Как научить ребенка читать: эффективные приемы и методики обучения чтению

У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути.

В нашей стране известно четыре способа обучения чтению:

  1. буквосослагательный метод
  2. аналитико-синтетический метод
  3. складовый метод
  4. метод целых слов

В каком возрасте начинать обучение чтению?

Единого мнения о том, когда лучше приступать к занятиям, нет – у каждого родителя или учителя есть свои мысли на этот счет. Однако большинство специалистов рекомендует начинать учить читать не ранее 5 лет. К этому возрасту уже формируются нужные способности – умение запоминать, воспроизводить в памяти и распознавать различные символы.

Но возраст – далеко не единственный показатель готовности к обучению. Поэтому важно убедиться в том, что он уже обладает всеми необходимыми способностями.

Основные правила изучения

Есть ряд правил, следуя которым ребенка в 5 лет можно научить читать. Рассмотрим основные:

  1. Подача примера. В семье, где есть культура чтения, детки сами тянутся к книгам. Прочитать книгу нужно не потому, что это полезно и нужно, а в свое удовольствие.
  2. Читать вместе с ребенком и обсуждать. Читать ребенку вслух, а после разглядывать картинки и задавать вопросы: «А кто это нарисован?», «Покажи, где у собачки глазки». Деткам постарше пробовать.
  3. Идти от простого к сложному. Начинать учить ребенка 6 лет стоит со звуков, а после переходить к слогам.
  4. Показать, что буквы есть везде. Пусть малыш ищет буквы, которые окружают его дома и на улице. Это наименования магазинов, сообщения светофоров.
  5. Игры. Даже в 6 лет необходимо учить читать в форме игры. Стоит собирать кубики с буквами и слогами, составлять слова, просить чада прочитать то, что написано на вывеске.
  6. Использовать любую возможность для тренинга. Если родитель сидит с ребенком в очереди в поликлинике, дома в дождливый день, на улице в парке, стоит доставить книжку с картинками и историями. Нужно просить ребенка почитать ему. Это правило подходит для деток в 6 лет.
  7. Закрепление успеха. Регулярно повторять истории, искать в новых историях старых героев.
  8. Не заставлять ребенка учить и читать книги. Это самое важное правило. Не стоит отнимать у ребенка детство. Обучение должно быть в радость, а не через слезы.

Уделяя внимание каждому пункту, каждому родителю удастся продуктивно позаниматься с ребенком в 6-7 лет.

Как понять о готовности ребенка начать обучение

Для начала стоит убедиться, что учащийся уже обладает всеми нужными навыками. В первую очередь, это касается уровня развития устной речи. Дошкольник должен уметь понятно и логично изъясняться, правильно строить предложения, выговаривать все звуки, рассуждать на те или иные темы, пересказывать какие-либо события.

Также важно учитывать и уровень концентрации внимания. Далеко не все дети способны долгое время концентрироваться на занятии, не отвлекаясь на сторонние раздражители. Если им не хватает усидчивости, то они не смогут полноценно воспринимать предложенный родителями или педагогом материал, а значит и эффективность занятий снизится.

Только убедившись в готовности ученика, можно приступать к освоению грамоты, и для этого требуется выбрать из списка всевозможных программ наиболее подходящую. Рассмотрим их подробнее.

Преимущества игровой формы обучения

Изучение основ грамоты обычно представляется ребенку сложным и скучным процессом, поэтому вместо занятий с родителями или с учителем он предпочел бы во что-то поиграть. И выбор в пользу игр понятен, ведь у малышей игровая деятельность является ведущей. Им трудно усидеть на месте, долго удерживать свое внимание на чем-то неинтересном. Из-за этого далеко не все образовательные программы и методы подходят для работы с детьми дошкольного возраста.

Лучше всего показывает себя обучение чтению дошкольников непосредственно в игровой форме. Оно дает возможность изменить отношение малыша к занятиям, вовлекает его в учебный процесс, преподносит знания в легкой и понятной форме. Благодаря формату игры освоение грамоты приобретает развлекательный характер, а потому удерживает внимание ученика, не переутомляет его и не дает ему отвлекаться. Такой подход позволяет более интересно преподносить материал, а значит ребенку легче будет его понять и запомнить.

Методики обучения дошкольников чтению

Методик, позволяющих научить малышей читать, существует огромное множество, но самой популярной является фонетический метод. Именно на его основе дошкольники учатся в детском саду, и именно по нему первоклассников обучают грамоте в школах. Фонетический (или звуковой) метод предполагает последовательное изучение звуков, а затем букв и слогов вплоть до освоения фразового восприятия текста. Родители и педагоги ценят этот подход за последовательность и за возможность плавного перехода от одной темы к другой.

Но наряду с этим методом популярностью пользуются и другие:

  • Методика Монтессори. Отличие этого метода заключается в том, что малыши сначала учатся писать буквы, обводя их пальцем по специальным контурным пособиям, и только потом их изучают. К плюсам можно отнести дополнительное моторное развитие и игровую форму, позволяющую заниматься с интересом. Но есть и минусы – требуется большое количество методических материалов. Также педагог или родитель, использующий этот метод, не столько учит, сколько наблюдает за процессом, из-за чего страдает эффективность.

  • Кубики Зайцева. Для занятий используются специальные кубики, на которых изображены различные буквы или их сочетания – склады. Они отличаются от привычных всем слогов. Если в слоге обязательно должна присутствовать гласная, то склады могут состоять, как из сочетания гласной и согласной, так и из одной согласной или ее сочетания со знаком твердости/мягкости. Например, воспроизведение слов «паровоз» и «лебедь» по складам будет выглядеть как «па-ро-во-з» и «ле-бе-дь». Считается, что так малышам намного проще освоить основы. Но стоит помнить, что в школе ребятам придется производить слоговой разбор и демонстрировать навыки послогового чтения. Если они обучались по кубикам Зайцева, то им придется переучиваться.
  • Методика Соболевой. В ее основе лежит задействование воображения малыша, а сама программа учитывает то, как он лучше воспринимает информацию – визуально, кинетически, на слух. Ученик осваивает ту или иную букву через какой-либо образ – изображение узнаваемого персонажа или объекта. Используется игровой подход, что позволяет не только научить ребенка читать, но и увлечь его чтением. При всех плюсах этой программы ей не хватает системности, но ее элементы нередко используются в других форматах обучения.

  • Карточки Домана. Данная программа отличается от всех перечисленных – она учит малышей сразу воспринимать целые слова, пропуская другие этапы. Сторонники данного метода утверждают, что обучать по нему можно с самого раннего возраста. Однако, если взрослые учат ребенка читать по карточкам, то это может вызвать проблемы в школьном возрасте – ученикам будет сложно производить разбор слова, так как звуковой, буквенный и послоговой этапы они пропустили.

Когда нужно начинать учить ребенка читать

Специалисты говорят о том, что лучший возраст начать учить детей читать – от 4,5 до 6 лет. С практической стороны ребенок стремится обучаться в 5. Но важно помнить о том, что каждый малыш особенный в развитии, и если он не вписывается в общепризнанные сроки, то это говорит, что надо немного отложить время обучения.

Есть целый ряд факторов, по которым можно выявить, готов ли малыш овладевать процесс чтения. Самые важные:

  1. Произношение без проблем. У ребенка выдержан темп и ритм речи, а также нет проблем с произношением звуков.
  2. Нет нарушения восприятия информации. Дети не видоизменяют слова, несложные в озвучивании, не задают одни вопросы очень много раз.
  3. Нормальное владение речью. Умение выстраивать выражения, хороший запас слов, умение выразить мысли.
  4. Хороший фонематический слух. Малыш запросто может определять звук речи, повторять услышанные звуки, указать первый или последний звук в слове.
  5. Нормальный ориентир в пространстве. Четко понимает вверх, вниз, вправо, влево.

Если внимательно следить за ребенком, то станет ясно, в какой момент ему понравится составлять буквы в слова. Конечно, при первых попытках малыш может прочитать некорректно, но это не проблема. Это только свидетельствует о том, что мозг спокойно готов для закрепления нового умения.

Важный этап: чтение по слогам

Некоторые программы, а также несистемные самостоятельные занятия не позволяют проработать один из самых значимых этапов – слоговой. В дальнейшем это приводит к тому, что ученику сложно освоить фразовое воспроизведение. Ему не удается плавно перейти к нему после слогового этапа, так как страдает скорость и качество восприятия прочитанного.

Поэтому после изучения алфавита и освоения побуквенного воспроизведения, требуется изучить и слоги, начиная с простых и постепенно переходя к сложным. Именно такой подход используется в звуковом методе, поэтому он лучше всего подходит для обучения детей чтению.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.


Обучение по методу Зайцева
Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Игры, которые обучают чтению

Даже проверенный классический метод требуется адаптировать для дошкольников, и для этого стоит внедрить в него игровые элементы. Так удастся вовлечь учеников в процесс урока, благодаря чему они смогут заниматься с интересом. В ходе занятий можно использовать следующие игры:

  • «назови предметы, которые начинаются на …». Родители называют малышу букву, а он придумывает как можно больше слов, которые с нее начинаются. Эта игра не только закрепляет знания об алфавите, но и тренирует воображение, а также расширяет словарный запас.

  • «найди загаданную букву». Дошкольнику называется буква, а он должен быстро найти ее среди других. Выполняя это задание, он сможет закрепить уже изученный материал и повысит скорость реакции.
  • «найди новые слова». Взрослые придумывают и записывают какое-нибудь длинное слово, например, «образование», а малыш составляет слова из его букв: «образ», «раз», «зов», «воз» и так далее.
  • «сопоставь с картинкой». Предлагается прочитать два слова и объединить одно из них с картинкой. Это задание тренирует образное мышление и навыки воспроизведения текста, а также учит более осознанно воспринимать прочитанное.

Метод целых слов

Метод обучения целыми словами (его еще называют «глобальное чтение») в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.

На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!

Упражнения для обучения чтению

Для тренировки навыков можно использовать и различные упражнения. Например, если алфавит уже изучен, то можно назвать какую-либо букву и попросить определить то, какая она – гласная или согласная, мягкая или твердая (для согласных), ударная или безударная (для гласных). В дальнейшем это упражнение поможет лучше справляться со звуко-буквенным разбором, который изучается в начальных классах. Малыш уже будет знать основные характеристики и свойства звуков, что существенно облегчит процесс обучения.

Еще одним важным упражнением является обычное воспроизведение текста. Чем чаще ребенок читает, тем эффективнее ему удается совершенствовать свои навыки. Однако перед тем, как перейти к этому этапу, нужно убедиться, что все предыдущие хорошо закреплены и проработаны. Важно последовательно изучить все необходимые темы, а для этого требуется заниматься по проверенной методике.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

  • Кубики Мякиши «Азбука в картинках» в магазине OZON.ru.
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики «Азбука», 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Основные методики – какую выбрать?

При выборе программы важно обращать внимание на множество критериев – узнать, какие этапы она в себя включает, в какой форме проводятся занятия, будут ли они интересны, легко ли будет учиться читать. Стоит помнить, что задача того или иного метода – не только обучить грамоте, но и заинтересовать, пробудить желание знакомиться сначала с небольшими текстами, а затем и с книгами. Для этого занятия должны вестись профессиональными педагогами по той программе, которая учитывает возрастные особенности учащихся.

Дошкольникам от 5 лет и младшим школьникам подойдет методика обучения чтению от академии развития интеллекта AMAkids. Ее ключевой особенностью является игровой формат, а также принцип постепенного перехода от простых тем к сложным. Перед тем, как перейти к новому этапу, знания учеников проверяются и при необходимости дополнительно закрепляются. Так удается более эффективно освоить весь материал и научиться читать бегло. Запишитесь на курсы от AMAkids и начните учить ребенка грамоте уже сейчас.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

Советы логопеда: как заниматься чтением правильно

Полноценное занятие должно соответствовать методическим правилам. Не смотря на столь скучное словосочетание, оно обозначает много приятного для Вас и ребенка.

  • Начните обучение, если малыш разговаривает достаточно правильно. В том случае, если его речь отличается множеством звуковых ошибок, доверьте чадо логопеду.
  • Не стоит заучивать весь алфавит одновременно! Начинайте с популярных звуков, а именно, с гласных.
  • Чтобы собрать внимание маленького ученика, закройте страницу листом белой бумаги с окошком для того слога, который он читает в данный момент.
  • Дублируйте уроки в Букваре магнитными или разрезными буквами.
  • Не форсируйте обучение! У каждого ребенка свой темп.
  • Сочетайте чтение с наблюдением за артикуляцией: как двигаются и располагаются губы, язык и зубы во время произношения определенного звука.
  • В свободное время играйте в звуковые игры.

Буквенное окошко

Вы наверняка помните эту игру из собственной школьной жизни. Она хороша и в том случае, если мы учим читать ребенка 5 лет. Учитель предлагал классу картинку, а под ней школьники видели подпись, в которой недоставало гласного звука. Например: РАК, МАК, РОТ, БОТ и так далее. Слова обязательно подбирать трехбуквенные.

Интересные задания получаются, если из предложенного набора букв можно составить несколько слов (ДыМ-ДоМ-ДаМ). Тогда ребенку придется хорошенько подумать, а ведь этого мы и добиваемся, не так ли?

Желательно, чтобы картинка была многоразовой – сделайте под гласный кармашек или приклейте квадрат из скотча (вписанную маркером букву можно будет стереть спиртом).

Слоговый конструктор

Замечательный и полезный прием — обучение чтению детей 5 лет с помощью конструктора из слогов. Его нетрудно изготовить самому. Приготовьте несколько прямоугольников из бумаги. На каждом напишите слово из 2 слогов. Разрежьте слов пополам – чтобы слоги оказались на разных частях «конструктора». Ребенок должен сложить слово снова. Выполняя задание, ребенок внимательно думает. Этот прием самым положительным образом влияет на осознанное чтение. То есть, малыш начинает понимать, что он читает.

Задание можно сделать сложнее – предложить два слова одновременно, добавить лишний слог, написать слова из 3 слогов и больше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]