Звуки [Ж]. Буквы Ж, ж.методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сегодня мы с буквой… вернее, с нами буква Ж.

Что нам известно о букве Ж? Только то, что эта буква содержится в русском алфавите и занимает в нём восьмое место.

В других языках тоже присутствует такая буква, но не во всех.

Ни в латинском, ни в греческом этой буквы не бывало.

Зато некоторые языки могут похвастаться, что благодаря этой букве Ж у них образовались другие буквы, например, Ӂ или Җ.

Написание у них схожее, но присутствуют некоторые отличительные знаки. Один сверху, как у нашей Й, у второй внизу хвостик, наподобие как у Щ.

Такие преобразования случились в ряде неславянских языков.

Интересно название буквы в церковнославянском и старославянском наречиях. Эта буква называется «живите», как бы приказывает всем и каждому жить (не тужить).

Почему некоторым детям трудно произносить звук «Ж»?

Существует ряд физиологических причин, по которым некоторым детям сложно произносить звук «Ж»:

  1. Патологии строения челюстей, приводящие к формированию неправильного прикуса. Среди них прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя выдается вперед). Также привести к нарушению звукопроизношения может закрытый прикус, когда при смыкании челюстей нижних зубов невидно, то есть их целиком перекрывают верхние.
  2. Неправильная работа языковой мышцы. Здесь отмечают чрезмерное напряжение задней части спинки языка и вялость передней.
  3. Проблемы со слухом. Это может быть общее снижение слуха или нарушение фонематического (звукового) слуха.
  4. Патологии голосовых связок.

Помимо физиологических есть также внешние причины, которые могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж». Среди них:

  • орфоэпические ошибки окружающих. Если кто-то из родственников или друзей неправильно произносит этот звук, появляется большая вероятность того, что ребенок будет говорить его так же. Например, в детском саду дети часто перенимают друг у друга дефекты речи;
  • повторение взрослыми неправильно сказанных слов. Многие родители вместо того, чтобы поправлять ошибочное произношение, начинают в шутку повторять сказанное малышом. В итоге ребенок не видит своих ошибок, а замечает только умиление взрослых после того, что говорит. Это приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением.

Что ещё нужно знать

Переоформить можно только билет с ошибкой в личных данных. Если нужно изменить маршрут, пассажира или время рейса на более позднее, то билет надо сдать и купить новый. Подробнее про переоформление билетов

Если при покупке билета неверно указана дата рождения и это влияет на стоимость билета — например, взрослому куплен билет по детскому тарифу — то помимо сбора за переоформление билета пассажиру придётся доплатить разницу проводнику или в кассе.

Если выбран неверный тариф билета (школьник, Junior, Senior), то билет переоформить нельзя — только сдать и купить новый.

Артикуляция звука «Ж»

  1. Губы должны быть немного вытянуты и закруглены наружу.
  2. Передние зубы верхней и нижней челюстей практически соприкасаются острыми частями, верхняя челюсть находится чуть впереди нижней.
  3. Язык в форме чашечки, боковые края упираются в коренные зубы верхней челюсти. Кончик языка слегка вибрирует за верхними передними зубами, почти упираясь в твердое небо.

Дыхание должно быть следующим: поток воздуха сильный, ровный. Щеки при этом сдуты, прилегают к зубам.

В воспроизведении звука «Ж» очень важно уделять большое внимание голосу, он должен звучать звонко, а голосовые связки – вибрировать.

Общие рекомендации родителям

Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:

  1. Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме. При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
  2. Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
  3. В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж». Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.

Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Основные положения транслитерации

Фонетика английского языка в общих чертах похожа на фонетику русского языка. И в большинстве случаев при транслитерации проблем не возникает, т.к. примерно половина русских букв передаются в английский язык достаточно легко и без вариантов. Например, Bb — Бб, Pp — Пп, Ff — Фф. Но также существуют и различия, ведь многие русские звуки, такие как: «Ч-Щ», «Ж-Ш» и пр., не имеют аналогов в английском алфавите. И это не удивительно, ведь английский алфавит состоит из 26 букв, а русский — из 33. К сожалению, следует заметить, что единой системы транслитерации не существует, имеются различные мнения и разногласия по этому вопросу.

В настоящий момент существует несколько ГОСТов (например, ГОСТ 7.79-2000, ГОСТ Р 52535.1-2006) и даже два стандарта ISO (ISO 9:1995, ISO/R 9-1968), которые применяются при заполнении различных международных анкет, вопросников, документации (загранпаспорт, водительское удостоверение и пр.) и используются для транслитерации русского алфавита. Что примечательно, использование определённой системы назначает организация, которая осуществляет транслитерацию.

Итак, как же написать букву «Ж» по-английски.

Согласно ГОСТу 7.79-2000 (функционирует в РФ с 2002 г.) буква «Ж» латиницей может быть написана двумя способами:

  1. с диакритическим символом — ž.
  2. путём соединения латинских букв — ZH, zh.

Согласно ГОСТу Р 52535.1-2006 буква «Ж» латиницей пишется также — ZH, zh.

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка. Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» — носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

  1. Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
  2. Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
  3. Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко.

Примеры для «Ж»:

  • соответствие «Ш» — их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» — звонкий, а в «Ш» — глухой. Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него — к его произношению нужно подключать голос. При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
  • движение от «С» к «Ш». Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш». В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
  • переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

Смешанный способ

Включает смесь нескольких или всех указанных методов.

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж

Однажды собрались три пчелы и стали жужжать, кто кого пережужжит.

─ ж-ж. ‒ Прожужжала одна пчела.

─ ж-ж-ж. ‒ Прожужжала другая пчела.

─ ж-ж-ж-ж. – Прожужжала третья пчела, набрав побольше воздуха в рот.

Тут солнышко спустилось и говорит.

─ Послушайте, пчёлки, вы бы лучше пошли да поработали.

─ Работать мы не умеем, мы ещё маленькие и пока учимся.

─ А что вы умеете?

─ Жужжать. Ха-ха-ха.

─ Хорошо. Если вы такие умные, ответьте мне на вопрос, какими буквами обозначается звук, который вы только что произносили?

─ М… Мы не знаем.

─ Неужели никто не знает? Эх вы ученики. Ни работать, ни учится не хотите.

─ Солнышко, а расскажи нам про буквы, а то как-то стыдно стало.

─ Ну хорошо, слушайте.

Звук [ж]

, который вы только что произносили, на письме может обозначаться большой
буквой Ж
и маленькой
буквой ж
. Например, в слове снежинка
звук [ж]
обозначается маленькой
буквой ж
, а в слове Женя большой.

Звук [ж]

– это
согласный звук
. Давайте все вместе произнесём
звук [ж]
.

Видите, язык и зубы мешают воздуху свободно проходить во рту, и возникает как бы преграда.

Звук [ж]

в словах произносится твёрдо. Например, жук, лужа, Жанна. Поэтому говорят, что этот звук твёрдый.

Согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Звук [ж-ж-ж]

звучит звонко, поэтому и говорят, что этот звук звонкий.

Большая буква Ж

и маленькая
буква ж
– это буквы, которые подсказывают, что мы должны произнести
звонкий парный звук [ж]
. Иногда, в некоторых словах вместо
звука [ж]
мы произносим и слышим
звуки [ш]
. Например, в слове ложка. В середине слова мы слышим твёрдый согласный
звук [ш]
, а пишем
букву ж
. В этом случае, чтобы не запутаться, какую букву надо написать
ж
или
ш
, мы слово изменим так, чтобы после
буквы ж
стояла гласная буква. Например, ложечка. В середине слова мы хорошо слышим
звук [ж]
, а значит писать будем
букву ж
.

А сейчас, мы посмотрим, как пишутся эти буквы.

Буква Ж

может быть большой и маленькой.

─ Да, хорошая буква. Она похожа на жука.

─ Да. Однажды смотрю я с неба и вижу, буква ж

в траве лежит.

Побежала буква вдруг, оказалось это ‒ жук.

─ Ну что, пчёлки. Сейчас я посмотрю, чему вы научились.

Смотрите, в цветках, на листочках спрятаны слова с буквой ж

. Найдите, пожалуйста, все слова с
буквой ж
.

─ А я читать, не умею.

─ Чтобы найти букву ж

в словах, не обязательно уметь читать. Вы же запомнили, как выглядит
буква ж
?

─ Ну да, запомнили.

─ Тогда выполняйте задание, а потом проверим.

─ Ну что показывайте, что у вас получилось?

─ Можно я первый, вот моё слово.

В нем целых две буквы ж

: первая и в середине.

─ А вот и не правильно. Я сейчас прочитаю твоё слово: кукла. Ты слышишь здесь звук [ж]

?

─ Нет.

─ И я не слышу, значит и буквы ж

здесь тоже нет. Ты нашёл букву к.

Ну, что кто следующий.

─ Вот моё слово.

─ Это слово дружба. В нем есть звук
[ж]
и
буква ж
, которые стоят в середине слова.

─ Теперь моя очередь.

─ Так, это слово Женя. Это имя мальчика или девочки, поэтому написано с большой буквы

.

─ А вот ещё.

─ Ого, молодец, ты даже предложение нашёл, которое начинается с большой буквы ж

. Ну показывай, что там у тебя ещё?

─ Это Жар-птица из сказки. Мне мама читала.

─ Правильно. В названии этой птицы тоже есть звук [ж]

, который на письме обозначается большой
буквой Ж
.

─ Да, ты из всех самый умный оказался.

А вы друзья запомните, что ученье и труд – это самое главное в жизни.

Вот мы и познакомились с твёрдым согласным звуком [ж]

, который на письме обозначается большой
буквой Ж
и маленькой
буквой ж
.

С тех пор, на лужайке, над ромашкой

Пчела летает, мёд собирает и песню напевает:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я со всеми дружу

И всем про буквы расскажу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]