Речь – это один из показателей развития ребёнка. Подрастая, дети расширяют свой лексикон и активно исследуют окружающий мир. Однако многие малыши в процессе взросления сталкиваются с проблемами при воспроизведении определённых звуков. В первые годы жизни это является нормой. Но если ребёнок неправильно произносит звуки в старшем возрасте, то можно говорить о нарушении звукопроизношения.
Нарушение звукопроизношения – это наиболее распространённый речевой дефект, с которым постоянно сталкиваются логопеды. Патология бывает различных типов:
- дислалия при нормальном слухе и здоровой центральной нервной системе;
- дислалия у детей с разными степенями тугоухости;
- дизартрия при нормальном слухе, но при органических поражениях центральной нервной системы.
Проблемы с воспроизведением звуков чаще всего возникают в дошкольном возрасте. В это время необходимо заниматься коррекцией речевого дефекта. Однако многие родители не реагируют на то, что ребёнок не может выговорить большое количество звуков. Одни считают это неважным, а другие уверены, что всё пройдёт само.
Нормы развития звукопроизношения
Если ребенку сложно произносить звуки, то это не всегда повод для беспокойства. В некоторых случаях это является возрастной нормой развития. На каждом этапе взросления ребёнок приобретает определённые речевые навыки.
- от 1 месяца – дети начинают неосознанно произносить гласные звуки «Ы», «У», «А», «Э». В младенческом возрасте ребёнок в основном лежит, и язык может закидываться назад. Поэтому иногда малышу удаётся произнести несколько заднеязычных звуков, например, «Г» или «Х»;
- от 4 до 5 месяцев – дети пытаются практиковаться в воспроизведении отдельных звуков;
- от 5 до 10 месяцев – малыш переходит от отдельных звуков к слогам. Обычно это «Ба», «Та», «Па», Да» и «Ма». Количество слогов постепенно увеличивается. Если до 4 месяцев кроха «гулит», то с 5 до 10 – «лепечет»;
- от 10 до 18 месяцев – ребёнок пытается произнести свои первые слова. К этому моменту малышам удаётся осознанно воспроизвести большинство гласных звуков – «А», «Ы», «О», «Э», «И» и «У», а также некоторые согласные буквы – «М», «Т», «П», «Д», «Б», «Н», «К», «В», «Г», «Й», «Ф», «Х»;
- от 1,5 до 3 лет – у ребёнка получается проговорить несколько свистящих звуков – «Ц», «С» и «З». Если он не справляется с этой задачей, то стоит обратить внимание на ситуацию. Отметим, что от 1,5 до 2 лет малыш часто произносит звуки неправильно. Например, вместо «З» он используется «Дь» («зуб»/«дюб»/«дуб»). К трём годам у детей часто наблюдается смягчение гласных и согласных звуков («тумба – «тюмбя», «малыш – «мялись»). Как правило, это проходит в четырёхлетнем возрасте;
- от 3 до 4 лет. Дети переходят к воспроизведению шипящих звуков – «Щ», «Ш», «Ч» и «Ж». До этого момента, как правило, они заменяют их на схожие – «Ш» на «С» («школа» — «скола»), «Ч» на «Ц» или «Ть» («чуб» – «цюб»/«тюб») и пр. Если до пяти лет малыш плохо произносит шипящие звуки, то это норма. Кроха постепенно учится, поэтому эти буквы могут произноситься правильно не во всех словах. Присутствует частичная замена звуков, например, «кошка поймала мыську» и пр. Важно регулярно заниматься с ребёнком и поправлять его. Тогда он быстрее освоит новый звук;
- от 4 до 5 лет. Наблюдается появление сонорных звуков. Но до 4,5 лет, например, твёрдая «Л» может заменяться на мягкую «Ль». К пяти годам малыш уже хорошо произносит «Р» и «Л». Это самая сложная группа звуков. Поэтому нет необходимости требовать от ребёнка, чтобы в трёхлетнем возрасте он чётко говорит «рыба», «рак» и другие «рычащие» слова. Более того, если сильно давить на малыша, то он может начать произносить «Р» на манер французского языка. Это отклонение будет сложнее скорректировать в старшем возрасте. Помните, что лучше поставить звук, когда его ещё нет, чем переучивать ребёнка.
Естественно, все дети индивидуальны. Поэтому допускаются незначительные отклонения от нормы. Если родители постоянно разговаривают и занимаются со своим чадом, то такой ребенок произносит звуки правильно уже к пяти годам. Однако всё чаще у дошколят наблюдаются проблемы со звукопроизношением. Учтите, что если ребёнок неправильно произносит звуки, учась в школе, то у него могут возникнуть проблемы с освоением чтения и письма.
Как себя проявляют нарушения звукопроизношения?
Если малыш неправильно произносит звуки, то это может свидетельствовать о дислалии или дизартрии. Эти отклонения имеют некоторые различия. При дислалии нарушается произношение звуков разных групп – сонорных, шипящих, переднеязычных и так далее. Речевой дефект может проявляться по-разному:
- отсутствием звуков (пропуски сложных букв в словах «коромысло» – «коомыло»);
- заменой звуков (вместе «Р» ребёнок произносит «Л», например «рыба» – «лыба»);
- искажением звуков (французская «Р», боковая «Ш» и пр.).
Часто дислалия развивается на фоне тугоухости. Детям со сниженным слухом тяжело различать свистящие и шипящие, глухие и звонкие звуки.
При дизартрии ребёнок неправильно произносит согласные и гласные звуки. Также наблюдается неправильное дыхание и снижение эмоциональной выразительности речи. Стоит отметить, что нарушения при произнесении звуков, связанные с дизартрией более устойчивы. Поэтому для коррекции может потребоваться больше времени и сил.
Причины дислалии
Наиболее распространенным речевым нарушением является нарушение звукового (фонемного) оформления речи. Оно проявляется в дефектах воспроизведения одного или нескольких звуков, в искажении, в заменах одних звуков на другие [р] на [л], в смешении звуков или их пропуске во время речи. По статистике, дислалию имеют 25-30% дошкольников, 17-20% младших школьников, 1 % учащиеся среднего звена и взрослые. Причиной дислалии выступают либо анатомические дефекты органов артикуляции, либо неправильное усвоение ребенком произнесения некоторых звуков. В связи с этим в современной логопедии выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.
Причины нарушения звукопроизношения
Если малыш неправильно и невнятно произносит ряд звуков, то стоит пройти обследование у невролога и логопеда. Причины нарушений звукопроизношения могут быть различны. Однако необходимо своевременно выявить проблему, чтобы подобрать эффективную программу коррекции.
Дислалия может возникнуть из-за:
- патологий развития речевого аппарата (неправильного прикуса, короткой уздечки и пр.);
- наличия двух языков в семье;
- неправильного подхода к развитию речи ребёнка (общение на «сюсюкающем» языке);
- снижения слуха;
- проблем со звукопроизношением у одного из родителей (дети склонны подрожать).
Дизартрия развивается при поражении ЦНС, которое может быть вызвано:
- проблемами при внутриутробном развитии;
- травмами при родах (обвитие пуповиной и пр.);
- детским церебральным параличом;
- резус-конфликтом;
- серьёзными инфекциями, которые переносит ребёнок;
- проблемами с кровообращением в мозге;
- травмами головного мозга.
Даже серьёзные проблемы с произношением звуков подлежат коррекции. Однако у многих родителей возникает один вопрос. Если звукопроизношение можно скорректировать, то почему многие взрослые люди говорят неправильно? Это связано с двумя факторами. Некоторые родители считают, что в неправильном произношении некоторых звуков нет ничего страшного. Также существуют случаи, когда начинают оказывать помощь без выявления причины речевого дефекта. Естественно, что коррекция дислалии при дизартрии не возымеет эффекта.
«Почему ребенок говорит неправильно?»
Консультация для родителей:
«Почему ребёнок говорит неправильно?»
Автор: Воробьева Анастасия Викторовна, учитель-логопед, МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа» (дошкольное образование)
Часто родителей волнует вопрос — «Чем вызвано то или иное нарушение речи, если в семье никогда и ни у кого не было с этим проблем?» Данный материал поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к совместной работе по преодолению речевых расстройств у детей.
Почему ребёнок говорит неправильно?
Мы рассмотрим причины речевых нарушений и «факторы риска», под которыми понимают условия, способствующие возникновению и развитию этих нарушений.
1. Причины нарушения речи детей.
Под причиной нарушения речи понимают внутреннее и внешнее воздействие на организм, которое определяет специфику речевого расстройства и без которого последнее не может возникнуть.
Выделяют внешние причины и внутренние.
Внешние
(причины социального характера):
1. Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слушать звуки (магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение со взрослым. Причины общения – это накопленные впечатления в игре, в детском саду, на экскурсии, после похода в театр, в цирк и т.д., в ходе прослушивания художественных произведений. Эти впечатления необходимо обсуждать с ребёнком, т.к. в это время ребёнок усваивает значение слов, и формируются связи их с образами предметов окружающей действительности.
2. Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.
3. Неправильная речь окружающих ребёнка людей. Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, «картавый» [р]), то он и следует этому образцу, формирует для себя эталон.
Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит по разному артикулируемые звуки.
Нелепы случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение, уподобляя свою речь речи маленького ребёнка. Благодаря этому ребёнок лишается правильного образца для подражания и утрачивает стимул для совершенствования своей речи.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь отсутствует образец правильного произношения звуков речи.
Во всех перечисленных случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему овладеть правильным звукопроизношением, однако ему мешает окружающая социальная среда. Внутренние (органические причины):
1. Снижение биологического слуха. При снижении слуха (тугоухости) речь ребёнка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение слуха у ребёнка немедленно нужно обратиться за помощью к специалистам. Потому что от своевременности оказания помощи зависит дальнейшее состояние слуховой функции и речи ребёнка, а значит и вся его школьная судьба.
2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. неспособность различать их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различают на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука?
Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной артикуляцией звука Ц, потому что произношение «сапля»
вместо
«цапля
» его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
3. Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата. Частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Дефекты, часто встречающиеся у детей: * дефект в строении челюстей
— это неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу; *
аномалии зубов:
— редкое расположение зубов; — расположение зубов вне челюстной дуги; — слишком мелкие или деформированные зубы; — наличие диастемы (щели между верхними резцами). *
аномалии в строении языка:
— слишком большой или маленький язык; — короткая подъязычная уздечка, не позволяющая ему подниматься вверх. *
аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба:
— расщелины мягкого и твёрдого нёба; — слишком высокое или низкое твёрдое нёбо. *
аномалии в строении губ:
— расщелина верхней губы; — недоразвитие губ.
4. Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ.
В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата не даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков.
2. Факторы
Вследствие чего это происходит? Та или иная причина должна быть чем-то обусловлена.
1. Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Соматическая ослабленность может быть вызвана: — частыми заболеваниями; — недостаточным питанием; — недостаточным сном (10-11 ч) в период образования новых речевых укладов, новых звуков речи.
2.Воздействие различных неблагоприятных факторов на ЦНС ребёнка и на его организм в целом. Эти факторы могут воздействовать во внутриутробный период, во время родов и после рождения ребёнка.
Неблагоприятные факторы, действовавшие во время внутриутробного развития:
— заболевания матери во время беременности инфекциями (краснуха, цитомегалия, таксоплазмоз, грипп и др.); — интоксикации; — токсикозы, особенно в первые 4 месяца беременности; — приём лекарственных препаратов; — алкоголизм, курение; — несовместимость по резус-фактору крови матери и ребёнка; — сердечно-сосудистая патология матери — почечная недостаточность — гормональные заболевания матери (сахарный диабет) — физическое давление на плод (из-за строения матки) — психологическая травма — влияние высоких температур (горячий цех, профессия повара, пребывание во время беременности в непривычно жарком климате).
Ведущее место среди факторов, влияющих на речевое развитие, занимают родовые травмы и асфиксии
(кислородное голодание плода в момент родов). Это возникает вследствие того, что: — у женщины узкий таз — затяжные или стремительные рода — преждевременное отхождение вод — обвитие пуповиной — неправильное предлежание плода — акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода и др. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения речи (от нарушения звукопроизношения до алалии). Могут сочетаться с другими дефектами развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка:
— недостаточность эмоционально положительного общения со взрослым; — нарушение взаимосвязи матери с ребёнком; — черепно-мозговые травмы, опухоли; — нарушение мозгового кровообращения.
Наследственные факторы (изменение генетической информации).
Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими): — особенности нервной системы — интеллектуальная недостаточность — нарушение обмена веществ и т.д. Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Выделяют
3 критических периода
в развитии речевой функции. 1. 1-2 года. Начинается речевое развитие, движущая сила которого — потребность в общении. 2. 3 года. Интенсивно развивается связная речь. 3. 6-7 лет. Начало развития письменной речи.
В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка, она перестраивается. Любые неблагоприятные факторы, кажущиеся незначительными, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи, а имеющиеся проявляются наиболее сильно, могут возникать новые.
При предъявлении повышенных требований к ребёнку могут происходить срывы нервной деятельности.
Необходимо отметить, что эти факторы действуют в комплексе, т.е. для развития речевой деятельности ребёнка имеет значение зрелость его ЦНС и особенность взаимодействия ребёнка с внешним миром — единство социального и биологического.
Важно понимать то, что раннее выявление проблемы и совместная помощь логопеда, родителей и медицинских специалистов позволяют устранить или значительно уменьшить речевые нарушения особенно в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности ребёнка уникальны.
Коррекционная работа
Если ребёнок неправильно произносит звуки, то следует обратиться к логопеду. Он обследует малыша, установит причину нарушения и назначит эффективную программу помощи. Она подбирается в каждом случае индивидуально. Для того чтобы ребёнок смог нормально говорить, необходимо устранить причину нарушения произношения звуков. В некоторых случаях требуется хирургическая коррекция речевого аппарата. Тогда логопед направляет малыша к стоматологу. После этого можно приступать к постановке правильной речи.
Многие родители волнуются, когда их ребёнок произносит много звуков неправильно. В этом случае для коррекции нарушения лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты применяют комплексный подход к коррекции речевого дефекта с использованием логопедического массажа, игровых занятий, логоритмики и так далее. Над правильным произнесением звуков работает команда профессионалов, что позволяет добиться стойкого эффекта.
Формы: механическая и функциональная дислалии
Механическая
(органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:
1)аномалии зубо-челюстной системы:
– щель между передними зубами;
– отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть;
– дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.
2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.
3) патологическое искажение величины и формы языка:
– очень маленький язык – микроглоссия;
– слишком большой язык – макроглоссия;
– широкий и короткий;
– узкий и тонкий язык;
– укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков [р] и [р’].
4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.
Функциональная дислалия
– при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.
- Биологические факторы.
– общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.
– минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.
– запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.
– снижение физического слуха в сензитивный для речи период.
2. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам [к], [г], [х] и их мягким вариантам.
Советы родителям
Достаточно часто малыш произносит правильные звуки на занятиях с логопедами-педагогами. Но, возвращаясь домой, он перестаёт себя контролировать. Такое поведение допускается на первых шагах коррекции, поскольку ребёнок учится контролировать себя постепенно. Однако родителям стоит проявить настойчивость. Они могут помочь сформировать слуховое внимание быстрее.
Многие взрослые мало общаются с детьми, ограничиваясь только короткими замечаниями, например, «иди есть», «вымой руки» и так далее. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо больше говорить с ребёнком. Озвучивайте любые ситуации, сопровождая их визуальным контактом. Для правильного произношения звуков малыш должен видеть артикуляцию родителей. Поэтому старайтесь говорить внятно, чётко и с соблюдением интонаций. Общаясь с ребёнком, избегайте сложных предложений. Слишком большой объём информации не позволит ему сосредоточиться на звуках. При этом малыши часто приобретают вредную привычку слушать взрослых механически. Это может помешать коррекции, поскольку ребёнок перенесёт такое поведение в кабинет педагога.
Читайте малышу больше книг. Это даст ему возможность не только запомнить правильные звуки, но и существенно расширит кругозор. Сказки, стихи, частушки и рассказы можно повторять по несколько раз. Дети лучше воспринимают информацию, которая им уже знакома. Для обучения правильному воспроизведению звуков также можно разыгрывать сценки по ролям, использовать различные предметы и жесты. Такая форма занятий нравится детям, и они не сопротивляются. Следите, как малыш проговаривает звуки, произносит ли он их чётко или стремится проглотить. Не торопите его во время чтения стихов. Пусть он проговорит каждый звук.
Развитие мелкой моторики также хорошо сказывается на формировании правильной речи. Вы удивитесь, что лепка из пластилина или рисование помогут малышу хорошо произносить звуки. Это также позитивно скажется на развитии письменной речи в будущем. Ребёнок должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, узлы и бантики. Это также оказывает влияние на правильное произношение звуков за счёт развития зрительно-двигательной координации.