Звук и буква [А].методическая разработка по логопедии (старшая группа)


История происхождения буквы А

Финикийцы были первыми, кто начали употреблять букву А. Их алфавит начинался именно с «алеф».

Выводилась она почти как наша буква А. Вот только положение у неё было лежачее налево.

А перекладинка была немного ближе к верхушке треугольника.

Такое очертание напоминало как бы бычью голову. Быков финикийцы почитали за святое животное.

Сам же звук, который начинал алфавит и передавался этой буквой звучал как гортанный согласный.

Да и гласным он у финикийцев вовсе не был.

На кириллице же буква А сразу писалась так же, как мы пишем сейчас маленькую «а». Посмотрите на картинки.

Почему буква А с картинками перед словом лучше запоминается?

Для ребенка буквы это абстракция, что-то непонятное. Важно, чтобы помимо самой буквы он запомнил еще и образ — картинку. Все мы помним свою первую азбуку, там около каждой буквы была картинка. Еще лучше, если у ребенка будет пример из реальной жизни. Например, на нашей карточке есть слово Абажур. Найдите его в своем доме и дайте рассмотреть ребенку. Буквально потрогать и проверить “на зуб” можно что-то съедобное на букву А, например, арбуз, абрикос, ананас, апельсин. Астру можно понюхать. Автомобили и автобусы окружают повсюду городских жителей, а ездят они по асфальту. Нарисуйте мелом букву А на асфальте на прогулке.

В кино снимаются актёры и актрисы, в цирке акробаты и арена. Возможно у вас в доме есть аквариум? Найдите именно практическое применение абстрактной букве. Посадите рисовать ребенка акварельными красками и зафиксируйте внимание, что акварель начинается на А. Пусть он нарисует акварелью А с вашей помощью или самостоятельно, если сможет. Такой опыт проникнет в самую глубину сознания ребенка и его мозг впитает эту важную информацию о первой букве русского алфавита, который тоже начинается на А.

Любит ли ваш ребенок рассматривать животных: подойдут слова аист и акула. На современных домах на улице полно антенн, обратите внимание ребенка на них и он автоматически будет вспоминать букву А, когда будет видеть антенну. Также вокруг много надписей, содержащих букву А, например, АптекА. А может ваш ребенок любит слушать музыку? Тогда обратите его внимание на музыкальные инструменты на А, например, Арфа, Альт. А какие способы легкого запоминания информации используете вы сами?

Фонетическая разминка со звуком А

Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.

Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА АААААААА

Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.

Возможные дефекты

  1. А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук [А]. Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
  2. А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
  3. А=Ы (мымы) — углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком. Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести [А].
  4. А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
  5. Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно. Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .

Изучаем букву А играя — На что похожа буква А?

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

Важно пробудить в ребенке интерес и поддерживать на пути познания. Начните заниматься изучением букв как можно раньше в простой игровой форме. Когда гуляете с ребенком, общаетесь, играете с ним, обращайте его внимание на буквы. Они окружают нас повсюду. Обращайте внимание на что похожа буква А. На лесенку-стремянку, на два бревна и еще одно между ними. Может быть какое-то дерево растет в форме буквы или что-то еще? Эйфелева башня?

Важно, чтобы у ребенка возникли положительные эмоции в момент изучения букв. Он может радоваться, что мама или папа рассказывают ему нечто важное. Расскажите ему как помогают буквы людям. Что можно самому читать, определять на какой улице ты находишься, найти какой мультик посмотреть самому.

У каждого человека есть несколько каналов восприятия информации: аудиальный (на слух), визуальный (картинка), кинестетический (на ощупь) и двигательный (схема, алгоритм). Какой канал восприятия развит сильнее у каждого конкретного человека помогут определить специальные тесты. Заложено это генетически или формируется в зависимости от среды, окружающей ребенка пока не понятно. Я согласна с мнением, что ребенку можно помочь развить все каналы восприятия, поэтому очень важно, чтобы он: — услышал букву; — увидел образ — картинку; — потрогал его в реальном мире; — нарисовал его.

Постановка и автоматизация звука [А]

Так как звук [А] считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.

Артикуляция изолированного звука [А] в норме

Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука [А] (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.

Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).

Рот открыт.

Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.

Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.

Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.

Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.

Звук [А] является ротовым.

Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.

Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.

Во время произнесения звука [А] зеркальце запотевает.

Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.

Это показатели нормального звукопроизношения [А].

Устранение неправильной артикуляции А

Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.

Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.

После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:

  1. Подобрать ряд слов, в которых звук [А] находится в ударном положении.
  2. Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность — зрительная и слуховая.
  3. Сделать слова, разбив на слоги.
  4. Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
  5. Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) — работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.

Как легко выучить букву А ребенку в 3-4 года и в 5-6 лет?

Ребенок обладает впитывающим разумом. Это подтверждает Мария Монтессори, посвятившая свою жизнь воспитанию детей. Период особой восприимчивости человека к изучению букв от 0 до 6 лет. Однако, ребенок должен быть готов к изучению и настроен на него. Есть дети, которые как только начинают говорить уже интересуются буквами, конечно же, если родители им предложили их изучать и создали позитивное подкрепление этому событию, то есть бурно порадовались, когда ребенок первый раз начал проявлять интерес к буквам.

Есть мнение, что изначально ребенок должен освоить физическую подготовку, научиться ловко управлять своим телом, то есть освоить лазание, ползание, ходьбу по ступеням — развить крупную моторику, а также развивать мелкую моторику — движения кончиками пальчиков: лепку, рисование, перебирание мелких предметов. И лишь потом можно обучать буквам. То есть годам к 5-6 как раз будет нормально.

Я на своем личном опыте считаю, что все нужно делать одновременно и параллельно, следуя за желанием и интересом ребенка. То есть начинать изучать буквы и показывать их можно еще когда ребенку не исполнилось и года. В 3-4 года ребенок в норме должен уже иметь довольно большой словарный запас и поддерживать беседу. Возможно именно этот период окажется подходящим для начала знакомства с буквами?

Речевая игра «Лесенка»

Цель: научить определять место звука А в слове.

Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.

Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.

Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.

  1. Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
  2. В середине — на две ступеньки.
  3. В конце — на три ступеньки.
  4. Если в слове два звука А — на четыре ступеньки.

Слова называются по очереди каждому игроку.

Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.

Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.

Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.

Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.

Можно придумывать их на ходу.

Создание буквы А

Финикияне не сами придумали букву А. Это был народ мореплавателей. Они переносили с собой изо всех стран, где бывали, самое лучшее и прогрессивное.

Они заимствовали даже буквы.

Раньше каждую мысль жители Востока отмечали в виде значка. Коротко и понятно. Знак с очертаниями А понравился им, и тоже был занесен в список общеупотребляемых знаков.

А так как буква фактически лежала на боку, то она запросто сошла за иероглиф.

Это уже позднее букву перевернули и поставили на ноги. В таком уже виде она дошла и до наших краев и кириллических алфавитов. До настоящего времени не известно, откуда же прибыла буква А.

Но точно уверены, что если бы она когда-то не была заимствована темы древними мореплавателями, то возможно, мы сейчас в качестве алфавита использовали иероглифы, как все нормальные древнеегипетские и китайские люди.

Сказка-азбука «Гараж из буквы А»

— Я хочу познакомить тебя сегодня с буквой А, сынок.

— Я не хочу учить буквы, не хочу учить алфавит, я хочу играть в гараж.

— Но ведь буква А тоже может поиграть с тобой. Ты только познакомься с ней.

— Я буква А. И я могу стать твоим гаражом.

— Какой из тебя гараж может быть. Ты же буква.

— Ты посмотри на меня повнимательнее. Под моей перекладинкой ты можешь поставить свою машинку.

— Да, а на перекладинку я положу запасное колесо к своей машинке.

— Конечно, можешь. А на самый кончик ты можешь повесить фонарик, чтобы твоей машинке в гараже было светло.

— Вот как замечательно мы играем. — сказала буква А и улыбнулась своей перекладинкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]