Рекомендации по работе со скороговорками (выполнение упражнений) Небольшие советы ,как правильно вести работу с детьми по заучиванию пословиц и поговорок

Четкая и правильно выстроенная речь должна быть не только у дикторов или ведущих. Если вы хотите производить хорошее впечатление на окружающих и удивлять всех своей красивой речью, тогда тренируйтесь на скороговорках, которые мы сегодня подобрали для вас.


Четкая и правильно выстроенная речь должна быть не только у дикторов или ведущих

Что такое скороговорки?

Владимир Иванович Даль так охарактеризовал скороговорки:

Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь); «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (всё невпопад, неудачно); «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же).

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).

Как улучшить речь и дикцию с помощью скороговорок?

Скороговорки, произнося которые, как говорят, «язык сломать можно», — это прекрасное упражнение для развития дикции и других голосовых навыков. Проговаривать их полезно не только детям для того, чтобы правильно произносить звуки, но и профессиональным актерам, дикторам, телеведущим и всем, кто хотел бы красиво и четко разговаривать.

Это эффективный метод развития дикции, избавления от косноязычия, заговаривания, слишком быстрой или наоборот медленной речи.

Правильная техника произношения скороговорки следующая: сначала скороговорку произносят четко и медленно, а позже — постоянно наращивая темп и повторяя одно и то же много раз как можно более четко и раздельно.


Скороговорки, произнося которые, как говорят, «язык сломать можно», — это прекрасное упражнение для развития дикции и других голосовых навыков

Курсы для развития

Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу


Записаться на курсБесплатный урок

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курсПодробнее

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Возможность самостоятельного составления чистоговорки

Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке – например, звук «р», – с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).

Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:

Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.

Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

  • Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
  • Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
  • Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

Трудности с шипящими звуками, тогда вам следует тренироваться на фразах, содержащих звуки «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ».

  1. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  2. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  3. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  4. Хорошо хохочет Хрюшка. Хрюшка наша хохотушка.

Тренируйте навыки чтения, произношения, артикуляции. А может, именно вы станете великим известным оратором! Для этого всего лишь следуйте нашим советам, и у вас все получится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора и общему развитию детей младшего возраста. При создании презентации…

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации….

Зачем нужна школе Служба Сопровождения

Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач — создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал…

Возможные варианты скороговорок для отработки дикции.

  • Из-под топота копыт пыль по полю летит.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  • У нас гость унес трость.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Либретто Риголетто.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Жили-были три китайца-Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, И еще три китаянки-Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Советы по изучению скороговорок

Чтобы сделать дикцию выразительной, улучшить ее качество, необходимо произносить фразы каждый день минимум 15-20 минут от 2-х до 5-ти раз.

Постоянно к уже выученным добавлять новые. Распечатывайте их на листе бумаги большими буквами и развешивайте по дому в тех местах, где вы чаще всего бываете.

Например, на холодильник. Прежде чем его открыть, прочитайте чистоговорку, закрыли – снова прочитали.

Заменяйте уже выученные новыми, примерно через 10 дней. Это тот период, за который она приживается и уже не способствует улучшению артикуляции и развитию дикции.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Сначала возьмите для проработки короткие, зарифмованные, легкие для восприятия фразы. Когда вы начинаете их изучать с вашим ребенком, то лучше всего читайте сначала по слогам, потом целые слова, а в конце всё целиком. Если же не получается, то не ругайте ваше чадо.

Оставьте занятия на некоторое время. Постепенно возвращайтесь к ним. Впоследствии у него начнет всё получаться. В этот момент вы должны похвалить ребенка, это придаст ему уверенности в себе и разовьет ещё больше желания.

Что касается взрослых и деток постарше, то на первом этапе следует поработать с шипящими и глухими звуками. Напомним, что это «п», «т», «ш», «с».

Второй этап подразумевает работу со свистящими и звонкими «ц», «ч» и «ш».

И напоследок работа с третьей группой – с сонорными звуками «м», «н», «л», «р».

Проследите за собой, запишите на диктофон и прослушайте. Когда вы заметите с какими буквами и звуками у вас наблюдаются ошибки, возможно наличие дефектов, с ними и работайте больше.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Кому обязательно нужно владеть четкой речью?

Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор – они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.

К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.

Коснемся определения термина

Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).

Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]