Дефектолог
— это специалист, который занимается изучением особенностей развития детей, корректировкой имеющихся нарушений. Дефектолог помогает детям адаптироваться в детском саду, школе, в обществе.
Психолог-дефектолог
— это специалист по двум профилям — дефектологии и психологии. Он относится к педагогам, а не к медицинским работникам, так что не обязан иметь медицинское образование.
Кто такой дефектолог
Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.
Дефектология включает в себя несколько отраслей:
- Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
- Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с речевыми нарушениями.
Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.
Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.
Заработная плата специалиста
Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:
- В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
- Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.
Большинство логопедов-дефектологов имеет дополнительную нагрузку в качестве уроков с учениками, с которыми они занимаются частным образом на дому. Такая практика распространена в стране, она обусловлена необходимостью систематических коррекционных занятий с особыми детьми. Почасовая оплата за труд педагога значительно выше, чем в образовательном учреждении.
Какую работу он проводит с детьми
Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.
На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.
На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.
Занятия проводятся в нескольких направлениях:
- На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
- Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.
Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.
При каких симптомах следует обратиться к врачу
Внеплановый осмотр необходим в таких случаях:
- в полтора года малыш не использует отдельные слова или слоги, не формирует фраз, речь односложная и невнятная;
- в два года речь невнятна или малыш совсем отказывается разговаривать;
- в три года ребенок слишком медленно или слишком быстро произносит звуки, заикается, путает окончания, не может составить простое предложение, а в его словарном запасе менее 30 слов;
- в четыре года скудный словарный запас, общение состоит из коротких фраз и обилия ошибок;
- в семь лет ребенок не умеет или плохо пишет/читает.
Абсолютно всем детям до 3-х лет нужно обязательно пройти осмотр и консультацию дефектолога. Почему именно в этом возрасте? До 3-х лет у ребенка формируется речь и речевые диагнозы не выставляются, поскольку неизвестно как малыш заговорит позже. В это время дефектолог определит уровень развития малыша, соответствует ли он возрасту, проверит его эмоциональную/физическую/речевую готовность. После 3-х лет, когда многие звуки уже сформированы и произносятся четко, дефектолог может заняться их коррекцией и «поставить» нужный звук.
Если у вашего ребенка есть один из вышеперечисленных симптомов – обратитесь к неврологу. Он исключит серьезные патологии нервной системы, а затем отправит на прием к дефектологу для коррекции речи.
У дефектологической диагностики нет возрастных ограничений. Своевременное обращение – залог успешного лечения, но скорректировать проблему можно даже в запущенном случае. Логопед поможет усовершенствовать или сформировать словарный запас, поставит слог и фразы. В некоторых случаях понадобится специальный массаж, физиотерапия или другие терапевтические методы.
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Терапевтические методики
Занятия логопеда-дефектолога с ребенком проходят преимущественно в увлекательной, игровой форме. Длительность одного сеанса занимает обычно не более получаса, что позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на процессе обучения.
В своей практике специалисты данной сферы используют ряд следующих терапевтических методик, доказавших свою эффективность и высокую результативность:
- массаж речевого аппарата;
- дыхательная гимнастика;
- физические упражнения, разминка;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- логоритмика;
- фонетическая ритмика;
- Су-Джок терапия.
Занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, обогащению словарного запаса ребенка.
Основной задачей логопеда-дефектолога является улучшение речевых навыков маленького пациента, как устных, так и письменных. Для этих целей с малышами занимаются постановкой звуков, артикуляцией.
Продолжительность лечения определяется доктором в индивидуальном порядке с учетом масштабности проблемы, поставленного диагноза, возраста и личностных особенностей конкретного ребенка.
Проблемы дефектологии
В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.
Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.
Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.
Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.
Как проходит прием?
На первой консультации логопед-дефектолог проводит диагностирование речевого развития маленького пациента с учетом его возрастных особенностей, выявляет возможные отклонения и дефекты. Проводится беседа с родителями, изучение медицинской карты, особенно при наличии у малыша заболеваний соматического характера, анализ собранного анамнеза.
В некоторых случаях специалист может назначить маленькому пациенту дополнительные виды инструментальных диагностических исследований:
- электроэнцефалография;
- спондилография;
- допплерография;
- компьютерная томография головного мозга.
На основании полученной информации доктор разрабатывает для ребенка индивидуальный план лечения, коррекцию присутствующих нарушений, дает родителям рекомендации относительно процесса домашнего обучения.
Профессиональные знания
- Коррекционно-педагогические методики, методы и приемы.
- Умение вступать в психологический контакт с учениками.
- Умение анализировать результаты медицинского обследования, заключений педагогов и психологов.
- Диагностические методики.
- Глубокие познания в сфере психологии, социологии.
- Базовые знания о медицине.
- Навыки и знания, необходимые для разработки индивидуальной коррекционной программы.
- Знание 1 иностранного языка (желательно, но необязательно).
Известные представители профессии
Власова Татьяна Александровна
Советский психолог и дефектолог
Доктор психологических наук (1972), профессор (1976), академик АПН СССР (1982)
Подробнее
Азбукин Дмитрий Иванович
Русский советский дефектолог, врач-психоневролог
Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Написал целый ряд работ по психиатрии, в которых касается многих проблем патологии психики человека.
Подробнее