Первые звуки можно услышать от малышей в два месяца, а к концу первого года жизни дети уже уверено произносят слоги и целые слова. Однако бывает так, что малыши отстают от сверстников. Развитие речевого аппарата хромает. Чтобы справится с этой напастью, вам стоит обратиться к врачу и регулярно проводить логомассаж для детей.
Можно устранить даже самые серьезные дефекты речи, если регулярно проводить логопедический массаж языка.
Массаж языка логопедический: что это?
Под этим термином подразумевают метод интенсивного механического воздействия на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, позволяющий изменить функциональное состояние речевых органов.
Данная логопедическая методика предназначается для нормализации произношения и улучшения психического состояния пациентов, имеющих речевые дефекты. Массажные процедуры применяют при дизартрии – нарушении произношения, спровоцированном патологиями центральной нервной системы, при заикании, голосовых проблемах.
Цель
Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.
Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.
Массажные процедуры положительно воздействуют на организм
Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:
- возобновление мышечного тонуса;
- стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
- восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
- приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
- избавление от слюнотечения;
- улучшение глоточного рефлекса;
- стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.
В каких случаях рекомендован
Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.
Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.
Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.
Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:
- состояние мимических мышц и кожи;
- состояние артикуляционной моторики;
- состояние мягкого неба;
- произносительную сторону речи.
По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.
Виды логопедического массажа
Логопедический массаж лучше доверить профессионалу, который знает физиологию мышц, отвечающих за речевую деятельность
Классические массажные процедуры включают:
- лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);
- точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;
- аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;
- зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.
Самостоятельно проводимые процедуры включают:
- расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;
- воздействие на язычную мускулатуру.
II. Разновидности массажа
Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.
Пять основных разновидностей логомассажа:
- классический;
- точечный
- аппаратный;
- самомассаж;
- зондовый.
Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.
Для исполнения точечного массажа нужно знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует особенных знаний.
Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.
Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.
Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.
Массаж может быть направлен на расслабление или активизацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы – старайтесь нажимать легко, используйте скользящие движения. Если же вы решили активизировать мышцы и добавить им тонуса – массируйте глубоко и энергично.
Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.
Противопоказания
Массаж языка логопедический запрещается проводить дома, если у маленького пациента:
- острая форма какого-либо инфекционного заболевания (из-за плохого самочувствия ребёнка процедура будет бесполезной и болезненной);
- кожные патологии (возможны болезненные ощущения при массажных движениях);
- конъюнктивит;
- стоматит;
- гингивит;
- герпетическое поражение кожи;
- увеличены лимфатические узлы;
- усилено сокращение сонной артерии.
Кому противопоказан
Массаж противопоказан при следующих заболеваниях:
- острые воспалительные процессы в полости рта: вирусные заболевания (герпес), сыпь, обусловленная бактериальной инфекцией, гингивит и пр.;
- увеличение подчелюстных лимфоузлов;
- острое инфекционное заболевание;
- высокая температура тела;
- симптоматическая эпилепсия;
- внутричерепная гипертензия.
Также проведение логопедического массажа невозможно в случаях, когда ребенок в силу возраста или психического состояния неспособен слушать врача, негативно настроен к его действиям, не сможет усидеть на месте.
Показания
Массаж помогает справиться со многими проблемами формирования произношения
Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:
- нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);
- дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;
- заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;
- слюнотечения;
- слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.
А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.
Коррекция дизартрии массажем
Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.
В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:
- Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
- Улучшается качество речи;
- Нормализуется тонус мышц;
- Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
- Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.
На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.
Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.
Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:
- Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
- Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
- Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
- Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
- Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
- Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.
Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.
Логопедический массаж при повышенном тонусе
Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.
- Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.
- Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.
- Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.
- Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.
Альтернативы логомассажу
Услуги логопеда стоят не так дорого. Но родители, чадо которых не показывает положительных результатов, начинают искать альтернативы процедуре.
Одним из вариантов является нейробиоуправление или биоакустическая коррекция.
Во время процедуры к коже головы человека прикрепляются датчики, которые регистрируют активность мозговых волн. Врач сможет записать график работы мозга во время общения. Затем ребенку надевают наушники, через которые можно услышать «озвученные» сигналы мозговых импульсов. Такое лечение назначают детям с серьезными задержками развития речи.
Маленьким пациентам без ЗРР больше подойдет музыкальная терапия. Малышу предлагается слушать ритмичные песенки, подпевать им.
При пониженном тонусе
Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное. Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений.
Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.
Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.
Условия проведения массажа
Хорошо, если есть возможность водить малыша на процедуры к логопеду. Если такой возможности нет, то родители могут узнать, как делать дома логопедический массаж ребёнку.
Процедуры должны проводиться в тихой и спокойной обстановке. Нужно убрать предметы, которые могут отвлекать маленького пациента. Комнату следует проветрить. Массажист должен вымыть руки теплой водой.
Первая процедура длится не больше 5 минут, её основная цель – адаптация пациента. Первую неделю длительность занятий составляет 10 минут, следующие процедуры проводят уже 20–30 минут. При установке временных рамок нужно учитывать возраст пациента. Младенцы выдерживают не дольше 10 минут, дошкольники – до 20 минут, школьники – до 30 минут.
Проводятся занятия 2–3 раза в неделю. Ежедневные процедуры не рекомендуются, так как приводят к переутомлению мышц. Полный курс включает 15 занятий.
Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.
Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:
- зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
- зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
- зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
- зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
- зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.
Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.
Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.
Техника
Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.
Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.
Массаж языка логопедический
Движения выполняют от края органа к корневой части.
- Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
- Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
- Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
- Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
- Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
- Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
- Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.
Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.
Массаж губ
Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.
Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции
- Пальцами трут губы.
- Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
- Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
- Щиплют губы и кожу вокруг рта.
- Давят на губы.
- Делают несильные удары пальцами.
Массаж рук
Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.
- Давят на подушечки с усилением нажима.
- Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
- Рисуют пальцем на ладони спираль.
- Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
- Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.
IV. Как проводить массаж?
Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.
Логомассаж лица
Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!
Логомассаж ложками
Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.
Артикуляционный массаж для развития речи
Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.
Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.
Пальчиковый логомассаж для развития речи
Массировать пальчики – проще всего. Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы. Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.
Дело в том, что нервные окончания рук считаются связанными с речевыми зонами в нашем мозге. Поэтому пальчиковый массаж может улучшить речь малыша. Чтобы усилить эффект, можно использовать резиновый мячик.
Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.
Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>
Наборы инструментов для логомассажа
Зонды для проведения логомассажа – это специальные инструменты, сделанные из проволоки. Они используются для того, чтобы механически воздействовать на язык и прочие органы артикуляционного аппарата ребенка. Их применение позволяет поставить малышу звуки и скорректировать речевое произношение. Зонды – это исключительно отечественное изобретение. В ЕС и США логопеды не используют зонды – они даже не знают технологий обращения с ними!
Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.
Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.
Массажные зонды применяются в методике Новиковой.
Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:
- массажная палочка;
- устройство для поднятия языка;
- зеркало (для обследования рта);
- винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
- роторасширители.
Логопедический массаж ложками
Логопедический массаж проводят двумя ложками. Величина столовых приборов определяется возрастом пациента. Для младенцев оптимальны маленькие пластмассовые приборы.
- Выпуклой поверхностью приборов гладят по губам.
- Делают круговые движения по губам.
- Краем ложки несильно давят на носогубные складки.
- Скребут краями по губам.
- Выпуклой поверхностью массируют круговыми движениями скулы и подбородок.
- Затем веки и область под глазами.
- Растирают переносицу.
Массаж зубной щеткой
Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.
Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи
Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.
Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.
Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.
Самомассаж
Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.
Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.
Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.
Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.