Речевой материал для автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- в слогах, словах, предложениях и стихах.учебно-методический материал по логопедии на тему


Автоматизация звука Р в предложениях в сочетании ТР, ДР с помощью мнемотехники:

  • Дедушка выходит из троллейбуса.
  • Тётя Тоня беседует с подругой.
  • Дядя Трофим сидит за кедром.
  • У Петра много друзей.
  • Трамваи идут один за другим.
  • У троих подружек костюмы снежинок.

Автоматизация звука Р в предложениях с помощью мнемотехники в сочетании согласных ТР, ДР поможет ввести звук Р в связную речь.

Кроме автоматизации звука Р в предложениях на нашем сайте вы сможете найти материал по автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, скороговорках, рассказах и стихах.

Упражнение «Продолжи предложение по образцу»:

  • Катя заходит в метро, а Коля выходит из метро.
  • Ваня заходит в трамвай, а Дима…
  • Таня убирает тетрадь, а Валя…
  • Миша идёт в театр, а Петя…
  • Николай продаёт трубу, а Трофим…
  • Маша садится на матрас, а Даша…
  • Дима поднимается на трамплин, а Толя…
  • Вова копает траншею, а Ваня…

  • Оля подражала трубачу, и Дима подражал трубачу.
  • Таня дотронулась до стенки, И Ваня…
  • Ива отражалась в воде, и берёза…
  • Настя отрывала лист, и Петя…
  • Юля дрожала от холода, и Саша…
  • Даша дрыгала ногой, и Миша…

Упражнение «Ответь на вопросы полным предложением»:

  • Кто рубит дрова?
  • Где живёт выдра?
  • Когда дрозды улетают на юг?

  • Чем достают воду из колодца?
  • Во что кладут дрожжи?
  • Что умеет делать дракон?

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в старшей группе

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-«.
Автор: Югова Юлия Викторовна, учитель-логопед МАДОУ «ЦРР — детский сад № 394», г. Перми. Описание материала: предлагаю вам конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по автоматизации звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР- для детей 5-6 лет. Этот материал будет полезен логопедам-практикам и родителям детей, закрепляющих произношение звука Р.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-«
Цель: формирование навыка правильного произношения звука [р] в звукосочетаниях тр-, др- в прямом безударном слоге в начале слова. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Формировать понятия о звуке [р], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы 2. Закреплять правильность артикуляционного образа звука [р] Коррекционно-развивающие: 1. Развивать артикуляционную моторику и правильное речевое дыхание 2. Закреплять навык правильного произношения звука [р] в сочетаниях –тр, -др изолировано, в слогах, в словах, в предложениях 3. Развивать фонематические процессы 4. Формировать связь звука и буквы 5. Закреплять навыки словоизменения 6. Развивать память, внимание и зрительное восприятие Коррекционно-воспитательные: 1. Формировать навык самоконтроля за речью 2. Воспитывать усидчивость на занятии Оборудование: зеркало, игрушка мышонка; предметы в рюкзачке: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски; фишки синего цвета, алфавит, нитки разной длины и лист бархатной бумаги, компьютер, методическое пособие – презентация к занятию. Ход занятия 1.Организационный момент, объявление темы занятия. Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Мы поиграем и поучимся вместе с мышонком Валериком. Трое трубачей трубили в трубы.
— Какой звук в этой скороговорке ты слышишь чаще всего? — Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [р].
2. Мимические упражнения. Какая сегодня хорошая погода! Солнышку мы улыбнёмся, И прищурим глазки. Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки) Смотрим без опаски. Видим радугу за речкой Всем на удивленье, (показать удивление) Заниматься начинаем с хорошим настроением!3. Артикуляционная гимнастика. Слайд №1 (На экране проецируются картинки — окошечко, чашечка, лошадка, грибок, дятел, фокусника.) — Покажем нашему гостю, как мы замечательно делаем гимнастику для язычка: упражнения “Окошечко”, “Чашечка”, “Лошадка”, “Грибок”, “Дятел”. — А сейчас выполним упражнение на дыхание “Фокус”. — Очень хорошо! 4. Произношение изолированного звука. Слайд №2 (На экране проецируются двигающиеся машинка и трактор) — Вместе с мышонком Валериком «заведём мотор». — Едет машинка – ТРРРРР
, едет трактор –
ДРРРРРР
.
5. Анализ артикуляции звука. Слайд №3 (На экране проецируется артикуляционный профиль звука [р].) — У мышонка не получилось сразу «завести моторчик». Он удивлён – в чем секрет? Расскажем Валерику, как мы произносим звук Р: — Кончик языка поднялся кверху к бугоркам. Язычок в форме ложечки. — Под сильным напором воздуха кончик языка дрожит у бугорков.6. Характеристика звука. — Определи, какой это звук. — Согласный
(язык создаёт преграду выходу воздуха). — Проверь, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [р]. —
Звонкий.
— Этот звук твёрдый или мягкий? —
Твёрдый.
— Какой фишкой мы его обозначим? —
Фишкой синего цвета.
— Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
7. Развитие фонематического слуха. — У Валерика в рюкзаке вещи. Определи, пожалуйста, слышится ли в их названии звук [р]: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски
. Отложи столько фишек, сколько предметов, в названии которых есть звук [р]. Как назвать эти предметы одним словом? (
школьные принадлежности
).
8. Связь звука с буквой. — Согласный звук [р] обозначает буква Р, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек. 9. Физ. минутка. — Посмотри, Валерик зовёт нас отдохнуть. Чтоб усталость быстро снять, Попрошу вас тихо встать. Наш мышонок потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Рано утром умывался, Полотенцем обтирался. Вправо, влево наклонялся И обратно возвращался. Ногами топал, Ладошками хлопал. Руки в стороны, В локтях сгибаются А в плечах вращаются. Руки в стороны, В кулачок и на бочок. Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкульт – привет!10. Автоматизация звука в слогах. Слайд №4 (На экране друг за другом проецируются разного размера машины и тракторы.) При появлении изображения больших размеров ребёнок произносит слог громко. При уменьшенном изображении сила голоса уменьшается. — ДРА – дра, тра — ТРА
.
11. Автоматизация звука в словах и предложениях. Слайд №5 (На экране проецируются картинки.) — Назови картинки – дрофа, дрова, труба, троллейбус, трамвай, трава, драгоценности, друзья, Дружок
. — Какие из этих предметов мышонок Валерик назвал другими словами –
инструмент, птица, животное, транспорт, украшения, товарищи, поленья
? — Название, каких предметов отличается всего одним звуком? (
дрофа — дрова
) — По действию назови картинку:
погладить (Дружка), пригласить (друзей), играть на (трубе), рубить (дрова), подарить (драгоценности), ожидать (троллейбус, трамвай), взлетела (дрофа)
. — Проговори с каждой картинкой шуточную фразу
«Я дружу с …»
. — Повтори предложения:
Мне нужен другой троллейбус. Дровосек нёс дрова по тропе. Друзья трудились с самого утра. Тропа ведёт к дракону
. Слайд №6 (На экране проецируется изображение – трубачи.) — Мышонок предлагает выучить скороговорку:
Друзья трубили в трубы
.
12. Гимнастика для глаз. — Понравилось тебе сегодняшнее занятие? Что запомнилось? Выполним гимнастику для глаз. Мы гимнастику для глаз С тобой выполним сейчас!
Слайд №7 (На экране проецируется изображение машинки, двигающейся по кругу.) Выполнять круговые движения глазами. Слайд №8 (На экране проецируется изображение движущегося трактора.) «Рисовать» глазами восьмёрку.
А сейчас зажмурим глазки, Поморгаем много раз, Весёлая гимнастика Сохранит здоровье глаз!13. Итог занятия. Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р]. Валерику понравилось на нашем занятии. Он тебя благодарит. До свидания! Литература 1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005. 2. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Презентация на тему: Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]