Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем — речь развиваем»

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка с общим недоразвитием речи, учителю-логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Так, в представленной ниже игре «Магазин» в зависимости от изучаемой темы меняется «ассортимент» описываемых картинок. А в игре «Пойми меня» не существует определённого шаблона описания. Ребенок сам ищет критерии характеристики предмета, чтобы партнер по игре догадался, о чем идет речь.

Опираясь в своей работе на методику В.К. Воробьевой — обучению рассказыванию по цепной организации с опорой на графический план, я разработала картинки-рассказы, которые и являются опорным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи, но и для автоматизации или дифференциации определенных звуков.

«Запиши рассказ» (для детей 5-6 лет)

Каждый участник игры получает большую карточку ( по принципу лото), состоящую из 8 отдельных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Так же детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок.

Педагог зачитывает:

Кошка любила сосиски. Сосиски были в сумке. Сумку охраняла собака. Собака не дала утащить сосиски кошке.

На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:

кошка-сосиски сосиски-сумка сумка-собака собака-кошка

Далее игроки по очереди рассказывают с опорой на свой план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее. Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.

Например:

Соня ела конфеты. Конфетный запах почуяла собака. Собака открыла буфет. В буфете лежали конфеты.

Еще одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается рассмотреть большую картинку, ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее аналог на большой карточке. Данная игра используется мною на подгрупповых занятиях, когда одновременно могут играть два-три человека.

Ход игры.

Ребенку предлагается не только составить рассказ по сказке, используя картинки, но и восстановить их последовательность. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Как ты узнал?»

Задача: при составлении рассказа упражнять в подборе доказательств, делая акцент на существенных признаках описываемого предмета.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Сочини-ка!»

Задача: упражнять детей в составлении предложений с использованием заданного глагола.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит»

. Дети придумывают с этим словом предложения,например:
«Бабушка готовит вкусные пирожки»
,
«Повар готовит вкусно»
,
«Таня готовит суп»
. У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д., в зависимости от цели занятия.

«Какая картинка не нужна

Цель: формировать у детей умение находить лишние для данного рассказа детали.

«Пойми меня» (для детей 5-6 лет)

Игра представляет собой логопедическое лото. Двое играющих кладут пере собой карту — игровое поле- колоду карточек, соответствующую игровому полю противника.

Первый игрок берет любую карточку из своей колоды и, не показывая ее партнеру, описывает предмет, изображенный на карточке. Второй ребенок должен отгадать, какой из предметов, имеющихся на его поле, был загадан.

Если ответ правильный, отгадавший кладет карточку на соответствующую картинку на своем игровом поле.

Если карточка не угадывается сразу, первый играющий старается более подробно описать предмет. Когда игровое поле второго игрока будет заполнено, отгадывающим становится первый игрок.

Игра «Пойми меня» развивает навыки составления короткого описательного рассказа. В нее рекомендуется играть на стадии автоматизации в предложениях поставленного звука. В данном случае имеется в виду звук Л. На карте шесть картинок: лампа, ландыш, мыло, лопата, пила, лодка.

Ход игры

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь –это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо,что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится»
(о временах года)
.

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать у детей умение передавать правильную временную и логическую последовательность сказки с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

«Магазин» (для детей 4-5 лет)

Для этой игры должны быть подготовлены картинки, отображающие предметы одной группы. Отрабатываются обобщающие понятия: овощи, фрукты, посуда, мебель и т.п.

Один из играющих становится покупателем, другой- продавцом. Прилавком может служить магнитная доска. К ним прикрепляются четыре картинки. В данном случае это чашка с блюдцем, чайник, сахарница, кастрюля.

Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду».

Продавец по описанию отгадывает одну из четырех картинок. Если она названа правильно, играющие сами выбирают двух следующих покупателя и продавца. Если ответ неверный, двух следующих назначает педагог. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая. Игра «Магазин» развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Дидактическая игра позволяет осуществлять речевое, познавательное развитие, способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Главное назначение игр – развитие ребёнка. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Общаясь с человеком, мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне, именно по содержанию речи, по ее грамотности. Чем лучше говорит ребенок, тем ему легче находит друзей, тем в более интересные игры он может с ними поиграть. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Умение подбирать слова для выражения мысли, адекватно замыслу, достаточно сложная задача, которую детям нужно освоить в дошкольном возрасте. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать максимальный развивающий эффект. Существует система занятий по развитию речи , направленная на решение в рамках одного занятия задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной речи. В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания. Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и обучения; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. Для развития связной речи детей дошкольного возраста возможно использование таких дидактических игр и игровых приемов, как «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Например, «Жил-был кот. Однажды он……. И вдруг…. »). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Игра «Найди ошибку». 1. Фонарь освещает улицу. 2. Улица освещает фонарь. 3. Конфета нужна девочке. 4. Конфете нужна девочка. (И т.п.) Хорошо использовать для развития связной речи загадки-описания. Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.) Рассматривание сюжетных картин, обучение составлению рассказа по картине. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. В продолжение работы по развитию связной речи нужно включать составление рассказа по серии сюжетных картин (не более трех). Сначала рассматриваем и описываем каждую картину из серии, а затем объединяем в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. В процессе рассматривания выделяем: начало, середину, конец рассказа. Благодаря такой дети овладевают умением подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Ребята учатся слушать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их. Следующий вид этап по развитию связной речи – работа с текстом. Работа с деформированным текстом ( без окончания, без середины, или без начала), позволяет детям фантазировать, учит самостоятельно строить связанные между собой смысловой линией предложения. Игра «Продолжи рассказ» — серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце составления предложений, дети придумывают название своему рассказу. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета. Игра «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой. Такие виды речевых игр решают ряд задач: формируют представления о композиции; развивают умение описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились составлять рассказы по картинкам, можно переходить к следующему этапу работы — творческому. Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой личный опыт, и облекать его в форму связного повествования. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя — данной игрушки, игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В помощь детям можно предложить план в виде общих вопросов, например, в рассказе «Приключения козленка»: Куда мог отправиться козленок? ; «Кто были его друзья? »; «Что с ним случилось? »; «Чем закончились его приключения? ». Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Нужно выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам. Игра «Сказка наоборот». Детям предлагается придумать сказку по аналогии со знакомой , но персонажи сказки заменяются на противоположные, например, «жил- был не колобок, а квадратик», описание хода событий в сказке должно остаться без изменений. Благодаря систематическому использованию в работе дидактических игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется словарный запас, в речи становится значительно меньше аграмматизмов. Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу)

воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

«Опиши и угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Как ты узнал?»

Цель: формировать у детей умение подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Ход игры

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.

«Пословицы, поговорки»

Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ход игры

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей

– Скучен день до вечера, коли делать нечего

– Аккуратность человека красит

– Маленькое дело лучше всякого безделья

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Игры на речевое дыхание

Правильное дыхание очень важно для речи. Речевое дыхание от произвольного отличается тем, что это осознанный процесс. Вдох и выдох не равны между собой, выдох гораздо длиннее. Сколько воздуха нужно вдохнуть — зависит от длины фразы, которую предстоит сказать.

Для речи у дошкольников, особенно долгой, обычно дыхания не хватает: ребенок часто дышит, при этом выдох укорочен, а добор воздуха при речи заметен для окружающих. Чтобы научить ребенка верно и размеренно говорить, его приходится учить правильно дышать.

Игра «Бабочки»

Берется карточка в виде цветочной поляны и много-много бабочек, вырезанных из цветной бумаги. Воспитатель помещает бабочек на полянку и говорит: «Посмотри, как много бабочек прилетели. Подуй на них, и они улетят!»

Ребенок дует на бабочек и одновременно педагог приговаривает «Дуй! Летиии». Дети тоже могут повторять это «Лети!», растягивая последнюю гласную.

Ход игры

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Верно ли это?»

Цель: формировать у детей умение замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]