27 июня 2016
Аверьянова Света
Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро про себя и вслух, узнаете из нашей статьи.
Скорочтение и его виды
Существует всего три вида скорочтения:
- Аналитическое. Здесь есть свои принципы, подходы. Оно самое трудное из всех и самое медленное, так как требуется усвоить всю информацию и понять ее. Скорость чтения не превышает 3000 знаков в минуту.
- Ознакомительное. Более лёгкий вид, по сравнению с предыдущим. Особо полезна эта техника чтения, если в голове уже есть структура знаний и нужно лишь дополнить ее и расширить. Эта техника подойдет для чтения лёгкой литературы, новостей. Скорость чтения составляет около 5000 знаков.
- Поисковое. Это самый быстрый способ чтения. С его помощью легко найти нужный фрагмент текста. Также отлично подходит для освежения в памяти уже имеющихся знаний. Скорость чтения может достигать 14 000 знаков в минуту.
Человек может освоить все три техники и использовать их по мере необходимости.
Работа с таблицами слогов
Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.
Детям предлагаются различные задания:
- прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
- произвольное прочтение слогов;
- найти в таблице указанный слог;
- послогово показать слово в таблице.
Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.
- Презентация «Слоговые таблицы к урокам произношения и обучению грамоте в 1 классе.
Как освоить скорочтение в домашних условиях
Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.
Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
В каком возрасте начинать
Можно услышать распространённое мнении, что начинать учить ребенка методике скорочтения можно в любом возрасте, так как косвенно оно развивает внимательность, улучшает память. Специалисты имеют на этот счет противоположное мнение и убеждены, что эта техника чтения подойдет для детей старше 14 лет.
В этот период начинается в школе обучение различным наукам. Появляется физика, химия, алгебра и другие сложные предметы. Школьники сталкиваются с проблемой освоения больших массивов знаний за короткий промежуток времени. Для этого и пригодятся эти полезные навыки, прочитывать большой объем информации и при этом хорошо его усваивать.
Занимаясь с ребенком скорочтением в раннем возрасте, есть риск заложить неправильную познавательную стратегию. В первую очередь должен читать грамотно и правильно.
Если к десяти годам нет проблем с чтением, можно начать увеличивать скорость. Важно понимать, что скорочтение не учит читать, а учит делать это максимально эффективно.
По вальдорфской школе
Эта школа предполагает всестороннее развитие учащегося. Акцент делается на максимальном познании точных и гуманитарных наук. Обучение навыкам быстрого чтения начинается в возрасте 5-7 лет и проходит очень интенсивно. Вальдорфская школа и ее методы обучения распространены в некоторых странах Европы. В России таких школ крайне мало, они есть лишь в некоторых городах РФ.
По методике Зайцева
Основана эта методика на «кубиках Зайцева» и рассчитана на обучение чтению детей старше двух лет. Она может использоваться в детских садах, школах, дома. Показывает хорошие результаты при работе с детьми с особенностями развития – ОНР, ЗПР, алалия и другими речевыми и умственными нарушениями. Используется метод Зайцева в работе с детьми с нарушениями зрения и слуха.
Обучение базируется на аналитико-синтетическом методе — использование складываемых блоков в игровой форме.
Буква имеют большие размеры, их видно даже с расстояния в несколько десятков метров. Это необходимо для того чтобы дети не испытывали затруднений при их разглядывании. Сами кубики раскрашены в разные цвета – красные, золотые, зеленые и другие, при этом они все разного размера и имеют внутри наполнители, издающие характерные звуки при встряски. Это сделано с целью быстрого и надежного запоминания звуков, букв, слогов. Такая методика имеет ряд других положительных эффектов:
- вырабатывает навыки письма;
- исправляет логопедические дефекты речи;
- речь становится чистой, разборчивой;
- увеличивается словарный запас;
- развивается логика;
- развивается самостоятельность обучения.
Есть статистические данные, когда дети начинают читать. Дети в возрасте 2-4 лет, начинают читать через 6 месяцев занятий. Дети старше 4 лет уже через 16 занятий. Дети шести лет можгут начать читать уже через 6 занятий.
Методика Монтессори
Задачей этой методики является создание среды, когда ребенок будет развиваться с минимальным вмешательством взрослого, но под его контролем. Малыш сам выбирает занятие и продолжительность обучения. На практике, это пространство, которое максимально адаптировано для ребенка, с учетом его возраста, физиологии и других индивидуальных особенностей.
В его доступе находятся все игрушки, с которыми он может производить любые манипуляции. В этом пространстве проводятся занятия. Оно разделено на пять зон, отвечающие за свою сторону личности:
- зона практической жизни;
- сенсорное развитие;
- математическая зона;
- зона естественных наук;
- развитие речи.
Сейчас появилось огромное количество подобных детских центров, но найти действительно хороший сложно. Это связано из-за дефицита специалистов, знающие методику Монтессори в совершенстве.
Методика Скорочтения Андреева
Эта методика была разработана Олегом Андреевым. Она позволяет:
- увеличить скорость чтения более чем в пять раз;
- улучшить понимание прочитанного материала;
- сохранить полученные знания в памяти;
- улучшить внимание;
- повысить интерес к обучающему процессу.
Программы Андреева состоят из нескольких занятий:
- спринт;
- доминанта;
- сатори;
- пятый путь;
- шестое чувтсво;
- четвертое измерение.
Метод состоит их постоянных тренировок. Постепенно ребенок, перестает читать слова, а воспринимает их в виде картинки. Это очень сильно и быстро увеличивает словарный запас. Прошедший эту методику, читает в несколько раз больше книг, чем его сверстники.
Методика Лысенко
Разработала эту программу Ольга Лысенко – педагог, с опытом работы более 20 лет. Ее метод состоит из четырех курсов:
- таблица умножения;
- азбука;
- красивый почерк;
- чтение без слогов.
Пройдя все курсы, ребенок быстро научится хорошо писать, читать, складывать цифры.
Методика Домана
Состоит из набора физических и интеллектуальных упражнений и тренажеров. Доман является сторонником теории о связи физического развития и умственного. Занимаясь физическими упражнениями, родители одновременно стимулируют и его умственное развитие. Методика строится на занятиях, направленные на все стороны развития малыша.
Таблицы Горбова-Шульте
Это тест для оценки способности переключать внимание. Ее часто используют психологи для оценки концентрации внимания. Таблица состоит из красно-черных ячеек.
Пример таблицы Горбова-Шульте для тренировки скорочтения.
Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения
Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.
Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.
Дислексия
При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.
Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.
Медлительность
Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.
Нарушения слуха и зрения
Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).
Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.
Дизартрия
Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.
Не совершайте эти ошибки
Начиная учить ребенка скорочтению, родители совершают некоторые ошибки. Впоследствии, логопеды и детские психологи, тратят много времени на их исправление. Специалисты разработали некоторые самые распространённые ошибки, которых можно избежать.
Дети сталкиваются со следующими проблемами:
- Артикуляция при чтении «про себя». Происходит шевеление губ, языка. Это встречается у 80% взрослых, они проговаривают читаемую информацию, глаза при этом подолгу остаются на одном месте. Артикуляция сильно снижает скорость чтения. Техника скорочтения позволяет «сканировать текст».
- Многие люди полагаются на слух, когда зрение позволяет читать материал в десятки раз быстрее.
- Недостаточное поле зрения.
- Во время чтения, человек самопроизвольно совершает движения головой, шеей. Все это также снижает скорость чтения.
Практически все методики призваны устранить эти явления либо существенно сократить их проявления.
Называют малышу букву, а не звук
Малыш должен понять конкретный звук и представить его как букву. Чтобы «познакомиться» со звуком, родителю нужно многократно проговорит его. Можно использовать стишки, скороговорки, песенки, в которых встречается этот звук. Соответственно, показать букву, которая означает этот звук.
Складывают слоги из отдельных букв
Некоторые методики не содержат изучение букв. Они начинают процесс со слов, как в методике Домана. Методика по Зайцеву предполагает изучение складов по специальным кубикам. Прежде чем начать учить чтению, малыш должен хорошо знать все буквы и только потом приступать к их сложению в слоги и слова.
Долго читают тексты
Родители читают один текст по многу раз, так пропадает к нему интерес. Нужно использовать разные книги или разные отрывки для чтения, чтобы этого не происходило.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Упражнения для первоклашек
Классическое скорочтение рассчитано на детей старше десяти лет. Они содержат занятия на устранение проговаривания. Есть ряд приемов, которые разработаны для первоклассников, которые могут увеличить скорость чтения, улучшить память и внимательность ребенка.
Автоматизированное чтение слогов
Ребенок, не умеющий складывать слоги, пытается просто угадать правильный вариант, используя в помощь смысловой контекст. Это вдет к большому количеству ошибок и тормозит развитие чтения. Чтобы этого не происходило, использовать необходимо слоговый материал для учебе чтению. Так угадать слог невозможно.
Постепенно развивается умение читать по-сложно слова. Такой метод применяется для детей, страдающие дислексией. В этом случае обучить классическими методами чтения крайне сложно. Для этого существуют слоговые таблицы, выглядящие таким образом:
Родитель или педагог случайным образом указывает на слога, а ребенок должен его прочитать. Вначале используют таблицы из девяти клеток, постепенно она становится больше – 24, 36, 48. Таким образом чтение слогов становится автоматическим.
Хоровое чтение
Эта методика давно вошла в инструментарий русской классической школы. Ушинский К.Д. рекомендовал хоровое чтение для оживления класса и снятия усталости.
Хоровое чтение – активная и действенная форма научить читать с выражением. Чтение поэзии влияет на качество речи, появляется правильное произношение, развивается слух. В такой форме лучше запоминаются стихи или песни. Это влияет на память в целом и помогает правильно проговаривать слова и отдельные звуки.
Задание «буксир»
Это задание используется для повышения скорости чтения. Ведущим становится взрослый или учащийся, с высокой скоростью чтения. Он читает текст, остальные должны успеть за ним. Такое упражнение проводится в начальных классах и группах детских садов.
Можно делать внезапные остановки, которые не ожидают другие читающие. Ведущие может специально допускать ошибки, на которые должны указать другие читающие.
Прыжок-остановка
С командой «прыжок», ребенок должен начать читать, пока не услышит команду «остановка». Он прекращает чтение и отводит глаза от книги или закрывает ее. При следующем «прыжке», он должен начать с того места, на котором остановился.
Половинка
На экране монитора или бумажных карточках показывается слово, обрезанное на половину, и ребенок должен догадаться что за слово изображено на этой картин.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Скорочтения для детей старше 8 лет
Упражнения, которые используются для обучения технике скорочтения рассчитаны на определенный возраст ребенка. Для детей 8-10 лет существуют свои упражнения. Их можно выполнять в домашних условиях с помощью родителей. Также они используются в специализированных центрах, которые обучают данному навыку.
Вставляем буквы
Это упражнение улучшает зрительную память ребенка, учит его проводить анализ прочитанного, развивает навык соотносить первые и последние буквы слова и создавать в голове визуальный образ прочитанного. Так он лучше запоминает, что он прочитал.
На листе бумаге распечатывает фрагмент текста, в котором пропускаются гласные буквы. Школьник должен их восстановить. На эту задачу должно уйти не более 3-5 минут (текст в 3 предложения средней длины). Постепенно задание усложняется – пропускаются целые слова, словосочетания, укорачивается отведенное время.
Исправляем ошибку
Педагог или взрослый, при чтении книги, намеренно допускает ошибки, а ребенок должен указать на нее и исправить. Можно менять окончания, суффикс, неправильно расставлять ударения.
Ищем строчку
Учащийся должен найти на странице текста, все слова, начинающиеся на указанную взрослым букву. Это тренирует внимательность и способность концентрировать внимание.
Читаем на скорость
Ученик сам проводит замер своей скорости чтения и ведет записи своих достижений. Во втором классе, скорость должна быть около 70 слов и к третьему вырасти до 100.
Спрятанные слова
Это занятие напоминает чтение по анаграммам. Ребенок должен составить слова из букв, нарисованных на карточках. На начальных этапах, лучше ему дать список спрятанных слов. По мере получения успехов, это делать не обязательно. Карточки можно распечатать на принтере на обычной бумаге или наклеить их на картонное основание.
Читаем и считаем
Нужно читать текст и одновременно считать буквы, слова, знаки препинания, количество конкретных букв.
Онлайн-тренажеры для скорочтения
Научиться быстро «проглатывать» тексты без потери смысла помогут онлайн упражнения для скорочтения, которые несложно найти в сети. Одни из них универсальны, другие же позволяют тренироваться на разных уровнях сложности и отслеживать свой прогресс. Они удобны тем, что дают возможность оттачивать навыки взрослому или ребенку в самых разных ситуациях: в дороге, в школе на переменах или в очереди к врачу.
Делимся подборкой сайтов с бесплатными онлайн-тренажерами скорочтения для детей и взрослых:
- readster.club — удобный ресурс, на котором удобно следить за скоростью чтения, менять ее и отслеживать прогресс на графике;
- chtenie.net — тренажер, с 18 уровнями сложности и 5 скоростями;
- skorochtenie.online — онлайн-проверка скорости чтения и понимания текста;
- booksite.ru — еще один онлайн-тест, который проверяет только скорость чтения;
- cepia.ru — тренировки по таблицам Шульте и Горбова-Шульте и другие тренажеры.
Подавление регрессии
Регрессия – возврат взгляда на прочитанный фрагмент текста. Это происходит неконтролируемо у всех людей, что существенно снижает скорость чтения. Для избавления от этого разработан ряд особых упражнений.
Направление чтения
Карандашом или ручкой нужно вести по строчке, но только вперед. Так ребенок привыкает следовать за указкой и не возвращается назад.
Закрыть текст
Текст, который был прочитан, закрывается бумагой или закладкой. Ученик кладет ее вверх текста и по мере чтения спускает ее вниз.
Проверка скорости
Замерять скорость чтения необходимо каждый день. Полученный цифры заносятся в табличку. Так отслеживаются успехи и скорость.
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
- с пропущенными буквами;
- развернутые на 90 или 180 градусов;
- с разорванными и сдвинутыми строчками
- с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»;
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
- универсальные тексты для тренировки скорочтения;
- детские тексты для проверки скорости чтения.
Подавление артикуляции
Школьники не могут читать не проговаривая слова про себя, двигая языком. Для техники скорочтения это необходимо исправить и избавиться от этого. Для борьбы с этим можно использовать:
Музыкальное сопровождение
Текст читается под музыку. Через несколько занятий включается музыка со словами. Желательно использовать классические композиции. Не стоит включать быстрые ритмичные композиции.
«Шмель»
При чтении, ребенку мешает монотонный звук, похожий на жужжание насекомого.
Ритм
В процессе занятий, взрослый ритмично стучит пальцем по столу или другому предмету. Постепенно ритм ускоряется.
Замок
Ребенок должен плотно сжать губы и читать про себя с максимально возможной скоростью. Для дополнительного эффекта, рот можно зажать ладонью.
Упражнение 7. «Птицы прилетели»
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнения на концентрацию внимания
Тренировка на внимание – обязательный элемент скорочтения. Не стоит проводить такие занятия во время ответственных занятий. Не стоит также совмещать их с другими упражнениями. В центре внимания этого комплекса стоит «луч внимания». Он должен быть направлен на что-то одно, а не рассеиваться. Чтобы этого добиться, и созданы упражнения.
Упражнение «Линия»
На лист бумага медленным беспрерывным движением руки наносится рисунок. Это может что угодно, например цветок лилии. Ребенок концентрируется на этом занятии. Как только ребенок задумается о чем-либо или отвлечется, линия прервется. После того, как рисунок готов, взрослые считает сколько раз ребенок отвлекся от занятия.
Дальтоник
При чтении нужно называть цвета, а не читать их названия. С первого раза получается не у всех, но с тренировками, ребенок сможет назвать все цвета, не допустив ошибок.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
Концентрация на пальцах
Ученик садится на стул, держит шею прямо, голова поднята. Указательными пальцами обеих рук совершают вращательные движения. Пальцы не должны соприкасаться друг с другом, амплитуда максимально медленная.
Стрелка часов
Внимание конецентриется на кончике минутной стрелки и в течении 3 минут глазами считается сколько раз двинулась эта стрелка.
Памятка про зрительную гимнастику
Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!
Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.
1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.
2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.
3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.
4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.
5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.
Развитие анципации
При чтении книги, боковым зрением ребенок должен видеть очертания следующего слова и догадаться, что это такое. Для этого придуманы упражнения.
- Линейка. Закрывать текст на 10-15 символов, ребенок при этом должен читать на привычной скорости.
- Читаем кувырком. Текст сначала читается в обычном режиме, затем в перевернутом виде, то есть наоборот. Это упражнение влияет на память и внимание. Можно также повернуть книгу на 90 градусов.
- Половинки. Листом закрыть строчку текста, которую читает ученик. Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Чтение в паре с взрослым
Это способ научить ребенка быстро читать навязыванием ему высокой скорости чтения, которой обладает взрослый. Школьник вынужден подстраиваться под такой темп, а со временем может его держать. Оно может проходить тремя видами:
- Параллельное чтение.Родитель читает книгу, постоянно изменяя свою скорость, повышая и снижая ее. Ученик должен поставить свой палец в нужное место и постоянно за ним следить, не допуская отставаний и опережений.
- Эстафета.Текст читается по очереди – школьником и взрослым. Менять читающего нужно внезапно. Если возможно, родитель должен ускорять свой темп.
- Хвостик.Начинает читать взрослый, ребенок подключается через несколько слов после. Читать нужно вполголоса. Задачей является – не сбиться обоим.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Что тормозит чтение
Попытки научить своего ребенка быстро читать, могут столкнуться с рядом трудностей. Основными из них являются:
- Артикуляция. Проговаривание прочитанное про себя. Это явление применимо и к большинству взрослых людей. Они поступают таким же образом. Этот эффект — привычка, от которой сложно избавиться.
- Глаз не имеет достаточный угол обзора. Человек видит только ту область, куда падает его глаз и небольшую область вокруг.
- Регрессия. Это популярный недостаток, влияющий на скорость чтения.
Все методики скорочтения, снижаю влияние этих факторов, ведет к увеличению скорости чтения.
Ограниченное поле зрения
Широкий угол зрения сокращает поиск нужной фрагмента в тексте. Назывется этот угол полем зрения, которое можно расширить специальными упражнениями – таблицы Шульте. Работы сними способна развить параллельное внимание – символы, которые находятся в поле зрения, понимаются читающим одновременно, а пересчитываются при этом последовательно.
Главное при этом смотреть в центр таблицы, а видеть цифры, расположенные по ее краям. При регулярных занятиях, увеличивается скорость чтения, за счет развития периферийного зрения, то есть человек видит больше текста. Маленький угол дает возможность видеть только один фрагмент страницы текста.
Проблемы
Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).
- Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
- Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
- Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
- Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.
Упражнения для развития навыка скорочтения
Скорочтение состоит из ряда занятий и упражнений, направленных на различные сферы, от расширения угла зрения до улучшения памяти, способность концентрировать внимание на одном предмете, в данном случае – чтении книги.
Метод зеленой точки
Набюдение за точкой происходит аутогенно. Для этого упражнения нужен особый настрой. Оно развивает внимание, силу воли. Упражнение происходит таким образом:
- На листе бумаги, в центре, рисуется небольшая точка зеленого цвета.
- Нужно сесть удобно на стул, держа ровно спину.
- Нужно смотреть строго на точку и сосредоточиться только на ней.
- Расстояние от глаз до листа бумаги не должно быть больше 30 см.
Во время занятия нельзя думать о посторонних вещах, а полностью сосредоточиться только на точке. Проводится это упражнение в течении 3 месяцев по 10 минут каждый день.
Тренируем тарабарщину
Упражнение заключается в тарабарском чтении, то есть наоборот – справа налево. Так развивается образное мышление, внимание. На начальных фазах, хорошо подойдут палиндромы, (нажал кабан на баклажан), после этого можно переходить на обычный текст.
Читаем вверх ногами
Книга читается в перевернутом виде. Это упражнение повышает скорость чтения. Вначале нужно прочитать один или несколько абзацев в таком виде, постепенно читается вся страница текста.
После того как прочитали страницу наоборот, следует перевернуть в нормальный вид и прочитать заново.
Метод тик так
При чтении взгляд падает на начало строки и ее конец, остальное содержимое строки додумывается самим читающим, а после сравнивается с исходников.
Читаем по диагонали
Читающий должен взглядом идти по диагонали текста. Двигать глаза в разные стороны строго запрещается. Глаз будет видеть только некоторые слова, но постепенно объём увиденного будет расширяться. Это метод помогает выделять из текста основные фразы и смысловое значение и пропускать ненужную информацию. Читать следует с левого верзнего угла и переходит в правый нижний.
Со временем, можно поняться смысл написанного, просто окинув текст глазами. Нужно отмечать сдвиги и успехи в учебе. Для наглядности, над рабочем столом школьника можно повесить календарь или таблицу, в которой будут о. Это повышает мотивацию, давая стимул для дальнейших занятий.
Правила совершенствования навыков чтения
Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.
- Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.
Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.
Всему свое время!
- Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.
Обеспечьте ему комфортные условия.
Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.
Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.
- Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.
Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!
- Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.
Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!
Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!
Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.
- Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!
Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).
Прием «Молния»
Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Как читать быстро?
Итак, как же научиться читать быстро или (для начала!) хоть чуть быстрее, чем вы читаете сейчас, и так, чтобы вы успевали что-то запоминать? Мы подготовили для вас специальные упражнения. Большинство из них достаточно просты, но тут, как говорится, есть элемент субъективности: то, что легко для одного человека, может показаться сложным для другого, и наоборот. Впрочем, давайте приступим, и вы увидите все сами!
Разминка 2-3-5
Любая тренировка должна начинаться с разминки, и тренировка скорочтения тут не исключение. Автор книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» разработал специальную разминку для глаз перед чтением [П. Палагин, 2015].
Как «размять» глаза:
- Представьте, что ваш взгляд – это луч прожектора, «пятно» которого может сужаться и расширяться.
- «Расширьте» пятно вашего «прожектора» сразу на 2 строчки и попытайтесь «видеть» одновременно все слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине этих двух строчек.
- «Расширьте» пятно вашего «прожектора» на 3 строчки и попытайтесь «видеть» одновременно все слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине этих трех строчек.
- Повторите разминку с пятью строчками.
- Попытайтесь увидеть все слова в строчках, перемещая взгляд просто сверху вниз, а не справа налево, как мы это делаем в традиционном формате чтения.
Напоминаем, это была разминка, поэтому, если вы не вникли в смысл написанного, то и ничего страшного, это не цель разминки. Цель разминки – подготовить глаза к нагрузке и максимально эффективному восприятию текста.
Такая разминка полезна для всех, нужно ли вам сейчас быстро «проглотить» новую книгу модного автора на 300-400 страниц и написать внятный обзор, сохранив суть и создав интригу, или же вы готовитесь к экзамену по сопромату, где придется запоминать (и понимать!) абсолютно все, что написано в учебнике.
Поверьте, те три минуты, что вы вознамерились сэкономить на разминке, сразу бросившись «с головой» в омут знаний, не приведут вас к успеху, а лишь ускорят момент, когда вы устанете и будете мало чего понимать из написанного.
Клиновидная таблица
Итак, вы потренировались видеть все слова в строчке, просто двигаясь взглядом сверху вниз, а не справа налево. Так, конечно, двигаться по тексту быстрее, но теперь бы как-то начать понимать, что же там написано. Для тренировки понимания разработаны специальные «клиновидные» таблицы.
Суть в следующем. В каждой строке таблицы расположены цифры на определенном расстоянии друг от друга. По мере «спуска» взгляда цифры располагаются все дальше и дальше, однако вам нужно продолжать видеть их все. Спускаясь взглядом, следует проговаривать вслух «боковые» цифры.
Клиновидная таблица выглядит следующим образом:
Самый простой вариант – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают. В усложненном варианте может встретиться любое число от 1 до 90, причем «правые» и «левые» числа отличаются:
Специально для интеллектуальных гурманов есть таблицы, где цифры чередуются со слогами. Скажем сразу, что таких таблиц бесчисленное множество, и все образцы мы здесь, естественно, приводить не будем. Короткую тренировку с клиновидной таблицей можно провести сразу после разминки, а можно в качестве самостоятельного упражнения, подобрав для себя несколько штук разной степени сложности.
К слову, сегодня можно легко найти упражнения на скорочтение онлайн, в том числе подборку клиновидных таблиц [Мentalar.ru, 2017]. Со временем вы научитесь, двигаясь взглядом сверху вниз посреди странички, воспринимать разные числа в разных концах строки, в том числе написанные под углом 90 градусов.
Тренировка угла зрения
Сходные задачи решает тренировка угла зрения для скорочтения. Вы учитесь удерживать взгляд по центру строки, при этом воспринимая всю информацию, которая содержится в этой строчке. Благодаря интернет-технологиям сегодня доступна тренировка угла зрения на скорочтение онлайн [Мagicspeedreading.com, 2019].
Система генерирует все новые и новые таблицы с числами, а ваша задача состоит в том, чтобы найти одинаковые числа по центру и в боковых столбцах:
Будьте внимательны! Как только вы «расслабитесь», решив, что одинаковые цифры всегда расположены по центру, справа и слева, система начинает «подбрасывать» варианты, где цифры, совпадающие с одной из центральных, находятся только справа или только слева. Для самоконтроля и проверки правильности ответа пользуйтесь кнопкой «Подсказка».
Напомним, что это упражнение не столько на скорость, сколько на концентрацию внимания и расширение поля зрения. Не стремитесь находить одинаковые цифры сразу по принципу «чем быстрее, тем лучше». Сначала удостоверьтесь, что вам удается удерживать взгляд по центру поля, не смещая его вбок. И только после этого начинайте тренировать скорость восприятия, продолжая контролировать, чтобы ваш взгляд был строго по центру.
Таблицы Шульте
Еще один вариант тренировки концентрации внимания по центру текста и расширения поля зрения – это таблицы Шульте. Классический вариант таблицы представляет собой квадрат, разделенный на 25 клеток, в каждую из которых в произвольном порядке вписаны цифры от 1 до 25. Ваша задача состоит в том, чтобы, удерживая взгляд в пределах центральной клетки, найти все цифры от 1 до 25:
Разработаны и усложненные варианты. Так, один из вариантов усложнения состоит в том, что квадрат разделен на 49 клеточек черного и красного цвета, а цифры дублируются на черном и красном фоне. Как и в первом случае, вам нужно найти последовательно цифры от 1 до 25, только уже дважды – на красном и черном фоне:
Самые проницательные читатели уже успели подсчитать, что 25 + 25 = 50, а никак не 49. Мы это тоже заметили, но в чем секрет, говорить не будем. Сами, все сами, иначе до следующего варианта таблицы на 49 клеток и 48 чисел вы просто не дотянете.
Смысл следующего упражнения на концентрацию такой же, только искать нужно цифры от 1 до 48. Чтобы вам было проще сконцентрироваться, центральная клетка, на которой нужно удерживать взгляд, не содержит числа:
Скорее всего, эта версия упражнения займет больше времени, чем красно-черная таблица, однако возможны и другие варианты. В любом случае это упражнение полезно для развития навыков скорочтения как в качестве дополнения к разминке, так и в виде самостоятельной тренировки.
Сделаем небольшой исторический экскурс и скажем, что в основе идеи расширения поля зрения человека лежат исследования французского офтальмолога Эмиля Жаваля (1839-1907), который обнаружил короткие скачкообразные движения глаз человека во время чтения. Смысл тренировок – уменьшить количество таких «скачков» и увеличить поле зрения, чтобы за одно движение глаз «захватывать» больший массив информации.
По иронии судьбы, известный офтальмолог своего времени к концу жизни сам начал терять зрение из-за глаукомы. Своими личными впечатлениями и медицинскими рекомендациями для потерявших зрение он поделился в книге «Среди слепых» [Э. Жаваль, 1905]. Книга актуальна и сегодня, равно как и другие исследования врача и ученого, в том числе применительно к методикам скорочтения.
Лабиринт
Если вы почему-либо недолюбливаете цифры, тренировать концентрацию внимания можно с помощью картинок с изображением лабиринта. Суть нам всем знакома с детства: нужно найти выход за максимально короткое время.
Помимо развития навыков концентрации внимания и навыков скорочтения такая тренировка полезна для зрения, поддержания тонуса глазных мышц, улучшения кровоснабжения. Если вы давненько не «ходили» по лабиринтам, начните с самого простого варианта:
Как и многие другие упражнения, лабиринты можно генерировать онлайн на специальных ресурсах после регистрации. Смысл всех этих упражнений на концентрацию внимания и расширение «пятна» восприятия в том, что таким способом мы развиваем навыки динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда мы воспринимаем не слова по отдельности, а сразу целые фразы. В классическом примере «мама мыла раму» мы сразу представляем женщину, моющую окно, а не отдельно маму, отдельно процесс мытья, отдельно оконную раму.
Посредством тренировок можно добиться эффекта такого же быстрого восприятия более сложных отрывков текста, нежели про маму и раму. Более подробно об этом способе скорочтения можно узнать из статьи «Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста» [В. Коваленко, 2012].
Это мы рассмотрели, что нам нужно развивать, чтобы освоить скорочтение. Однако на пути нас ждут препятствия, обусловленные особенностями физиологии человека. И с ними тоже придется побороться.
Подавление регрессии
В данном случае регрессия – это возвращение к ранее прочитанному. В процессе чтения человек, не контролирующий процесс сознательно, волей-неволей возвращается к ранее прочитанному. И не всегда потому, что чего-то не понял, это просто рефлекс. Чтобы подавить его, рекомендуется вести по строчке пальцем или карандашом во время чтения с той скоростью, с которой вы читаете, постепенно ускоряясь.
Это удобно при чтении бумажных книг. При чтении с планшета, телефона или электронной книги рекомендуется сразу прокручивать и «прятать» прочитанную часть экрана, чтобы не было соблазна перечитать этот текст вновь. В принципе, для бумажной версии способ тоже подходит. Просто закрывайте прочитанную часть текста листом бумаги, закладкой или телефоном.
Тут видится логичным сделать небольшую остановку и вернуться к двум основным моментам, на которых мы акцентировали внимание в самом начале. Если вам требуется развитие скорочтения, чтобы читать «чем больше, тем лучше» и иметь общее представление о прочитанном, тогда можете реализовать любой способ подавления регрессии один к одному.
Если же вы в данный момент готовитесь к экзаменам, докладу, презентации и вам в тексте постоянно встречаются незнакомые термины, с которыми придется иметь дело в дальнейшем, тогда остановки нужны обязательно, иначе смысл скоростного чтения попросту утрачивается. Более того, вам обязательно следует включить в свой арсенал приемов развития скорочтения технику «Сбор урожая».
Сбор урожая
Название методики «Сбор урожая» навеяли автору книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» аналогии с сельским хозяйством [П. Палагин, 2015]. Лирические подробности вы можете по желанию изучить сами, мы же, в полном соответствии с нашими рекомендациями по скорочтению, остановимся на главном: всегда фиксируйте результаты своей работы!
Дочитав абзац, обязательно сделайте остановку и попытайтесь вспомнить, что же именно вы прочитали только что. Попытайтесь мысленно, а затем вслух сформулировать основной посыл, основную идею, ее смысл и содержание. Если в данном фрагменте текста были имена и даты, которые принципиальны для последующего воспроизведения (допустим, на экзамене по истории), обязательно попытайтесь их вспомнить и произнести вслух.
Если не сможете вспомнить с ходу, отложите пока на время свою борьбу с регрессией, откройте снова только что прочитанный текст и прочитайте его еще раз. Всегда помните, что любые рекомендации следует адаптировать к своим обстоятельствам, целям и задачам, а не просто слепо копировать их всегда и во всем. Это, кстати, относится и к следующей методике развития навыков скорочтения.
Подавление субвокализации
Субвокализация – это мысленное, т.е. «про себя», повторение текста во время чтения. Это еще один рефлекс, кстати, очень важный, если вы готовитесь к выступлению перед аудиторией или работаете над развитием навыков устной речи. Поэтому никогда не смешивайте две разные задачи и всегда четко определяйте для себя, над чем вы работаете в данный момент: над скорочтением или над развитием красивой правильной речи.
Другими словами, если сейчас приоритетной задачей является развитие голоса и речи, субвокализация нужна обязательно. Если в данный момент с 17 до18 часов у вас запланирована тренировка по скорочтению, тогда следите, чтобы ваш рот был закрыт максимально плотно и вы не артикулировали и не проговаривали прочитанное «про себя». Если не получается сделать это волевым усилием, можно зажать в зубах карандаш.
Это будет первым шагом на пути к избавлению от субвокализации, но это еще не все. Внутренняя речь – механизм достаточно сложный, и заставить мозг «замолчать» просто так не получится. Попытайтесь его обмануть. Например, включите музыку без четкого ритма, благо, сейчас такой полно. Или простукивайте некий рваный ритм, произвольно меняя скорость. Или напевайте что-то, не имеющее отношения к читаемому тексту. Обычное «ла-ла-ла» вполне подойдет.
Это все очень важно, потому что мысленное проговаривание снижает скорость чтения, а если вы избавитесь от субвокализации, сможете читать гораздо быстрее. Впрочем, есть и менее нагрузочные варианты слегка «ускориться».
Чтение в обратном порядке
Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Каждый раз, когда вы читаете какую-либо статью, заметку, доклад или параграф в учебнике, обязательно потом перечитывайте его еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.
Этой же цели служат и прочие ухищрения в плане «чтения наоборот». Например, вы можете попытаться прочитать текст, держа его «вверх ногами» или под углом 90 градусов. Конечно, на гаджетах с функцией «компаса» такой трюк не пройдет, но вот с бумажной книгой вполне можно экспериментировать.
Это основные приемы и способы тренировки скорочтения, а еще эксперты дают несколько дельных советов по увеличению скорости чтения, которые, впрочем, полезны, даже если это сейчас не ваша основная задача [П. Палагин, 2015].
Общие советы читающим:
- Просмотрите текст перед тем как начать его читать, обратите внимание на структуру и подзаголовки. Они вам подскажут, о чем этот текст, и вам будет проще (и быстрее!) воспринимать его смысл.
- Ознакомьтесь с оглавлением книги прежде чем начнете ее читать. Если это учебник, прочитайте выводы и резюме в конце каждой главы или раздела.
- Ставьте себе осознанные цели чтения, т.е. не просто прочитать, а что именно вам требуется узнать из текста.
- Избавьтесь от посторонних мыслей и прочих отвлекающих факторов на время чтения.
- Берегите зрение!
Так или иначе, какой-либо из перечисленных методов вам точно поможет, поэтому смело пробуйте их все. Ваши усилия вознаградятся обязательно, и вы научитесь читать быстро.