Аннотация:
Материал, представленный в методических рекомендациях «Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми», поможет учителям-логопедам и родителям в формирования речи за счет скоординированного воздействия на неречевые функции в процессе ведущей деятельности.
В данной статье подробно описывается: полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка. В ДОУ компенсирующего вида дети, входящие в эту группу, могут иметь задержки речевого развития (до 4 лет), общее недоразвитие речи, алалии. Особенности детей с данной речевой патологией развиваются в условиях дизонтогенеза.
Основные этапы работы с учетом уровня развития, на котором находится ребенок к моменту начала обучения.
Реализация данного материала может включаться в педагогический процесс: в занятиях познавательного цикла, игры, труд, свободная деятельность, развлечения, досуг.
Безречевые дети – условно выделяемая полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка. В ДОУ компенсирующего вида дети, входящие в эту группу, могут иметь задержки речевого развития (до 4 лет), общее недоразвитие речи, алалии. Основанием для их объединения являются следующие положения:
1. Дети с данной речевой патологией развиваются в условиях дизонтогенеза.
Онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма, которое особенно интенсивно до достижения половой зрелости. Термином «дизонтогенез» обозначают отклонения пренатального (внутриутробного), натального (в период родов) формирования структур организма от нормального развития, которые могут активно развиваться в постнатальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма не достигли зрелости. (Развитие ребенка происходит на дефектной основе. Когда клетки мозга поражены, незрелы, инактивированны, нарушены процессы нейродинамики — созревания клеток).
Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза обусловливает наличие устойчивой неврологической симптоматики в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции (ММД или ММЦД), которая является отдаленным последствием «перенатальной энцефалопатии» (диагноз «перенатальная энцефалопатия» ставится только на первом году жизни ребенка) и проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением восприятия, диффузными и легкими очаговыми неврологическими симптомами. Моторное развитие грубо не страдает, однако выявляется своеобразная моторная неловкость и стертые двигательные нарушения. У детей с минимальной мозговой дисфункцией в анамнезе вы найдете рассеянную неврологическую симптоматику: ассиметрию лицевой иннервации, может быть наличие небольшой спастики, вальгусную или варгусную установку стоп, сколиоз, косоглазие, небольшое снижение остроты зрения, признаки частичной моторной незрелости (тремора, проявляющегося при нагрузке, волнении), отставание в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, недостаточность функций активного внимания, утомляемость или повышенная возбудимость. Патогенетической основой этого состояния является задержанное созревание поздно формирующихся структур и функций мозга.
При психоорганическом синдроме неврологические и психологические нарушения, описанные в первой группе (ММЦД), будут более грубо проявляться в виде:
а) гипертензионно-гидроцефального синдрома (повышение внутричерепного давления). Его признаки: выраженность лобных бугров, увеличение окружности головы, расширенная венозная сеть в области лба, висков и век Нарушения умственной работоспособности проявляются при данном синдроме в виде повышенной утомляемости и истощаемости и сочетаются с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленностью мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность. Эти дети плохо переносят жару, транспорт, жалуются на головные боли и головокружения;
б) церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости — признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства, в других — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
в) неврозоподобных синдромов в виде страхов, нарушения сна, тиков мышц лица и конечностей, преходящего или более стойкого энуреза;
г) редких или эпизодических судорожных состояний или эпи- синдрома,
д) двигательных нарушений: асимметрии сухожильных рефлексов, неустойчивой походки при остаточных явлениях гемисиндрома или мозжечкового синдрома (тремор, нарушения координации движения и артикуляционной моторики).
е) более грубых нарушений зрения (частичной атрофии дисков зрительного нерва и др.).
2. Поражение центральной нервной системы различной степени тяжести определяет нарушения формирования психических, довербальных и собственно вербальных функций в виде:
— отсутствия или резкого ограничения лепета у части детей (признак дизонтогенеза),
— возможного нарушения ощущений в виде гипо- и гиперестезий (изменение порога чувствительности), гиперакузии (повышенной чувствительности к звукам, безразличным для окружающих: шуму сминаемой бумаги, шуршанию спичек в коробке, звуку капающей воды. Шумы становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры), что свидетельствует о нарушениях в области заднего мозга, где происходит прием и переработка информации об окружающем мире,
— несформированности коммуникативных умений: от отказа от контактов до избирательности в общении (трудности установления зрительного контакта, неумение слушать и др.),
— нарушения или недостаточности гностико-праксических функций (слухового гнозиса – различения на основе узнавания, праксиса — целенаправленных действий, сложных движений, артикуляционного праксиса – артикуляторных движений и поз),
— нарушения поведения (негативизм, гиперактивность и др.),
— единства механизма нарушений.
Дети с алалией широко пользуются кинетическим языком – жестами эмоциональными, указательными, изобразительными.
Образное и понятийное мышление, которое выражается в невербальной форме, не страдает. Дети правильно понимают сформированные пространственные отношения, однако в речи отражают их неверно.
3. ЗРР, ОНР, алалия, имеют единую природу, мозговые механизмы нарушений.
Развитие собственно вербальной функции связано с левополушарной латерализацией функций (передачей функций правого полушария в левое). Алалия диагностируется, если связь между зонами мозга грубо нарушена. При задержках речевого развития латерализация происходит не вовремя, взаимодействие между зонами неполноценно, развитие отстает в сроках. Общее недоразвитие речи, отмечается, когда срок активного развития прошел (после 5 лет). Причины задержки шире: двигательные нарушения, сенсорная депривация и др. Симптоматика ЗРР, ОНР и алалии — различна, причина одна – не зреют структуры мозга. Компенсация может осуществляться прямым путем как при задержках, или обходным, как при алалиях и недоразвитии.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия (по В.А. Ковшикову) рассматривается как языковое расстройство, которое характеризуется невозможностью или деструкцией (разладом) порождения языковых операций.
«Логопедические занятия с безречевыми детьми». Автор: Дубровина Елена Александровна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №34»
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» — пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов Для детей: — положительная динамика речевого развития; — успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; — выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей: — положительная оценка деятельности ДОУ; — готовность и желание помогать; — активизация педагогического потенциала родителей, — приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; — овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; — чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов — положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; — заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; — удовлетворенность собственной деятельностью; — повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ — благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи: 1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Логопедический проект «Послушный ветерок» Задачи: • Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; • Повышение компетенции воспитателей в данной области • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Сентябрь- октябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. • Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; • Занятие с детьми на тему «Здоровейка» • Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики Работа с семьей • Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» • Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» • Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой Работа с педагогами • Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; • Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; • Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке Практический результат проекта • Оформление выставки «Послушный ветерок» • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке» Задачи: • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Октябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки • Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы • Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке • Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке Работа с семьей • Памятки «Строение артикуляционного аппарата» • Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. • Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке» Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» • Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений» • Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке Практический результат проекта • Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
3. Логопедический проект «Рифмушки» Задачи: • Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. • Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. • Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций Работа с семьей • Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей» • Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. • Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений) • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки» Работа с педагогами • Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей» • Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями» • Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками» Практический результат проекта • Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей, • Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок
4. Логопедический проект «Трудные звуки» Задачи: • Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека • Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке» • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков» • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» Работа с семьей • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки» • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. Практический результат проекта • Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
5. Логопедический проект «Все по порядку» Задачи: • Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; • Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; • Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.); • Углубление знаний детей об окружающей среде; • Улучшение коммуникативных навыков детей • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; • Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; Работа с семьей • Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) Работа с педагогами • Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». • Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» • Его практическое использование; Практический результат проекта • Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях, • Практическое использование • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
6. Логопедический проект «Очень важные словечки» Задачи: • Развитие грамматического строя речи • Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; • Развитие у детей интереса к родному языку • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, • Использование моделей предлогов • Составление предложений с заданным предлогом • Наблюдение за предлогами в русском языке • Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки» Работа с семьей • Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» • Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» — рисунками моделей изучаемых предлогов. Работа с педагогами • Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; • Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. • Практическое использование этого пособия. Практический результат проекта • Создание копилки «Очень важные словечки» • Практическое использование • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
7. Логопедический проект «Такие разные слова» Задачи: • Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; • Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; • Развитие языкового чутья. • Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей • Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; • Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей. Работа с семьей • Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей • Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» • Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) Работа с педагогами • Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; • Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении Практический результат проекта • Создание коллективной копилки словарей: — «Упрямые слова» (неизменяемые ) — «Слова-друзья» (синонимы) — «Слова наоборот» (антонимы) — «Слова-близнецы» (паронимы) • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов» Задачи: • Формирование слоговой структуры слов • Развитие фонематических процессов • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы: Работа с детьми • Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; • Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем — на материале фразовой речи) • Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними Работа с семьей • Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) • Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова» • Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними. • Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий. Работа с педагогами • Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей • Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста» Практический результат проекта • Оформление книжки-копилки «трудных» слов. • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии
9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка» Задачи: • Усвоение образа буквы; • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. • Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. • Анализ существующих Азбук. • Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, • Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» • Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка» Работа с семьей • Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), • Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове) Работа с педагогами • Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. • Координация процесса творческой исследовательской деятельности, • Помощь детям в поиске источников информации, • Поддержка и поощрение активности детей Практический результат проекта • Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука» • Речевой праздник «АБВГДЕЙка»
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи: 1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка». 3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.
Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе • Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 1. Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
Нарушаются подсистемы языка:
1. Лексическая (выбор слов, т.е. актуализация, наличие вербальных парафазий). Дети с моторной алалией могут актуализировать малочастотные слова, но не могут актуализировать простые. Понятия, сформированные в импрессиве, не могут использоваться в активной речи, что проявляется в неверном поиске и выборе слов.
Вербальные парафазии — словесные замены, обусловленные нестабильностью звукового и семантического облика слова, особенностями вербальной памяти, расширением или сужением значений слов:
— смешение видовых признаков (земля луна),
— целое заменяет часть (щеки лицо, карман плащ), и наоборот (форточка стекло),
— ребенок адресуется только к функции (плита жарить),
— актуализируется ситуативный признак предмета (весы магазин), частный признак предмета (туча большая), неверные ассоциации (карусели цирк),
— замены на звукоподражания, замены неологизмами (живот – пупон, свинья – парасюха),
— из памяти извлекаются звуковые и ритмические признаки (чш- чайник, весла – ведра),
— морфологические признаки (ящерица гусеница).
2. Морфологическая (строение слова). Слово воспринимается ребенком с алалилей нерасчлененно. Используются корневые слова, лишенные флексий. Приставки и суффиксы не используются , или нарушены (подъехал ехал). Корни, как правило, остаются сохранными (м.б. в преобразованном виде). При изменении формы слова сохраняется ударение (дом домы, глаз глазы);
3. Морфосинтаксическая (т.е. выражения отношений и связей – склонения, спряжения; неправильное согласование существительных с прилагательными в падеже),
4. Фонематическая (выбор фонем внутри морфемы). Звуки подвержены непостоянным заменам, пропускам, перестановкам. Они могут произноситься правильно в различных контекстах. Причина: ребенок учитывает лишь один признак, а не совокупность смыслоразличительных признаков. Контрасты используются лучше, оттенки – хуже.
5. Семантико- синтаксическая (на уровне предложения и текста). На уровне предложения: отсутствие предиката (глагола) или отнесение его в конец предложения, что характерно для детей с задержками речевого развития. Сведение сложных семантико-синтаксических структур к простым. Неверное использование союзов (Мама сказала детям потому был дождь). В тексте средства связи бедные, простые (потом…, потом… .). Несформированность структуры предложения определяется незрелостью языковых операций: выбора слов и построения плана высказывания (внутреннего программирования)
У детей с сенсорной алалией отмечается понижение слуха на тоны высокой частоты и своеобразное нарушение неречевого (гиперакузия) и речевого (фонематического) слуха. Отмечаются эхолалии (воспроизведение слов без осмысления и закрепления в речи) являются важным диагностическим критерием.
При наличии собственной речи дети выразительно интонируют. Проговаривание характеризуется приблизительностью, выявляется обилие парафазий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова), персевераций, контаминаций (одна часть слова соединяется с частью другого слова)
Алалия чаще отмечается у левшей и амбидекстров.
Логомаг
Примерные типы занятий для безречевых детей на лето.
Уважаемые родители, программа составлена именно для ваших занятий с ребенком. Мы убеждены, что организуя летнее время с учетом нижеследующих рекомендаций, Вы сможете добиться положительных результатов в развитии речи. Учитывая, что «летний воздух» благотворно влияет на развитие нервной системы, мы предлагаем проводить на улице большую часть дня, и большинство игр способствуют выполнению этой рекомендации.
Задачи:
развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.
Основные правила:
- Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).
- Основная Ваша цель — максимум сенсорных впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии. Например, ребенок копается в грязи, а Вы рядом: «Ух, ты какая грязь» с неподдельным восторгом.
Формирование навыков произнесения звукоподражаний, первых слов.
Игра «Пальцеход» на звукоподражания, вот такая:
Игра «Машинка из одеяла».
Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.
«Мусорка» — логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» — если попал, «бум» — если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения «Дождик». Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап». «Снег». Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово. «Будильник». Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове. «Чудесный мешочек». Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.
Игра «Обертки».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.
Формирование грамматического компонента языковой способности, формирование навыков словоизменения.
Сортировка игрушек. Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек — «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».
Игра «Теремок».
Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».
Упражнение «Разноцветный сундучок».
Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.
Игра «Домики для животных».
Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».
Формирование семантического компонента языковой способности, формирование внутреннего и активного лексикона, внутренней речи.
Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую – самые маленькие кубики, в третью – самые толстые цилиндры и т.д.).
Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием – пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху – что готовится на кухне.
Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты», повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за Вами эти простые слова.
Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком – гуляем по дну озера; разложите ракушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп – скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007).
Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.
Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски – рисовать, конструктор – собирать развивающие паззлы и т.п.). Таким образом ребенок будет учиться планировать свою деятельность.
Желаю Вам успехов! М.Лынская
Игры для безречевых детей
Цель: способствовать максимальным сенсорным впечатлениям при кратких, эмоциональных речевых комментариях.
Задачи: развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.
Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
Игра «Машинка из одеяла»
Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.
«Мусорка»
Логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» — если попал, «бум» — если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения.
«Дождик»
Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап».
«Снег»
Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.
«Будильник»
Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.
«Чудесный мешочек»
Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.
«Обертки»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА, НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Сортировка игрушек
Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек — «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».
Игра «Теремок»
Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».
Упражнение «Разноцветный сундучок»
Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.
Игра «Домики для животных»
Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».
3. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую?6?