Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Что это за нарушения и как учить детей с такими особенностями?
Функциональная система письма и чтения формируется постепенно; механизмы, ее обеспечивающие, созревают в целом к началу школьного обучения (к 7 годам).
Освоение грамоты — сложный процесс, на который влияют не только внутренние факторы, определяющие готовность ребенка к овладению навыками, но и внешние. В большинстве случаев трудности освоения грамоты преодолеваются в процессе обучения, по мере развития и упрочения навыков письма, если у ребенка есть необходимая поддержка со стороны учителя и родителей.
Чтобы избежать педагогических ошибок и устранить негативные педагогические факторы, учителям необходимо ориентироваться на понимание возможностей и индивидуальных особенностей ребенка, позволяющее выстроить оптимальный маршрут обучения.
Однако у 12 — 37% (по разным данным) детей после семи лет выявляются нарушения, которые определяются как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Эти нарушения могут встречаться как изолированно, так и в сочетании, что бывает в 75% случаев. При этом дети имеют сохранный интеллект, слух, зрение (или оно может быть скомпенсировано с помощью очков).
Как проявляется дислексия и дисграфия
Дислексия
проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, а также букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, искажение грамматической формы слова, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.
Дети с нарушением чтения испытывают значительные трудности при самостоятельной работе с текстом.
О дисграфии
свидетельствует в первую очередь неправильное соотношение звуковой оболочки слова и ее графического обозначения. Это выражается в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др., зеркальное письмо), пропусках и перестановках букв и слогов. При недоразвитии устной речи на письме отмечаются также грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.
Дети, имеющие нарушения письма и чтения, происхождение которых связано с неречевыми функциями (зрительно-пространственной ориентировкой, графомоторными дефицитами), могут не иметь значительных отклонений в устной речи (в ряде случаев может быть незначительно нарушено звукопроизношение). Они могут демонстрировать эффективные коммуникативные умения и иметь достаточно широкий круг сведений об окружающем мире.
Выраженность дисграфии и дислексии может быть различной: от отдельных несистематических специфических ошибок до полной неспособности к чтению (алексия) и письму (аграфия).
Иллюстрация: семья с дислексией
- Отец – Мауриц Крул (47 лет), старший научный работник Института миграции и этнических исследований: »Официально у меня нет дислексии. Но для меня было откровением, когда у моего сына была обнаружена дислексия. Он делал те же ошибки, что и я в детстве: »б» вместо »д», и вечная путаница с »д» и »т».
Когда я ходил в школу, еще не было таких названий, как дислексия, высокоодаренный ребенок, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Тебя просто считали нерадивым и несобранным учеником. Теперь, оглядываясь назад, я расцениваю свою начальную школу как занятие крайне неприятное. У меня никогда не было уверенности в том, что я делал задания правильно. Мои тексты были ужасными, и в них было полно ошибок. У меня было ощущение, что я не могу с этим справиться, и я часто чувствовал себя некомпетентным.
Дислексия – это устойчивое ограничение, его невозможно исправить. Но есть и свои положительные стороны. Так как я не очень хорошо пишу, у меня идет компенсация за счет вербальных возможностей. Я всегда отличался хорошими устными выступлениями и презентациями. А что касается чтения, то я »дополняющий читатель», т.е. я выбираю из текста слова, которые узнаю, а потом заполняю пробелы. Я очень быстро схватываю суть текста и легко устанавливаю связи внутри него. Когда я учился, многие мои сокурсники тратили много времени, чтобы освоить тему, а мне было достаточно полслова».
»Огромной помощью для меня стала проверка орфографии на компьютере. Теперь я сам могу быстро устранить описки, и моя неуверенность исчезла. В дни моей учебы было по-другому. Тогда я написал дипломную работу с помощью жены. На пишущей машинке.
Моей супруге мои проблемы кажутся незначительными. Она говорит на шести языках и много читает. Она всегда говорила мне, что я пишу слишком кратко и сжато, а она чересчур много внимания уделяет красиво структурированным предложениям. В конечном итоге, именно она помогла мне научиться лучше писать: я должен был записывать так, как говорил. Спряжения глаголов и согласование времен для меня ничего не значат, но если я могу записать свою речь, то проблем не возникает. Я даже получаю комплименты, что пишу так понятно и доступно для ученого. Я публикуюсь на английском и нидерландском языках, делаю окончательную редакцию текстов, много читаю. Надо принять, что ты никогда не будешь читать и писать, как это делают другие, но у тебя будет свой собственный стиль. В этом есть свои недостатки, но и свои преимущества…
- Мать – Франс Лели (44 года), ассистент проекта Института миграции и этнических исследований при Амстердамском университете: »Дислексия Маурица и детей полностью изменили мои представления о языке и речи. Я обожаю читать. Вначале меня раздражало, что Мауриц раз за разом делал одни и те же ошибки. Но чем больше я узнавала о дислексии, тем больше сопротивления во мне вызывало такое внимание к орфографии. Это было серьезным препятствием для моего мужа и детей.
»С другой стороны, когда мы услышали, что у сына дислексия, мы вздохнули с облегчением. Знаете, неприятно думать, что твой ребенок – нерадивый и ленивый ученик, и я сейчас себя виню в том, что так считала. Но мы этого просто не понимали. О Маурице я думала, что он недостаточно старается. А потом в нашей семье появилось двое детей с дислексией. В то время муж был загружен собственными воспоминаниями о тяжелых школьных временах. Это было для него откровением.
»Забавно, что дома я выступаю в роли эксперта в области дислексии. Я хожу на учебные конференции и читаю все по этой теме. Я — защитник интересов моей семьи. Я пишу все письма, просматриваю все домашние задания Зеба и статьи мужа.
»О дислексии Веры мы уже знали, когда ей было всего три года. У нее повторялось то, что мы раньше наблюдали у сына. Ее не интересовали буквы, она не могла назвать цвета, время и деньги были для нее крайне трудными понятиями. Но у нее есть другие качества: у нее богатое воображение, она креативна, обожает рисовать, любит музыку, хорошо катается на коньках и плавает. Она всегда чем-то занята. У нее в голове возникает образ чего-то, и она точно воспроизводит его в деталях. Я не беспокоюсь о будущем моих детей. Мауриц – хороший пример того, как можно быть успешным с дислексией. К сожалению, в школе им приходится трудно – там слишком велик акцент на чтении и письме…
- Дочь – Вера Лели (7 лет), учащаяся 4-го класса начальной школы: »Моя подружка читает так быстро, что я не понимаю. Я плохо читаю и пишу, мне надо все произносить по буквам. Это потому, что у меня дислексия. В школе, если мы что-то пишем, потом надо проверить, и потом сдать учителю. Но у меня, даже после моей проверки, огромное количество ошибок, потому что я не вижу различий между буквами и словами. Я много занимаюсь. У меня специальная книжечка, в которую я записываю мои пароли доступа к школьному компьютеру и тому подобные вещи. От учительницы я научилась читать с помощью различных цветов. Тогда определенные буквы или их сочетания выделены другим цветом. У меня дела идут хорошо, за исключением »д» и »б». Они обе обозначены голубым цветом, и я никак не могу их различать. С мамой вместе мы много читаем. Когда я вырасту, я буду и читать, и писать, но не это главное. Я хочу стать модельером. Я хорошо рисую – лучше, чем моя соседка по парте. Я ей помогаю с рисованием, а она мне — с написанием. Кроме того, я считаю до десяти на китайском, английском и немецком языках.
- Сын – Зеб Лели (18 лет), шестой класс средней школы: »Дислексию у меня установили в средней школе. Тогда моя учительница нидерландского языка в первый месяц учебы дала мне тест, и по его результатам оказалось, что у меня дислексия.
»Но я делал не так много ошибок, чтобы официально объявить меня дислектиком – две-три ошибки. Это значит, что я не имел право ни на какие поблажки – ни на дополнительное время, ни на использование лаптопа при написании текста. Мне тогда сказали: »У тебя дислексия, но мы ничего не можем для тебя сделать».
»Сам я особых проблем с дислексией не испытывал. Мне было 12 лет, я учился. В классе я был единственным учеником с дислексией, но это никак не влияло на мое положение среди одноклассников. Я помогал приятелю с географией, а он помогал мне с нидерландским языком. Когда мне надо было выбирать дальнейший профиль обучения, я, разумеется, выбрал не языковой пакет. Я выбрал пакет »экономика и общество». У меня хорошие отметки. Я пишу кратко, а это приносит дополнительные баллы.
»Мне всегда труднее писать. Вот и сейчас, когда начнется курс политологии. Но здесь в помощь то, что я могу работать на компьютере, потому что я печатаю в 20 раз быстрее, чем пишу.
»У меня хороший английский. Так получилось само собой. К нам часто приезжают иностранные друзья родителей, да и телевизор я смотрю. Но особенно помогла музыка. Я много слушаю музыку в жанре »хип-хоп», а там важны тексты. Теперь я даже подрабатываю уроками английского языка школьникам. Говорить по-английски для меня не проблема, а по аудированию (восприятие на слух) я был лучший в классе. Но вот с написанием проблемы – из 14 слов я девять писал неправильно. Но мои ученики, наоборот, хорошо пишут; у них проблема с разговорной речью.
»Мне помогает, что отец тоже дислектик. Родители с пониманием относятся к тому, что в школе дела не всегда идут хорошо. Но я переживаю, когда смотрю на сестренку. Ей еще через все это проходить…
Последствия дисграфии
Даже незначительные нарушения приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые предполагают работу с текстовым материалом (включая тексты задач).
У многих учащихся с нарушениями письма и чтения страдает процесс регуляции деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате дети с дислексией и дисграфией оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости.
Низкая успеваемость приводит к снижению мотивации вплоть до учебного негативизма, к проблемам школьной адаптации и социализации в целом.
Как проводится биометрическое исследование?
Для его проведения сканируются узоры всех 10 пальцев рук ребёнка, после чего эксперт изучает различные дерматоглифические параметры: тип узора, его ориентацию, локализацию, оценивается гребневый счёт и дельтовый индекс.
Другими словами, биометрическое исследование узоров пальцев, которое проводится в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе намного глубже, чем биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев, которая строится на изучении внешнего узора пальцев.
В связи с тем, что требуется сканирование узоров пальцев, проведение теста на дислексию онлайн невозможно!
Как преодолеть дислексию и дисграфию
При дислексии и дисграфии ошибки чтения и письма повторяются и становятся устойчивыми. Они не исчезают сами собой и не устраняются за счет использования обычных педагогических методик. Специализированные дополнительные занятия учителей с такими детьми оказываются малоэффективными.
Детям с нарушениями чтения и /или письма требуется специальная коррекционная помощь. Если такая работа не ведется, а взаимодействие предметников с логопедом не отлажено, то трудности закрепляются или даже нарастают.
Чтобы преодолеть нарушения, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: логопедическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, а часто и медицинскую.
Лечение дислексии
Многие школы предлагают поддержку детям с особыми трудностями в обучении, такими как дислексия. Часто используется командный подход — команда может состоять только из родителей и учителя ребенка, или в нее может входить школьный консультант, дефектолог и педагог- психолог.
Команда оценит потребности вашего ребенка и выяснит, получит ли он пользу от индивидуальной программы обучения. Этот тип программы может определить потребности вашего ребенка в обучении и предложить конкретные методы обучения для удовлетворения этих потребностей в обучении. Дополнительные уроки вне школы со специалистом по чтению также могут быть полезны для многих детей.
Благодаря такому подходу ваш ребенок может получить поддержку; особенно в потенциально трудные периоды, такие как поступление в школу и переход из начальной в среднюю школу.
Остерегайтесь любых предлагаемых дорогостоящих методов быстрого лечения. Часто отсутствуют научные доказательства эффективности этих методов лечения.
Диагностика нарушений
Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду
. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.
Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога
), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (
заключение педиатра
), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.
Нейропсихологическое обследование
и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.
Способы помочь вашему ребенку учиться
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо, и будете самым последовательным учителем для него. Поощряйте ребенка читать как можно больше и читайте ему каждый вечер.
Хорошая идея — поговорить с учителем вашего ребенка о том, как идут его дела в классе и что ожидается от вашего ребенка, чтобы вы могли как можно больше помочь. Вы также должны сообщить учителю вашего ребенка, если вашему ребенку слишком тяжело учиться. Узнайте, может ли ваш ребенок иметь право на особый подход на экзаменах. Это может включать дополнительное время, использование специальных технологий или особых условий при сдаче экзаменов. Школа вашего ребенка должна быть в состоянии помочь в этом.
Как строится работа
Задача нейропсихологической работы
— перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.
Детям с нарушениями письма и/ или чтения необходима психологическая поддержка,
которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.
Логопедическая работа
планируется в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений. Логопед учитывает все полученные рекомендации и заключения и планирует занятия, цель которых — нормализация процессов письма и / или чтения, формирование и закрепление соответствующих навыков.
Координация деятельности логопеда и учителей предполагает выработку рекомендаций
относительно того, как подавать учебный материал детям с нарушениями чтения и /или письма, и
требований
к оценке письменных работ и результатов чтения.
Работа с вербальным материалом строится по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Он может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач) в графический или предметный (схемы, модели).
Профилактика
Третьим крупным направлением научного исследования, начатого в 2002, является изучение эффективности превентивных интервенций.
Примерно с 160 детьми пятилетнего возраста, у которых один родитель страдал дислексией, работали в университетах трех городов с целью дать им преимущество до перехода в 3-й класс (обязательное школьное обучение начинается в Нидерландах в возрасте 4-х лет – прим. перев.
). С ними работали по-разному: студенты или родители, были разные предложения помощи: традиционные — с личным контактом — или с использованием компьютера, с акцентом на назывании предметов, различении букв, произнесении звуков или наращивании словаря из простых слов.
В конце второго года обучения (6 лет), оказалось, что дети во всех проектах показывали лучшие результаты в письме и фонетике, чем контрольная группа, которая не получала подобной поддержки. Проблемы сохранялись лишь со скоростью называния слов.
»К сожалению, этот эффект сохранялся на протяжении многих лет, » – отмечает проф. ортопедагогики Амстердамского университета Aryan van der Leij. »Мы были удивлены, что весь этот дополнительный багаж не помогал, когда ребенок действительно начинал учиться читать».
Это была не единственная неожиданность. Исследования головного мозга этой группы детей показывают, что мозг детей из группы риска (один из родителей страдает дислексией), у которых не развилась дислексия, все-таки отличается от »нормального» мозга. Van der Leij: »Эта группа занимает своего рода промежуточную позицию, и то очень знаменательно». Другой важный результат заключается в том, что дети из группы риска в 3-ем классе справлялись с заданиями достаточно хорошо, но к концу 4-го класса минимум 31% показывали худшие показатели по чтению, а в середине 5-го класса – 42%. Van der Leij: »Это значит, что в области языка проблемы чтения проявляются позже. По мере ускорения темпа чтения эти дети выпадают». На основании полученных результатов Van der Leij считает, что вмешательство должно осуществляться на 3-м и 4-м году обучения (т.е. в возрасте 6-7 лет).
Самый интригующий вопрос всего исследования заключается в том, как ребенок с риском дислексии будет развиваться дальше. Почему у одного проявляется дислексия, а у другого – нет? »Складывается впечатление, что в головном мозге есть определенный компенсаторный механизм, » – говорит профессор Natasha Maurits, председатель Группы по изучению дислексии. »Это следует изучать дальше».
Предупреждение нарушений письма и чтения
Эта работа проводится с дошкольниками и продолжается в первом классе в процессе обучения грамоте. Развитие устной речи, способности к наблюдению за языковым материалом, его анализу, синтезу, обобщению (развитие метаязыковой способности), формирование базовых неречевых функций (ориентировка в пространстве и на листе бумаги, развитие графических и моторных умений) является предметом содружественной работы логопеда и педагогов, работающих с детьми соответствующего возраста (воспитателя, учителя). Такая работа позволяет создать и упрочить необходимую функциональную базу, обеспечивающую освоение грамоты.
Фото: Unsplash
Обследование на дислексию
Чтобы диагностировать дислексию, вашему ребенку необходимо будет пройти серию стандартизированных анкетных тестов. Тесты оценивают навыки аудирования и речи вашего ребенка, академические навыки, рабочую память, а также его навыки обработки информации и языка. Тесты также могут включать оценку интеллектуальных способностей. Вас (родителей) и учителей ребенка также попросят предоставить информацию о вашем ребенке.
После различных исследований вам будет предоставлен подробный отчет о вашем ребенке и его способностях к обучению.
Ранняя диагностика и лечение дислексии помогает улучшить академические результаты. Наличие диагноза также помогает вашему ребенку сохранять уверенность в себе, потому что он знает, что его трудности с обучением связаны не с недостатком интеллекта, а с конкретным заболеванием.
Повышение самооценки вашего ребенка
Хорошее чувство собственного достоинства — одна из самых важных вещей, которые вы можете дать любому ребенку, но особенно ребенку с трудностями в обучении, который рискует потерять уверенность в себе. Следующие советы помогут повысить самооценку вашего ребенка:
- Замечайте и хвалите и поощряйте, когда работа или задача были выполнены хорошо. Также хвалите за предпринятые попытки.
- Поощряйте занятия, которые нравятся вашему ребенку и которые у него хорошо получается.
- Дайте ребенку обязанности по дому и хвалите его, когда они хорошо выполняются.
- Избегайте зацикливаться на дислексии вашего ребенка больше, чем это необходимо.
- Прежде всего, пусть ваш ребенок знает, что вы любите его или ее, независимо от его или ее способностей.
Также существуют группы поддержки для взрослых с дислексией. Присоединение к группе поддержки — отличный способ поделиться ресурсами и советами с другими семьями. Они также оказывают эмоциональную поддержку.