Упражнения для развития фонематического восприятия

Надежда Матвеева

Упражнения для развития фонематического восприятия

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Профессор Р. Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)

. К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый —
фонематический слух.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Понятие «фонематический слух»

следует отличать от понятия
«фонематическое восприятие»
.

Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

По мнению Н. И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Работа над формированием фонематического восприятияпредполагает следующую последовательность:

• На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау — 1ый а; 2ой — у)

.

• Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак)

. Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных
(дом, там)
.

• Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

• Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак)

и двусложных
(коза)
слов и составляют соответствующие схемы.

• Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол, трёхсложных (канава)

.Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

• Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

«Услышишь — хлопни»

.

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель»

(или
«Где звук?»
).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

.

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка»

.

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Умение слушать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а уже в возрасте нескольких недель можно отметить реакцию малыша на речь. С первых дней жизни в головном мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха – навык, присущий только человеку и предполагающий наличие следующих навыков:

  • узнавать звуки родного языка;
  • сравнить и понять разницу между ними;
  • воспроизводить точно.

Уникальная способность выражать свои мысли словами считается врожденной, но описанные в науке случаи детей Маугли показывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческий язык, то научить его практически невозможно говорить. Это означает, что чем больше вы разговариваете с малышом от рождения, тем быстрее и лучше разовьется его фонематический слух.

Забавные слова, произносимые детьми в возрасте от 1 до 2 или даже 3 лет, напрямую отражают процесс сложной фонематической «настройки» в мозгу. Например, почти никто не пропускает слово «мать», потому что его максимально просто зафиксировать и воспроизвести. Но вместо слова «собака» ребенок вполне мог произнести «бабака», потому что звук предшествует шоку , и мозг ставит его в приоритет. Со временем, когда новое слово станет привычным, ребенок начнет на слух распознавать нюансы и пытаться исправлять ошибки. Поэтому важно, чтобы взрослые говорили с ребенком правильно, а не снисходительно, хотя может быть очень сложно удержаться от повторения забавных слов после маленького лингвиста.

Чтобы помочь ребенку понять, какие звуки он произносит неправильно, сначала четко повторите его версию проблемного слова, а затем – правильную. Это сделает разницу более заметной.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

Уроки по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Также необходимо тренировать распознавание неречевых звуков – бытовых и естественных. Особенно это актуально для детей, которые еще не готовы к словесным упражнениям.

Разговор игрушек

Это упражнение подходит для детей 2-3 лет. Необходимо собрать несколько знакомых малышу игрушек и издавать различные звуки: погремушка, визжащая утка, нотная тетрадь, заводная обезьяна. Ребенок отворачивается, и взрослый активирует один из предметов. Ребенок должен на слух определить, какая из игрушек издала звук, и обозначить его. Это самый простой этап, и если он не вызывает затруднений, пора усложнять игру. Теперь не одна, а две или несколько игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и ребенку придется постараться услышать их все.

Чем разнообразнее звуки, тем легче их будет различить, поэтому для одновременного прослушивания необходимо выбирать шумы разного происхождения, например, резиновый писк и скрежет.

Кто сказал «мяу»?

В эту игру могут играть несколько человек, дети или взрослые. Ребенок поворачивается, и все остальные садятся за ним полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».

Если игроков всего два, остальных можно заменить игрушками. В этом случае взрослой особи придется в одиночестве мяукать на нескольких котят, меняя их положение. Это усложнит игру, так как ребенок больше не сможет ориентироваться на принадлежность знакомых голосов.

Что еще почитать: Интерактивная игра «Его Величество Электричество» 2 класс

Музыкальные прятки

Еще одно полезное задание для самых маленьких, развивающее умение определять источник звука. Для него вам понадобится любая поющая игрушка или даже смартфон вашей мамы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет предмет в доступном месте и включает музыку. Сосредоточившись на слухе, ребенок должен найти, откуда исходит мелодия. Хорошие детские песни на английском или другом иностранном языке, которые понадобятся ребенку в будущем, помогут завершить эффект обучения.

Начните уроки иностранного языка в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ребенок уже может освоить фонетическую систему своего родного языка, но все еще может легко воспроизводить характерные звуки других языков.

Веселые картинки

Начиная с 3-летнего возраста, когда происходит ускоренное расширение словарного запаса ребенка и улучшение связной речи, больше внимания следует уделять упражнениям на правильное восприятие и произношение слов. Игра с картинками, на которых изображены предметы с созвучными названиями, поможет выявить и исправить возможные ошибки. Ведущий произносит слово, а дети показывают соответствующее изображение (кот или кит, домик или сом).

Логопеды выявляют ряд типичных фонематических ошибок, например, дети часто заменяют слова [m] на [n] («konpot», «tranway», «компьютер») или [k] на [t] («tutla» , “Тутушка”). Такие нарушения легко выявить, показав ребенку соответствующие картинки.

Заблудившиеся слова

Для этой игры вам нужно собрать несколько забавных стихов, в которых слова легко заменить согласными. Например:

Снег упал на порог

Кот сварил творог.

ИЛИ:

Мы не ели, не пили

Они утопили снежную женщину.

Дети должны послушать замену и поправить ведущего. Чем веселее получится стихотворение, тем успешнее будет игра у дошкольников.

Чего не хватает?

Педагог показывает картинку ребенку или группе детей и произносит ее название, опуская первую букву: «(х) айка», «(п) омашка», «(к) апуста». Дети должны угадать, какой звук отсутствует, и произнести его, а затем и слово целиком. Точно так же можно поиграть с последней буквой: «хвос (т)», «дерево (о)», «сало (ф)».

На индивидуальных занятиях нужно подбирать слова, которые ребенок сможет произнести совершенно чисто.

Если у ребенка проблемы с произношением каких-либо звуков, на них легко сориентировать упражнение, но только на этапе автоматизации.

Зайкина копилка

Ведущий сообщает детям, что кролик идет в магазин, но вместо денег они просят их назвать слова, начинающиеся с букв, составляющих названия нужных им вещей. Кролику нужен лук, поэтому нужно запомнить как можно больше слов с буквой «л», затем «у» и «к». После нескольких подобных упражнений ведущий говорит, что кролик купил еще какие-то секретные предметы, и предлагает детям разгадывать их. Для этого покажите серию картинок, из названий которых нужно выбрать первые звуки и составить из них слово. Например: «медведь», «якорь», «черепаха», «мяч».

Из чего кроит портной?

Игра подходит для дошкольников среднего и старшего возраста. Ведущий, сидящий за столом с закрытым фасадом, кладет себе на колени несколько листов декоративных материалов: картон, обыкновенная папиросная бумага, калька, пленка. Объявляя, что он собирается разрезать одежду, учитель берет лист бумаги и начинает его ножницами резать, пряча под столешницей. Дети внимательно слушают и определяют, что так звучит.

Если эта задача окажется слишком сложной, можно обойтись без ножниц, просто пошуршивая поделочным материалом под столом.

Превращаемся в слова

Ведущий вызывает двоих детей и дает им таблички, на каждой из которых написан слог, например «ка» и «ре». Остальные дети должны рассказать им, как встать, чтобы уловить слово «река». После упражнений с двусложными словами, если нет затруднений, можно переходить к трехсложным.

Интересный вариант – командная игра. В этом случае всем участникам выдаются таблички со слогами и делятся на две части. Игроки каждой команды составляют как можно больше слов из имеющихся слогов, а учитель фиксирует их на доске и ведет счет, определяя победителя.

Что еще почитать: Дидактическая игра «Посади бабочек на цветочки»

Посчитай и назови

Взрослый четко произносит знакомое детям слово (при необходимости несколько раз) и предлагает назвать буквы:

  • с чего это начинается;
  • последний;
  • второй;
  • предпоследний;
  • любые другие последовательно от начала или до конца.

Сложность игры легко регулируется подбором слов разной длины и состава, поэтому она подходит для дошкольников любого возраста и даже младших школьников.

Словесная цепочка

Вариант предыдущего упражнения. Дети по очереди называют слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с последней буквы предыдущего. Фасилитатор контролирует этот процесс, вмешиваясь по своему усмотрению и давая задание найти слово не для последней, а для предпоследней, второй или другой буквы. Также, если в исходном слове нужная буква обозначает мягкий звук, новое также следует начинать с мягкого.

Глухие и звонкие

Упражнение помогает детям уловить и закрепить разницу в звучании звонких и звонких согласных. Суть его в том, чтобы предложить детям подставить в слова соответствующие звуки. Чтобы сделать процесс более интересным и, следовательно, более продуктивным, учитель должен подготовить предложения со словами, подходящими для цели игры, и изображениями, которые их иллюстрируют. Например, ведущий говорит: «Рыбак пошел к реке и взял с собой .. утку!» Или покажите картинку с ребенком: «Ванюша очень маленький, у него только . кот!» В конце предложения вы можете показать нарисованного или игрушечного котенка.

Твердые и мягкие

Игра похожа на предыдущую, только здесь обработаны жесткость и мягкость звуков. Дети должны поправить ведущего, который намеренно ошибается в словах, смягчая резкие звуки, или наоборот: «Есть соль (и), которая сияет в небе», «Мама бросила вермишель в суп)».

Упражнение следует выполнять в достаточно быстром темпе, чтобы дети могли слышать и исправлять как можно больше слов, практикуя автоматическое переключение между звуками.

Для этой игры нет необходимости выбирать пары слов, в которых наличие или отсутствие мягкого знака меняет значение, поэтому нет необходимости использовать изображения.

Услышал — хлопнул

Ведущий соглашается с детьми, что теперь он прочитает им сказку (или просто серию не связанных между собой слов), и им придется хлопать в ладоши, как только они услышат слово, которое начинается с определенного звука. Помимо фонематического слуха, игра тренирует внимание и реакцию участников. Воспитатель может попросить детей хлопать в ладоши на тихий звук и, когда они слышат громкий звук, топать, это же правило также подходит для обозначения глухоты («река» и «роза», «бабочка» и «панама»).

Спой гласные

Ведущий произносит слово из двух или более слогов, а дети повторяют только гласные, и в начале примеры не должны содержать повторяющихся букв, а звук [о] должен быть подчеркнут. Постепенно задания усложняются: чередуются мягкие и жесткие гласные, вводятся слова с «о» и «безударно»: «колобок», «ветер». Это упражнение поможет вам научиться делить слова на слоги и впоследствии даст представление о дифтонгах и различиях в произношении одних и тех же гласных в разных позициях.

Во время или после игры обсудите с детьми, почему гласные называются гласными и что у них общего с пением.

Сыщики

Продолжение предыдущей игры. Ведущий размещает перед детьми 3-4 карточки с изображениями «подозреваемых» и четко произносит только гласные звуки скрытого слова. Мальчики по этому признаку находят правильную картинку, имя которой зашифровал учитель. Более сложный вариант – без картинок, когда детям нужно подобрать как можно больше слов для заданного сочетания гласных: «аа» («палка», «лапа»), «я» («увеличительное стекло», «но нет»).

Не рекомендуется использовать в этой игре букву «о» без ударения, так как это может отрицательно повлиять на грамотность в дальнейшем.

Специалисты считают, что несовершенный фонематический слух у детей до 2-3 лет – это нормально. Но если проблемы с речью сохраняются даже после достижения этого возраста, следует обратиться к логопеду, который определит причину дефекта и даст соответствующие рекомендации. Чем раньше вы начнете с ребенком, тем легче будет исправить труднопроизносимые звуки.

Что еще почитать: Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел

Как развивать?

Сначала ребенок учится ориентироваться в повседневных звуках: звук воды, мяуканье кошки, щелчок переключателя. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не только реагирует на звуки, но и пытается их повторить.

Примерно в восемь месяцев малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родном языке.

При нормальных темпах развития уже через год-два «человечек» способен выполнить простое задание («принести куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).

Для развития фонематического слуха в первую очередь необходимы регулярные тренировки и упражнения. Их можно делать как под наблюдением логопеда, так и дома с мамой. Далее мы рассмотрим конкретные примеры для каждого возраста.

У детей 3-4 лет

  • В трехлетнем возрасте ребенок может различать все звуки. Решающим фактором в развитии фонематического слуха у него является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
  • Показываем ребенку различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Слушаем их звук и играем. Затем мы просим вас повернуться спиной: ребенок должен на слух угадать название инструмента.
  • Мы знакомим нашего сына или дочь с понятиями «горячее» и «холодное». Итак, давайте катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», нельзя трогать мяч.
  • Вместе с ребенком складывайте крупы, пуговицы, камешки в разные мешочки. По звуку ребенок угадает, что в каждой из них.
  • Взрослый человек показывает изображение и называет объект, специально заменяя содержащиеся в нем звуки. Ребенок должен хлопать в ладоши, как только услышит правильный вариант. Например, шорт-гейт-борота.

У детей 5-6 лет

Правильно воспринимаются только те звуки, которые произносятся правильно. Это влияет на развитие словарного запаса и грамотности. Понимание связи между буквами и звуками возможно только при четком произношении.

  • Выбираем два изображения: с медведем и мышкой. Обсуди первое: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Так что запомните мышку: что она любит и где вы ее находите? Объясняем, что звучание слов похоже, но их значения совершенно разные.
  • Скажите это с ребенком, почувствуйте разницу. Точно так же можно поиграть с другими парами слов: печь-свеча, шина-машина.
  • Мы показываем различные картинки с предметами и просим четко сформулировать, что на них изображено. Если разделить слова на части, будет только плюс: бац, бац.
  • Ребенок по голосу угадывает, о каком персонаже вы говорили. В более сложном варианте ребенок сам «пробует» различные звуковые интонации: пытается говорить голосом зайца, лисы или робота.

У детей 6-7 лет

Многие родители уверены, что с ребенком нужно учить только буквы, и он сразу начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Запоминание букв не гарантирует того, что в обучении письму не возникнет серьезных трудностей. И большая часть ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.

  • Взрослый человек издает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен уловить этот звук: хлопнуть в ладоши, когда он его услышит. Для начала подберем слова так, чтобы звук был в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем ее посередине или в конце. Через некоторое время вы можете прочитать весь текст и просто «уловить» звук.
  • Взрослый говорит слово и бросает мяч ребенку. Кроха должен ответить рифмой и забросить мяч обратно. Начнем с самых простых слов. Если ребенок попал в беду, подскажем правильный ответ.
  • Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Мы постепенно добавляем новые слова. Сначала можно поиграть с образами, но потом упор делается на слуховую память. Задача: запомнить как можно больше слов подряд. Произошла ошибка: игра перезапустилась.

ССЫЛКА! С ребенком будет интересно играть в школе, где он учитель, а взрослый – ученик. Превратиться в незнаю, который все путает и во всем ошибается. Позвольте ребенку исправить ваши ошибки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]