Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.
В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра — 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.
В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).
Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.
Односложные слова
По минимальному количеству гласных в слове выделим односложные слова, которые содержат один фонетический слог. Вспомним, что такое фонетический слог.
Определение
Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Приложим ладошку под подбородок и четко произнесем слова:
лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд
На гласных подбородок ударит по ладони один раз. Значит, эти слова являются односложными.
Дополнительный материал
Узнаем более подробно о составе односложных слов с одним, двумя, тремя, четырьмя согласными.
Подборка коллажей с 1 по 8 тип слоговой структуры слова
1 тип: двусложные слова Словарь: лето, небо, тучи, хата, ива, пума, муха, оса, муха, коза, пони, вода, тина, жаба, дети, Ваня, Ната, пила, лупа, вата, сова, ноты, нога (ноги), лапа (лапы), ваза, духи, вымя, рога, ухо (уши), рука (руки).
2 тип: трёхсложные слова из открытых слогов Словарь: Полина, пауки, панама, помада, букеты (лилии, ирисы), газета, монеты, макака, опята, малина, бананы, посуда, молоко, лимоны, батоны, овощи, томаты, утюги, утята, сапоги, кубики, машина, кабина, колёса, веники, котята, собака, ягоды, малина.
3 тип: односложные слова Словарь: Дед, ночь, лес, кот, бык, конь, сок, суп, рак, мак, дуб, дом, гусь, пух, мяч, мышь, бак, жук, мох, пень, ёж, лось, кит, сыр, лук, нож, чай, мёд, рог.
4 тип: двусложные слова с закрытым слогом Словарь: Иван, пуфик, щенок, медаль, камин, огонь, замок, кабан, факел, закат, гамак, бегун, носок, билет, канат, петух, питон, хомяк, буфет, бидон, паук, букет, банан, батон, лимон, кокос, веник, совок, енот, диван, пакет, мешок, лебедь.
5 тип: двусложные слова со стечением согласных в середине Словарь: Ольга, юбка, майка, тапки, банты, ведро, губка, пятно, полки, бочка, банка, масло, вишня, тыква, мышки, кошка, миски, окно, сосна, ветка, шишка, лампа, письмо, ручка, вафли, чашка, пальма, кашпо, лейка, утка, тумба, мишка, шапка, нитки, кукла.
6 тип: двусложные слова из закрытых слогов Словарь: Павлик, Антон, кактус, горшок, балкон, поднос, кувшин, компот, омлет, бульон, чайник, тюльпан, индюк, червяк, фонтан, дельфин, медведь, капкан, зайчик, ельник, лесник (Максим), бульдог, зонтик, дождик, павлин, каштан, сундук, магнит, жемчуг, компас, бублик, винтик.
7 тип: трёхсложные слова с закрытым слогом Словарь: самолёт, парашют, паровоз, колокол, носорог, бегемот, телёнок, огород, патиссон, кабачок, помидор, огурец, утёнок, муравей, богомол, водолаз, рыболов, пеликан, китёнок, капитан, попугай, пароход, телефон, чемодан, котёнок, мышонок, водопад, лисёнок, ежонок, лосёнок, совёнок, соловей, воробей, лесоруб, боровик. Возможные имена: Николай, Елисей, Тимофей, Серафим.
8 тип ССС: трёхсложные слова со стечением согласных Словарь: деревня, бабушка, дедушка, внучата, девочка, Танечка, булочка, тапочки, Ванечка, рубашка, кепочка, эскимо, беседка, баранки, деревце, ёлочка, иголки, шишечки, ландыши, лягушка, воробьи, курочка, цыплята, яблоня, яблоки, букашка, ромашки, бабочка, кукушка, супница, сосиски, тарелка, солонка, капуста, улитка, лесенка, удочка, лавочка, вешенки, лукошко, ягодки, черника.
Двухсложные слова
По количеству слогов слова могут быть многосложными: двух-, трёх-, четырёхсложными и т.д.
Двусложные слова, как можно определить по их названию, содержат по два гласных звук.
Примеры
сли-ва, стуль-чик, за-бор, го-род, кро-на, те-ма, у-каз, о-стров, а-гент, и-гла, зме-я, ве-чер
При их произношении подбородок опустится на ладонь два раза, так как произойдёт два толчка выдыхаемого воздуха.
Дополнительный материал
О том, как делить слова на фонетические слоги, что нужно учитывать при этом, узнаем с примерами в статье про двухсложные слова.
Не все двухсложные слова можно перенести с одной строки на другую в соответствии с фонетическим слогоделением. Ряд слов, в которых гласный-одиночка образует самостоятельный слог, невозможно перенести, оставив одну букву на строке, например:
- зме-я — змея
- у-дар — удар
- о-браз — образ
- и-гла — игла
- а-нис — анис.
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
Трёхсложные слова
В слове может быть больше гласных, чем два. Три гласных звука в сочетании с согласными образуют трехсложные слова. При произношении трехсложного слова происходит три толчка воздуха, но один из них сильнее, который создается ударным гласным, а два — слабее в безударных слогах. Убедимся в этом, произнося слова:
лё-тчи-ца, ко-ро́-ва, бе-ли-зна́
Примеры трёхсложных слов
В трехсложных словах согласные группируются с гласными по два, три и даже четыре звука в слоге, например:
- до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
- при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
- взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.
Гласный может образовать самостоятельный слог в трёхсложном слове:
- а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
- о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
- у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.
Обратим внимание, что орфографический перенос слов, приведенных выше, не совпадает с их слогоделением из-за наличия в их звуковом составе гласного-одиночки.
Дополнительный материал
Узнаем правило переноса слов в русском языке.
Сравним фонетическое слогоделение и орфографический перенос слов:
Фонетическое слогоделение | Орфографический перенос слов |
у-щель-е | уще-лье |
о-го-род | ого-род |
о-тли-чник | от-лич-ник |
а-збу-ка | аз-бу-ка |
у-ра-ган | ура-ган |
а-дре-сат | ад-ре-сат |
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.
В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: список слов
Если разбирать слово фонетически, то в результате получится следующая картинка: количество звуков не будет соответствовать числу букв в слове. Часто бывает так, что звуков в словах бывает больше, чем самих букв. А если еще и знать, в каких словах звуков больше, чем букв в русском языке, то вы точно запомнили информацию, которую преподавали в школе учителя. Ниже представлена картинка, где есть примеры правильного написания слов и их фонетический разбор, точнее слово разобрано на звуки.
Слова, звуки
Как видите, пишется одно, а слышится иное. Посмотрите ниже некоторые примеры таковых слов в русской грамматике:
- Елочная – (йолочнайа) выходит семь букв и восемь звуков
- Маяк – (майак) четыре буквы, пять звуков
- Юла – (йула) три буквы, четыре звука
- Вьюга – (вйуга)
Таких слов с количеством звуков большим, чем букв в русской грамматике множество. А зная правила, когда гласная и согласная буква означает два звука, вы сможете привести много примеров и самостоятельно. Далее смотрите еще некоторые примеры таковых слов.
Буквы, обозначающие два звука
Примеры:
- Ералаш – ⌈йиралаш⌋
- Яблоки – ⌈йаблаки⌋
- Едкие – ⌈йэтк`ийе⌋
- Енот – ⌈йинот⌋
- Ёлка – ⌈йолка⌋
- Ёмкие – ⌈йомк`ийе⌋
ВАЖНО: Когда в слове имеется мягкий, твердый знак и есть гласные: Ё, Е, Ю, Я, то буквы и звуки будут уравниваться за счет того, что мягкий, твердый знаки не имеют никаких звуков.
Звуковой перевес
Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.
Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.
Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».
Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.
В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» «у», «я» «а».
Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»), люк ( «ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).
Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.
Это происходит в позициях, когда:
- «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко),
- идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).
Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.
Игра первая
Чтобы научить читать ребенка по слогам сначала надо выучить слоги на букву «а», «у», «и», «о», затем «е», «ё», «ы», «ю», «э», «я». Выберите слоги на букву «а» и «у», прочитайте их с ребенком не торопясь.
Затем вы при помощи этих слогов можете составлять простые слова и читать их вместе с ребенком.
Читаем и составляем слова с буквой «а», «у»: а-у, ма-ма, па-па, ра-ма, ма-ша, суп, лу-жа, ка-ша, му-ха, жа-ба.
Теперь добавьте букву «о».
Читаем и составляем слова с буквой «о»: дом, рот, со-ва, кот, кол, лом, вол, но-та, во-да, ко-за.
Добавляем букву «и».
Читаем и составляем слова с буквой «и»: ли-са, си-ла, пи-ла, ли-па, Ми-ла, гу-си, зи-ма.
Добавляем букву «е», «ё».
Читаем и составляем слова с буквой «е», «ё»: ёж, ёрш, се-ло, не-бо, бе-да, де-ло, же-ле, ле-то, мо-ре.
Добавляем букву «ы».
Читаем и составляем слова с буквой «ы»: мы-ло ун-ты, сыр, ры-ба, ша-ры, ча-сы, бу-сы.
Добавляем букву «э».
Читаем и составляем слова с буквой «э»: э-ра, э-му, э-хо.
Добавляем букву «ю».
Читаем и составляем слова с буквой «ю»: Ю-ра, ю-ла, Ю-ля, юр-та, у-ют.
Добавляем букву «я».
Читаем и составляем слова с буквой «я»: Я-ша, я-ма, Я-на.
Пример анализа слов
Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:
- Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
- Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
- Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
- Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.
Каюта: фонетический разбор слова
Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.
Определение количества звуков
Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.
Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.
Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».
Если есть, то определить их позицию:
- после согласной,
- после твердого или мягкого знаков,
- после гласной,
- самое начало.
Это интересно! Говорим грамотно: есть ли слово нету в русском языке
Продолжить анализ в зависимости от позиции:
- Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь),
- Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы),
- Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
- Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.
Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.
План фонетического разбора слова
Это следующие случаи:
- удвоенные и непроизносимые согласные,
- твердый/мягкий знаки,
- гласные «е», «ё», «ю», «я».
Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.