Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?

Здравствуйте, дорогие читательницы! В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно,частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Только лучше всего это делать в новорожденном возрасте, потому что в возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также и других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполненять артикуляционную гимнастику.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Пощелкайте языком, сделайте упражнение «лошадка», если не получается сразу. Затем повторите «грибок» еще раз. Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации:

Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку; — нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды; — взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений; — заниматься по 3-5 минут каждый день.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Вкусное варенье»

Ах, какое наслажденье Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Вот грибок на тонкой ножке — Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.

Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).

«Заборчик»

У щенка – малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.

Язычок наш молодец Достаёт он леденец!

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка. 2. Предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

«Трубочка»

Смастерим мы дудочку, Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.

Собираем мы без спешки, Словно белочка – орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.

Наливаем воду в бочку — Надуваем сильно щёчки

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

Не нужны сейчас улыбки – Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щеки втянуты.

«Блинчик»

Мы печём, печём блиночки И для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.

«Барабан»

Петя встал сегодня рано И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук ; “ д-д-д-д…” — сначала медленно, затем темп увеличить.

«Лошадка»

На лошадках по дорожке Скачут Аня и Серёжка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).

«Часики»

тик-так, тик- так – Ходят часики — Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

«Качели»

На качелях мы качались И друг другу улыбались!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий языка верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Мы с моей подружкой Светкой Жуём мятные конфетки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами, широкий кончик языка.

Ходят по двору подружки — Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл-бл…”.

И –У, И- У, И- У Взяли в садик мы дуду.

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперёд (“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.

На нижней губке язычок Расстелим, как половичек.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.

Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Как волшебник наш Николка – Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

Лида, Оля и Наташка Пили молоко из чашки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперёд язык, кончик языка загибать вверх.

По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки.

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

«Маляр»

Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твёрдое небо, совершая движения вперёд и назад.

Быстро по реке плывёт И гудит наш пароход — “ыыыы”!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы” — имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

Чистить зубки тщательно Всем деткам обязательно.

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

Язычок играет в прятки – Поиграйте с ним, ребятки!

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

Лопаткой ямку я копаю, Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

Кормит ласточка птенцов – Голосистых молодцов.

Опускать и поднимать нижнюю челюсть.

Юля бублик быстро съела, Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука “о”. Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

«Киска сердится», «Горка». Мурка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Киска сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

Эта круглая катушка Ниткам верная подружка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

Источник

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например, коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Только кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.


Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Здесь другие статьи с более подробным описанием упражнений: чашечка лошадка гармошка вкусная гимнастика упражнения для губ стандартная гимнастика

Учимся правильно говорить звук Р

«Лыба», «фабака», «сыски»! Какое умиление вызывают дети, которые еще не умеют правильно произносить все звуки устной речи. Правда, умиляться такому «особому» произнесению звуков стоит не всегда. Если малышу уже 4-5 лет, а он еще не умеет правильно и выразительно говорить, стоит обратить на это особое внимание и проконсультироваться у логопеда.

Как происходит овладение звукопроизношением в норме

Для выработки у ребенка правильного звукопроизношения необходимо сформировать полноценные движения его артикуляционных органов.

Обычно овладение малышом качественным произнесением всех звуков речи происходит до старшего дошкольного возраста и осуществляется спонтанно в процессе подражания артикуляционным движениям окружающих людей и контролем над собой. Если же в естественных условиях ребенок затрудняется овладеть этим сложным процессом, следует обратиться за профессиональной помощью к учителю-логопеду. Вместе с этим, родители сами могут помочь своему чаду научиться правильно произносить тот или иной звук.

Одним из самых распространенных нарушений звукопроизношения является искаженное произнесение звука Р или замена его другими звуками. В этой статье мы познакомим вас с упражнениями артикуляционной гимнастики, которые способствуют появлению и исправлению дефектного произнесения данного звука.

Общие правила для организации работы по вызыванию звуков

В зависимости от дефекта звука, используется комплекс артикуляционной гимнастики, которые отличаются друг от друга видовыми характеристиками и длительностью проведения. Все представленные характеристики артикуляционных упражнений должны соответствовать индивидуальным особенностям каждого конкретного ребенка, а также быть уместными на конкретном этапе логопедической работы.

Так, на первых занятиях с малышом можно ограничиться двумя повторениями упражнений. Это связано с повышенной истощаемостью мышц языка, на которые непосредственно направлены артикуляционные упражнения. В дальнейшем количество их повторений может быть увеличено. Вместе с этим повышаются и требования к качеству выполнения артикуляционных движений, которые должны быть более точными, чистыми, плавными и устойчивыми.

Комплекс артикуляционной гимнастики по подготовке речевого аппарата для правильного произношения звука Р

Упражнение «Почистим зубки». Открыть широко рот. Верхние и нижние зубы не должны быть видны. Кончиком языка выполнить движения из стороны в сторону с внутренней стороны верхних зубов. При выполнении упражнения работает только язык, который не должен высовываться изо рта и каким-либо образом загибаться.

Упражнение «Маляр». Губы в улыбке. Нижняя челюсть и губы неподвижны. Кончиком языка совершать движения вперед-назад по твердому небу (имитирование поглаживания).

Упражнение «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Высунуть широкий язык, края которого должны касаться уголков рта. После чего совершить облизывающие действия языком по кругу рта. Работает только язык. Нижняя челюсть остается неподвижной.

Упражнение «Индюк». Рот немного приоткрыть. Зафиксировать широкий язык на верхней губе. После чего совершить движения языком по верхней губе вперед-назад (имитация поглаживания). Добавить голос, чтобы получилось звукосочетание «бл».

Упражнение «Барабанщики». Приоткрыть рот. Кончик языка поднять вверх и выполнить постукивающие движения им по верхним альвеолам. Параллельно с этими движениями языком добавить голос, чтобы получился отчетливый звук Д. В результате таких многократных действий должны ощущаться толчки воздушной струи.

При многократном повторении представленный комплекс упражнений будет способствовать укреплению мышц языка, а главное – подготовке всего артикуляционного аппарата к постановке и исправлению дефектного произнесения звука Р.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]