Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»
Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»
Учитель-логопед:
Сапронова Евгения Владимировна.
Цель:
закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».
Задачи:
- упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
Лексический материал:
глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.
Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.
Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.
Материальное оснащение:
пособие «волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.
Предварительная работа:
активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые», развитие умения образовывать приставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.
Ход занятия:
І. Орг. момент.
Логопед:
— Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».
ІІ. Основная часть.
1.
Логопед:
– Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.
Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».
— Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».
Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».
Логопед:
— Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»?
(Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)
Логопед:
— Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились
(ребёнок повторяет маршрут).
2.
Логопед:
– Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие
(дети шагают под музыку).
Дети подходят к пособию «Луг».
Логопед:
— Ребята, куда же мы с вами пришли?
(Мы пришли на луг)
Логопед:
— Кто на лугу живет?
(На лугу живут насекомые)
Логопед:
— Каких насекомых вы видите?
(Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)
Логопед:
— Сколько бабочек летает над лугом, Яна?
(Над лугом летают четыре бабочки)
Логопед:
— Сколько пчел на лугу, Данила?
(На лугу находятся две пчелы)
Логопед:
— Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (
Я вижу одного кузнечика)
Логопед:
— Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я
вижу две стрекозы)
Логопед:
— Молодцы, вы справились с заданием!
3. Логопед:
– Посмотрите и скажите, что делают пчелы?
(Пчелы собирают нектар)
Логопед:
— Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур?
(Пчелы трудолюбивые)
Логопед:
— Какие у стрекозы глаза?
(У стрекозы большие глаза)
Логопед:
— У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя?
(Стрекоза большеглазая)
Логопед:
— Какие у кузнечика ноги?
(У кузнечика длинные ноги)
Логопед:
— У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей?
(Кузнечик длинноногий)
Логопед:
— Какие у бабочек по цвету крылья?
(У бабочек пестрые крылья)
Логопед:
— А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна?
(Бабочки пестрокрылые)
Логопед
: — Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.
4. Логопед:
– Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?
(На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)
Логопед:
— Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?
(На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)
Логопед:
— Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур?
(На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)
Логопед:
— Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила?
(На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)
Логопед:
— Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя?
(Над лугом летали две большеглазые стрекозы)
Логопед:
— Молодцы! Вы никого не забыли.
5. Физ. минутка.
Логопед:
– А теперь продолжаем наше путешествие.
По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.
Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.
Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.
Весеннею порой.
Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.
Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и
приседанием.
Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,
правая рука в сторону.
Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,
(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.
6. Игра «Подскажи словечко».
Логопед:
Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур?
(Нам понадобиться лупа)
Логопед
: — Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть?
(Я хочу рассмотреть стрекозу)
Логопед:
— Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой?
(Стрекоза увеличилась)
Логопед:
— Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна?
(У стрекозы не глаза, а глазищи)
Логопед:
— Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что?
(У кузнечика не ножки, а ножищи).
Логопед:
— Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя?
(У бабочки не крыло, а крылище)
Логопед:
— Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что?
(У пчелы не усы, а усищи)
Логопед:
— Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?
(У стрекозы глазищи)
Логопед:
— Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы?
(У пчелы усищи)
Логопед:
— Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки?
(У бабочки крылище)
Логопед:
— Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.
7. Логопед:
— Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты — бабочка. Возьми схему-подсказку.
Ребенок изображает действие насекомого.
Логопед:
— Что сделала бабочка?
(Бабочка прилетела на ромашку)
Логопед:
— Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек?
(Мотылек облетел вокруг ромашки)
Логопед:
— Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка?
(Бабочка подлетела к вазе)
Логопед:
— Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие)
.
Логопед:
— Что сделал мотылек?
(Мотылек перелетел с цветка на цветок)
Логопед:
— Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек?
(Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)
Логопед: —
Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.
8. Логопед:
— Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.
Сначала пройдем луг,
взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.
Логопед:
— Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.
Дети шагают под музыку.
ІІІ. Итог занятия.
Логопед:
— Ребята, где мы с вами побывали?
(Мы побывали в стране «Насекомых»)
Логопед:
— Что вы там делали?
(Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)
Оценка логопедом деятельности детей.
Логопед:
— Наше путешествие закончилось!