли на вершины. Дети любят волшебников. В лесу ребятишки видели зверей. Над волнами летают чайки. Мы любовались цветами. СЛОВА: полевые, морские, добрые, высокие, дикие, крупные.

7. «Вставь пропущенное слово». Предложения: Дети повесили кормушки….берёзе. Лена дружит… Катей. Яблоко упало … яблони. Земляника растёт…поляне.

8. «Составь предложение из слов». Бабушка, в, гуляет, парке. Играет, ребёнок, лошадкой, с. Стоят, в, дома, городе. Юра, с, дружит, Петей.

9. «Составь предложение». Схема предложения: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены с предлогом или без предлога. Подлежащее и сказуемое. СЛОВА: горка, мальчик, с, на, катался, лепил, снежная, снег, сугробу, лыжи.

10. «Соедини слова в предложения». Растут цветы, под ногами, висит ковёр, над нами, мошкара вилась, брату, мальчик читает книгу, к берегу, лодка плыла, на зелёной полянке, листья шуршат, над кроватью.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1. «Танец гласных звуков»

Схема гласных звуков (на применение одного с отсутствием преграды), схема согласных звуков (на применение одного с образованием преграды). Движения. Сопровождающие произнесение гласных звуков:

  • Звук «А» — исходное положение – руки вытянуты вперёд и на уровне груди образуют круг. При длительном произношении звука «А» руки плавно разводятся в стороны, кисти рук остаются округлёнными.
  • Звук «О» — исходное положение – руки опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. При длительном произнесении звука «О» руки плавно поднимаются вверх, кисти рук округлены. Руки над головой образуют овал.
  • Звук «У» — исходное положение – руки согнуты в локтях, локти приподняты, пальцы одной ладони соединены в кольцо (пальцы согнуты и соприкасаются с большими пальцами), пальцы другой ладони плотно обхватывают «кольцо» — получается воображаемая труба. «Труба» приближена ко рту. При длительном произнесении звука «У» руки медленно разгибаются в локтях, пальцы остаются в исходном положении. «Труба» удаляется изо рта.
  • Звук «Ы» — исходное положение – руки согнуты локтях, локти приподняты, ладони расположены на уровне груди, ладонь одной руки находится на тыльной поверхности другой. При длительном произнесении звука «Ы» руки с напряжением медленно разгибаются в локтях и опускаются вниз. Кисти остаются в исходном положении.
  • Звук «Э» — исходное положение – руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях и напряжены, ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом, образуют «лодочку». При длительном произнесении звука «Э» руки плавно сгибаются, пальцы остаются в исходном положении, «лодочка» приближается к груди.

2. «Сыщики». Придумать слова с данными слогами. Слоги: ос, ем, уж, аж, са, мо. Придумать предложения с данными словами. Слова: аист, утки, ус, на, мак, волк, сад, пар.

3. «Сыщики». Даются слова: ум, на, волк, стол. Он, рот, суп, сыр, сто, ус, лук. Кран. Схемы: 1.о-. 2-о. 3-о-. Задание: найти слова, в которых буква –о- стоит в данной позиции.

4. «Дирижёры». Слова: столы, крыша, коты, лапа, лужа, машина, сапоги. Можно использовать предметные картинки.

5. «Музыканты». Слова: муха, лодка, рама, крыса, сахар, рыба, сады, машина, ракушка, рукава, молоко, рубашка, луноход, банты, собака, диваны. Можно использовать предметные картинки.

6. «Найди слово». Предметные картинки с изображением полки, окон, рыбы, утки, ложки, крыши. Графические схемы: -о-, о-а, -о-а, -ы-а. Предметные картинки с изображением сома, мака, лука, рта, глаза, круга. Гласные буквы: о, а, у, ы.

7. «Придумай слово». Графические схемы: -а-о-. –у-. –а-у-и. -о-. –а-. у-а -у-и.

8. «Сосчитай-ка». Слова: лужайка, лампа, краски, бумага, картон, паста, банка, зубы, кактусы, домик. Посчитать количество звуков в слове.

9. «Раздели слова на слоги». Слова: киты, арбузы, кошки, картонка, бумажка, ласты, гуси, шторы, порт, луг, двор, насос, слон.

10. «Составь слово из слогов».

А. Слоги:

  • па, ла
  • ка, дос
  • ты, мос
  • ки, жу
  • зы, ко
  • ки, тан
  • ко, дил, кро
  • ры, ков
  • ры, шпо
  • та, кан, ра

Б. Слоги:

  • ку(сок),
  • бру(сок),
  • голо(сок),
  • поя(сок),
  • но(сок),
  • ви(сок),
  • коло(сок),
  • воло(сок).

11. «Составь слово из слогов».

Лексический материал:

  • Но (ра, ги, чи, жи).
  • Бу (сы, тон, ран, кет).
  • Гу (ба, бы, си, док, на).
  • Му (сор, ха, са, хи, ка).

12. «Вставь пропущенные слоги».

Лексический материал:

  • са-по…
  • га-ло…
  • ко-жу…
  • ра…та
  • мо…зы
  • ру…ха
  • …жа-ма
  • …ро-ма
  • …пус-та.

13. «Измени слово».

Слова: мост крот, кран, куст, глаз, стол.

Из букв каждого слова составить другое слово.

14. «Назови самый громкий слог».

Слова: Лида, Вова, роза, липа, рыба, сани, кони, рука, нога, гора, сова, пила, коза, тазы, сады.

15. «Разгадай ребусы»

16. «Выдели ударный слог».

Слова: азбука, рукав, гномы, почки, стужа, кусок, брусок, галка, караван, метла, бусы, крыша, капуста, морковь.

17. «Придумай слова».

Дан первый слог, нужно добавить ещё 1 или 2 слога са-му-

18. «Кто больше составит слов из слогов».

Слоги: ка, ра, куш, кро, дил, шка, ко, ку, ку, вать, ри, да, дос, ри, со.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. «Отыщи слова».

Слова: нос, насос, поднос, зонт, слон, барабан, сарафан, Настя, сон. Схемы: н____, ______н_______, __________н.

Можно предметные картинки.

2. «Весёлые звуки».

Слова: шапка, шалаш, карандаш, шуба, Саша, шорты, крыша, шило, гуашь. В какой позиции стоит звук Ш.

3. «Шифровка». Загадки.

4. «Твёрдые и мягкие».

Карточки со слогами: пы, пи, ту, тю, ри, ло, лё, там, тям, риш, рыш, волд, вёл. Слоги: са, ло, ра, ну, фо, пы, ма, ку, зы, ля, лё, ню, тя, вё, де, ти, лю, вё, де, ти, лю, вё, пол, лу, се, тё, пы, зи, зы, сю.

5. «Твёрдые и мягкие». Сказка про букву мягкий знак.

Предложения:

  • Веник поставили в …….
  • Грузовик везёт …..
  • Витя ……. вежливым.
  • Сталевары варят ……
  • Футболист пробил штрафной……
  • ……ударь по мячу сильнее.
  • Катин…….пошёл в школу.
  • Портфель надо …….. домой.
  • Выступает ….. мальчиков.
  • …… — хищный зверёк.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]