Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.
- Причины
- Классификация афазии
- Проявления расстройства
- Диагностика
- Коррекция афазии
- Руководство по коммуникации
- Прогноз и профилактика
Речевые симптомы афазии:
- парафазии
- речевые эмболы
- контаминации
- персеверации
- акалькулия
- аграфия
- алексия
- логорея и т. д.
При подозрении на данное расстройство необходимо обязательно обследование функции, психических процессов и неврологического статуса. Афазия является в основном вторичным заболеванием. То есть она вызвана определенной патологией, ликвидация которой избавляет и от речевых симптомов. Необходимо также обучение для восстановления речевых навыков после избавления от первичной патологии.
Афазия возникает вследствие органического поражения участков мозга человека, которые отвечают за речь. Отдельно существует такое расстройства как алалия. От него афазия отличается тем, что речь у человека сначала нормальная, он может понимать обращенные к нему фразы и нормально произносит желаемое сам. А при алалии человек с самого начала не может сформировать нормальные речевые навыки.
Нарушение речи больных с афазией характеризуется как системное. У них нарушается:
- импрессивная (включающая понимание и восприятие),
- экспрессивная (куда относят грамматические правила, словарь, произношение звуков),
- письменная,
- внутренняя речь.
Также при афазии нарушениям подвергаются:
- психические процессы
- личность
- двигательные функции
- сенсорная сфера
По выше описанным причинам афазия является сложным расстройством. Ее изучают медицинские психологи, логопеды и неврологи.
Восстановительное обучение при разных формах афазии
В статье рассматривается программа, конкретные шаги и методика восстановительного обучения при следующих формах афазии: эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая и амнестическая афазия. В зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи комплексное использование рассмотренных методов восстановления устной и письменной речи помогут человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.
Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.
Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций.
Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.
Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.
Диагностика
Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:
- компьютерная томография мозга
- магнитно-резонансная томография мозга
- люмбальная пункция
- дуплексное сканирование сосудов мозга
- УЗДГ сосудов головы и шеи
- магнитно-резонансная ангиография
Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:
- диагностика письма
- диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
- проверка слухоречевой памяти
- проверка двигательной памяти
- диагностика состояния зрительной памяти
Также проводят диагностику:
- интеллекта
- конструктивно-пространственной деятельности
- зрительного гнозиса
- праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)
Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:
- умственная отсталость
- тугоухость
- дизартрия
- детская алалия
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Стадия грубых расстройств
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
— показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.» «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»
— классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;
— ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.
2. Растормаживание произносительной стороны речи:
— сопряжённое, отражённое и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);
— сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;
— затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
— ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;
— моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
— ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.
4. Стимулирование глобального чтения и письма:
— раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);
— письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;
— сопряжённое чтение простых диалогов.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
— выделение звука из слова;
— автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;
— преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.
2. Восстановление и коррекция фразовой речи:
— составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;
— составление фраз по вопросам, по опорным словам;
— экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» и т.д.;
— заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;
— развёрнутые ответы на вопросы;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов с опорой на вопросы.
3. Работа над семантикой слова:
— выработка обобщённых понятий;
— смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;
— заполнение пропусков во фразе;
— завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;
— подбор антонимов, синонимов.
4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:
— звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;
— заполнение пропущенных букв и слогов в словах;
— списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;>
— чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;
— заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.
Стадия лёгких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
— уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;
— дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;
— отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.
2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:
— восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;
— ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;
— пересказы текстов без опоры на вопросы;
— составление развёрнутых планов к текстам;
— подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
— речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
— объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
— выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
— введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение и пересказ развёрнутых текстов;
— диктанты;
— письменное изложение текстов;
— составление писем, поздравительных открыток и т.д.;
— сочинения на заданную тему.
1) Восстановление связи «артикулема–фонема»
— письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;
— выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;
— письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;
— идентификация букв в разных шрифтах;
— нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).
2) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:
— деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;
— выделение любого по счёту звука в слове;
— пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);
— заполнение пропусков в словах;
— письмо слов из букв, данных вразбивку.
3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:
— письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;
— письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;
— письменные изложения и сочинения.
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Стадия грубых расстройств
Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
— выработка артикуляторных переключений в пределах слога:
с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,
М А А СТ РЕ ЦЕПТ
— выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);
— экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.
2. Восстановление фразовой речи:
— преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;
— преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.
Стадия лёгких расстройств
Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.
При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».
Акцент делается на:
1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:
— дифференциация слов по длине и слоговому составу;
— выделение ударного слога;
— подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;
— выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).
2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.
3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).
Прогноз и профилактика
Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.
Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.
Профилактические меры заключаются в своевременной диагностике опухолей мозга и их адекватном лечении; в предупреждении черепно-мозговых травм, в профилактике сосудистых мозговых катастроф.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
— выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);
— оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;
— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;
— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования
5. Стимулирование письменной речи:
— раскладывание подписей под картинками;
— чтение идеограммных слов и фраз.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:
— конструирование простой фразы;
— составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;
— составление рассказа по серии последовательных картинок;
— развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;
— составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» – диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.
2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:
— показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);
— оканчивание фраз различными словами;
— подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;
— письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);
— письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;
— элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;
— заполнение пропусков в словах;
— письмо простых слов по памяти и под диктовку.
Стадия расстройств лёгкой степени выраженности
1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
— развёрнутый диалог на различные темы;
— конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;
— автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;
— накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);
— чтение и пересказ текстов;
— «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
— «речевые импровизации» на заданную тему;
— развернутые изложения текстов, сочинения;
— составление поздравительных открыток, писем и т.д.
Методы лечения
Форма и причина афазии определяет лечебную тактику. Первоначально пытаются воздействовать на причину заболевания, например, онкология, воспаления, изменение мозгового кровообращения. Нужно понять, что при афазии восстановление речи занимает большой период, требует грамотного подхода. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых нарушений пациента.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
1. Накопление обиходного пассивного словаря:
— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам
— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);
— показ частей тела на картинке и у себя;
— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;>
— выполнение простых устных инструкций;
— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
— письмо слов, слогов и букв по памяти;
— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
— выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха:
— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.
2. Восстановление понимания значения слова:
— выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
— заполнение пропусков во фразах;
— подбор определений к словам.
3. Преодоление расстройств устной речи:
— «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4. Восстановление письменной речи:
— закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
— письмо под диктовку слов и простых фраз;
— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи:
— ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
— улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;
— осмысление логико-грамматических оборотов речи;
— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3. Коррекция устной речи:
— восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов по плану и без плана;
— составление планов к текстам;
— составление речевых импровизаций на заданную тему;
— речевые этюды с элементами «ролевых игр».
4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
— диктанты;
— письменные изложения;
— письменные сочинения;
— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Расширение рамок слухового восприятия:
— показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
— показ частей тела по тому же принципу;
— выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
— ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
— прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
— письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
— чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:
— повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
— заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
— повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
— чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
— составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
— перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;
— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
— развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Преодоление пространственной апрактогнозии:
— схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
— изображение плана пути, комнаты и т.д.;
— конструирование по образцу, по словесному заданию;
— работа с географической картой, часами.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):
— наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;
— заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
— составление фраз со словами, имеющими пространственное
3. Конструирование сложноподчинённых предложений:
— уточнение значений подчинительных союзов;
— заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;
— составление предложений с заданными союзами.
4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:
— картинное изображение сюжета конструкции;
— введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);
— введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;
— предъявление конструкций письменно, а затем устно.
5. Работа над развёрнутым высказыванием:
— изложения, сочинения;
— импровизация на заданную тему;
— толкование сложных по смысловой структуре слов…
Статья с сайта: wapref.ru/referat_qasyfsujgpolyfsaty.html
Наши специалисты
Тарасова Светлана Витальевна
Эксперт № 1 по лечению головной боли и мигрени. Руководитель центра лечения боли и рассеянного склероза.
Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — невролог высшей категории. Врач — физиотерапевт.
Доктор медицинских наук.
Стаж: 24 года.Деревянко Леонид Сергеевич
Руководитель центра диагностики и лечения нарушений сна.
Врач — невролог высшей категории. Вертебролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 24 года.
Безгина Елена Владимировна
Врач — невролог высшей категории. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 25 лет.
Дьяченко Ксения Васильевна
Руководитель центра лечения головокружений и нарушений равновесия.
Врач — невролог высшей категории. Ангионевролог. Нейрореабилитолог. Врач — физиотерапевт.
Кандидат медицинских наук.
Стаж: 20 лет.Дроздова Любовь Владимировна
Врач — невролог. Вертеброневролог. Озонотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 18 лет.
Журавлёва Надежда Владимировна
Руководитель центра диагностики и лечения миастении.
Врач — невролог высшей категории. Врач — физиотерапевт. Стаж: 17 лет.
Палагин Максим Анатольевич
Врач — невролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт. Врач — физиотерапевт. Стаж: 7 лет.