Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] – [дама´] – [до´ма];
- [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й»
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Й
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком «Й». Звук [Й] обозначается буквой -и краткое (Й).
-На какую букву она похожа (И). Эта буква очень похожа на букву «И»
Воспитатель;
Букву Й, зовут «И кратким»
«Й» как «И» в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Воспитатель;
Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словах йод, йога, йогурт
Воспитатель;
Определите: гласный или согласный?
Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].
Скажите, какой по характеру звук [Й’]?
Вывод: Звук [Й’ ] — согласный, звонкий, всегда мягкий.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет у кого в имени есть звук Й. Да, это у нас Андрей
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Андрей букву Й на первом этаже, под буквой Л,перед буквой Р.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Андрей: зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Андрей : потому что Й- согласный, звонкий, бывает только мягким
Воспитатель: Теперь Андрей найди в словах звук Й и напиши букву Й. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
1. Приозносим слова:
Попугай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым цветом
Йод: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Майка: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым
2. В пустых клетках, рисуем предметы со звуком Й
Андрей:
Йогурт: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым
Трамвай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым
Соловей: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым
Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Даша и Женя?
Даша : воробей, йогурт, муравей
Женя :Дюймовочка, Айболит, лейка
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Транспорт»
Цели. На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) .
Ход игры. Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт], транспорт.)
Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные).
Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской.
Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина.
Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный). Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
6. Игра «Нарисуй сам» Цели. Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт».
Ход игры. Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
7. Игра «Трамвай»
Цели. Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик.
Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. (Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины — грузовой.) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай.
Итог занятия.
— Вот мы и познакомились со звуком и буквой Й.
— Что вы можете сказать про этот звук?
-Назовите слова со звуком [Й].
— Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
Глухие и звонкие звуки
По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые
шипящие согласные звуки:
железо
[жэл’эзо],
шесть
[шэст’];
но в сочетаниях жи, ши
не пишется буква
ы
. Сочетания
жи, ши
всегда пишутся с буквой
и
:
жи
вот, гара
жи
,
ши
ло, каранда
ши
.
Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие
шипящие согласные звуки:
часы
[ч’асы],
щука
[щ’ука],
но в сочетаниях ча, ща
пишется буква
а
, а в сочетаниях
чу, щу
пишется буква
у
:
ча
шка, пло
ща
дь,
чу
лок,
щу
ка
.
Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — [д’а´д’а], тётя — [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Буквы и звуки
Когда дети начинают изучать в 1 классе буквы и звуки, они порой смешивают эти понятия. Однако буква и звук – совершенно разные фонетические термины. Буквой называется графический значок. А звук – это то, что мы слышим и произносим. За каждой буквой закреплены определённые звуки, с которыми они соотносятся в большинстве случае, но прямого сходства между ними нет.
Транскрипция – это способ передачи звуков, которые мы слышим, на письме. С её помощью лёгко проследить разницу между буквой и звуком. Например, существуют буквы, за которыми не закреплены звуки: твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь). Их функция – передавать твёрдость или мягкость звука:
- мол – [мол] или моль – [мол’].
Кроме того, есть буквы, которые могут передавать разные звуки: мы пишем «мОлОко», но произносим [мАлАко]. Также одна и та же буква может передавать несколько звуков:
- моё [май’о].
Ввиду этого вести речь о согласных и гласных буквах и звуках не совсем корректно.