Автоматизация [Л] в связной речи
Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.
Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.
При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:
- Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
- Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу, ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
- Рассказы по наводящим вопросам.
- Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
- Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.
Автоматизация [Л] в стихотворениях
Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.
Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.
Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.
Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.
Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.
Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.
Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой, переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.
Автоматизация [Л] во фразе
Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.
Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.
Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.
Автоматизация [Л] в словах
Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.
Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].
Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:
- Отработка слов, начинающихся на [Л].
- Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
- Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
- Отработка [Л] в середине слова.
- Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].