Показания к проведению логопедического массажа
Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.
Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.
Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:
- частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
- различные дефекты лечи;
- чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
- чрезмерное рефлективное слюнотечение;
- сбой произносительной системы речи в целом;
- ДЦП;
- нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
- все виды логопатии.
Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.
Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.
Медикаментозная терапия
Прием лекарственных препаратов направлен на стимуляцию развития речевых центров головного мозга. Только врач невролог может назначить ребенку какие либо препараты. Дозировка и вид лекарств должны подбираться так же врачом по результатам обследования ребенка. Первоначальные дозы выбираются очень маленькими, затем они увеличиваются. Стандартный курс лечения продолжается от одного до трех месяцев, после чего проводится анализ речевого развития ребенка. Принимаемые лекарства не имеют побочных эффектов.Обязательно наблюдение у невролога.
Помимо этого, родителям предписывается тщательно следить за режимом питания своих детей. Рацион должен быть разнообразным и учитывать потребности ребенка в витаминах, минералах и питательных веществах, которые укрепляют иммунитет. Для «строительства» тканей рекомендуется пища, богатая углеводами и белками. Дополнительно детям прописывается прием витаминов B12 и B15.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
- достижение точной артикуляции звуков;
- улучшение состояния голосовых связок;
- нормализация респирации в процессе речи;
- предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
- общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
I. Польза логомассажа для детей
Логомассаж отлично воздействует на речевой аппарат. Специальные приемы позволяют менять состояние мышц, нервных волокон, кожи, сосудов так, что ребенок начинает лучше произносить слова.
Достоинства логомассажа
Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:
- нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
- уменьшается патологические и случайные движения мышц;
- активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
- улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.
Логомассаж положительно воздействует на всю нервную систему ребенка, улучшает показатели здоровья. Например, массаж оказывает стимулирующее действие на кровообращение, улучшает обмен веществ, насыщает кровь кислородом, способствует клеточному питанию. Такая процедура делает мышцы более эластичными и сильными, а также ускоряет восстановление после нагрузок и повышает работоспособность.
Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.
Показания и противопоказания
Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.
У процедуры есть свои противопоказания:
- инфекционные заболевания;
- кожные болезни;
- проблемы со слизистой оболочкой глаз;
- увеличенные лимфоузлы.
Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.
Давайте теперь разберемся, какие виды логомассажа вообще существуют, и разберем конкретные техники.
Основные виды массажа
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
- Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
- Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.
Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.
Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.
Что делать, если ребенок плохо говорит в 6 лет?
Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.
Как понять, что пора обращаться за помощью
Не стоит нанимать логопеда годовалому ребенку, который еще физически не сформирован для правильного произношения звуков. Но и затягивать с обращением за помощью не стоит. К первому классу малыш уже должен уметь свободно общаться.
Если есть сомнения по поводу целесообразности логомассажа, стоит ориентироваться на следующие критерии.
Обратиться за помощью нужно, если ребенку исполнилось 5 лет, но его речь нечеткая, окружающим сложно понять суть обращения.
При чтении или попытках пересказать длинные истории, малыш заикается, повторяет одни и те же слова, удлиняет звуки.
Насторожить должны тенденции к упрощению фраз. Например, вместо того чтобы сказать: «Мама, я хочу надеть зеленые штаны, а не красные», ребенок начинает истерику, кричит: «Мама, не хочу». Помощь логопеда обязательно нужна, если речевые проблемы мешают малышу налаживать первые социальные связи со сверстниками.
У ребенка могут быть навыки чтения вслух, в кругу семьи он может демонстрировать прекрасное произношение. Но если на людях малыш замыкается, то стоит «порепетировать» процесс общения со специалистом.
Однозначным показанием к обращению за профессиональной помощью будут диагностированные заболевания, включая:
- синдром Дауна;
- аутизм;
- тугоухость.
В таких случаях не стоит ждать определенного возраста. Массаж языка необходим ребенку для развития речи. Дополнительно можно проконсультироваться со специалистом по патологиям речи. Врач поможет разработать программу для домашних занятий.
Многие сложные состояния требуют участия других специалистов, например, с детьми с ДЦП работает психолог.
Специфика массажа в домашних условиях
При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет?
Для детей возрастом 3 года, обычно используется массаж зоны воротника, реже артикуляционная гимнастика. В этом возрасте самое главное — развивать мелкую моторику рук, воздействуя на центры, находящиеся на ладошках и кистях рук.
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет:
- Поэтому оптимальным вариантом является приобретение колючих шариков, мелких прищепок, и крупы. Чаще давайте ребенку перебирать крупу, играть с ней. Необходимо, чтобы активные точки на пальцах ребенка постоянно были задействованы. Это стимулирует развитие головного мозга, тем самым улучшая речь ребенка.
- Помните, наиболее эффективным в возрасте 3 лет является массаж шеи. Он позволяет улучшить кровообращение в головном мозге, тем самым улучшая общее самочувствие ребенка.
- Лучше всего выполнять массаж только после консультации с доктором, и демонстрации упражнений опытным массажистом. Дело в том, что при достаточно сильном нажатии, можно навредить ребенку.
Массаж зондом
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.
Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР: отзывы
Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР, отзывы:
Наталья. Делала массаж своему сыну, ему 5 лет. Скоро в школу, но имеются проблемы с речью. Невролог назначил такой массаж. В кабинет к доктору сын ходить не стал, постоянные истерики. Делала дома курсами. После 2 курсов появились улучшения.
Вера. С речью у моей дочери были серьезные проблемы. Основная причина — родовая травма в шейном отделе. Знакомая порекомендовала массаж воротниковой зоны. Нанимали массажистку, которая приходила домой. Эффект заметен, но кроме массажа мы занимались артикуляционной гимнастикой.
Елизавета. Люблю своего сына, вкладываю в него много средств и времени. Заговорил очень поздно, поэтому в 6 лет имеются проблемы с речью. Постоянно делаем массаж шеи, верхнего отдела спины, лица. Ходим к логопеду, постепенно речь улучшается.
Массаж лица
Много полезных статей для развития детей можно найти на нашем сайте:
- Чистоговорки для детей: лучшая подборка
- Детские игры от 6 лет на развитие слуха и восприятия
- Развивающие игры для детей от 5 лет
- Развивающие игры для детей от 1 года
- Поговорки и пословицы для детей дошкольного возраста
Можно смело комбинировать массаж со стихами, потешками. Можете рассказывать популярную басню, например “Ехали медведи”, и массировать воротниковую зону малыша. Старайтесь также проработать каждый позвоночник в области шейного отдела.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
- Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
- Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
- Круговые и спиральные движения по всей площади.
- Похлопывания всей плоскости языка.
- Прижимание продольной мускулатуры.
- Массаж уздечки сверху вниз.
- С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:
- Максимальное вытягивание языка.
- Подтягивание языка к носу и подбородку.
- Покачивания и отведения в стороны язычка.
- Губы трубочкой.
- Растягивания, поднятия, опускания губ.
- Сжимание и облизывание губ.
Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.
Противопоказания
Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:
- вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
- стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
- кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
- любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
- эписиндроме;
- грубых психических отклонениях.
При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
- Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
- Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
- Делаются круговые поглаживания щек.
- Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
- Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
- Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
- Кончиком изделия растирается носогубная область.
- Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
- Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.
Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Зачастую для наибольшей эффективности логопедической работы необходимо, чтобы ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, сначала прошел неврологическое лечение. Также очень эффективным является одновременная работа двух специалистов: логопедический массаж на фоне медикаментозного лечения, предложенного неврологом.
Продолжительность логопедического массажа зависит от тяжести дефекта. В своей практике я всегда привлекаю родителей (как правило, маму или бабушку) к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, провожу для родителей беседы, объясняю, в чем заключается основная причина затруднений ребенка, с чем это может быть связано; объясняю родителям важность и необходимость логопедического массажа для ребенка; провожу для родителей открытые индивидуальные занятия и мастер-классы по массажу, а также обязательно обучаю маму логопедическому массажу в домашних условиях. Данный опыт показал, что эффективность логопедического воздействия возрастает в несколько раз по сравнению с теми детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех детей, с которыми мною регулярно проводился логопедический массаж в условиях дошкольного учреждения, а также родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно быстрее вызывались и автоматизировались звуки.
Практика показала, что логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической работы также и у детей, имеющих ЗРР неясной этиологии, дислалию, обусловленную укороченной подъязычной уздечкой, и даже при плохом введении поставленных звуков в речь.
Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетичесик высыпания и др.), при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения). Также из личного опыта я бы посоветовала коллегам очень осторожно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия.
В настоящее время существует много книг, изданий, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника, которой не обучают в ВУЗах, и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как логопеды всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» нашей профессии: «Не навреди!». А логопедический массаж имеет под собой много «подводных камней», нюансов, и человек, обучавшийся ему лишь по книгам, действительно может добиться прямо противоположных результатов.
Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса – паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности.
Дети с пониженным тонусом мышц артикуляционного аппарата, как правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой носок. Мышцы не выражены, ощущение, что их вообще нет. Иногда наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с атрофией мышц. Рот у таких детей приоткрыт, уголки рта опущены (рот «Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдается назализация голоса. Лицо у такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей резко выражена гиперсалевация. Эти дети часто поперхиваются, не могут подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители: эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты. Таким образом, мышцы артикуляционного аппарата не развиваются, и в дальнейшем, возникают речевые нарушения.
При гипертонусе все движения артикуляционного аппарата резко ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении заднеязячных звуков. Губы прижаты к зубам, зубы не разжимаются. Как правило, такой ребенок говорит в быстром темпе. Для гипретонуса также характерна такая особенность: пока язык находится в состоянии покоя, повышенного слюноотделения не наблюдается. Когда ребенок начинает говорить, либо при выполнении артикуляционных упражнений, резко повышается салевация.
Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях диагностика оказывается более затруднительной. Специалисту полезно помнить, что при не резко выраженном повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму.
Также очень часто мы сталкиваемся с детьми, имеющими неравномерное распределение тонуса. У некоторых детей язык отклоняется в правую, либо в левую сторону. Специалисту необходимо знать, что с той стороны, куда отклоняется язык, тонус нарушен более грубо.
Язык – это очень большой орган, состоящий из двадцати трех мышц. Мы имеем возможность воздействовать лишь на 30% всей массы языка. Остальные 70% нам недоступны. Для движений, осуществляющих речь, очень важны продольные мышцы, поперечные, а также веерные мышцы. Специалист, проводящий логопедический массаж должен правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного аппарата и выбрать необходимые методы воздействия.
Почему же массаж обладает таким эффектом? Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Под воздействием массажа пораженные мышцы начинают сокращаться, и, таким образом, со временем улучшается иннервация пораженных участков. Таким образом, кинестетические ощущения улучшаются, т.е. формируются активные произвольные движения органов артикуляции, улучшается их координация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спазтичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут. Следует отметить, что логопедический массаж неотделим от звукопостановки. Он является подготовкой к постановке звуков. При работе с детьми, имеющими дизартрический компонент, я, как правило, 1-2 месяца индивидуальное логопедическое занятие полностью посвящаю логопедическому массажу и артикуляционной гимнастике. При появлении положительной динамики в работе мышц артикуляционного аппарата индивидуальное занятие складывается из двух основных этапов: 1) логопедический массаж (около 10 минут); 2) звукопостановка (10-15 минут). В дальнейшем, массаж провожу курсами, разделяя занятие на этапы: 1) логопедический массаж; 2) автоматизация поставленных звуков в речи.
Литература: Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. Новикова Е.В. Коррекция звукопроизношения. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. Блыскина И.В. Логопедический массаж. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет под редакцией Дедюхиной.